Зонд "Хаябуса" готов к обратному пути - март 2007
16 февраля 2007 г
    Специалисты, осуществляющие управление космическим аппаратом "Хаябуса", объявили, что зонд готов к обратному пути. Начало этой операции запланировано на март 2007 года. К настоящему времени проверена работоспособность ионных двигателей аппарата, которые сперва предназначались только для корректировки траектории зонда. В порядке оказалась и система звёздной навигации, находившаяся в отключенном состоянии последние тринадцать месяцев. Теперь главная неполадка, мешающая успешному возвращению, заключается в выходе из строя трёх из четырех гироскопов. Для ориентации зонда в пространстве необходимо, чтобы работали, как минимум, два таких прибора. Однако японские специалисты работают над созданием программного обеспечения, которое позволит решить и эту проблему. В случае успешного развития событий "Хаябуса" достигнет Земли в 2010 году. Космический зонд "Хаябуса" (в переводе с японского "сапсан") был построен для отбора проб материала астероида Итокава. Запуск в космос этого аппарата состоялся 9 мая 2003 года с космодрома Утиноура.

Сблизившись с астероидом, зонд должен был отстрелить две дробинки, однако, из-за утечки топлива в результате повреждения двигателя аппарат перешёл в безопасный режим, при котором все дополнительные системы были отключены. Помимо этого, многочисленные повреждения топливной системы привели к потере связи с аппаратом и не позволили зонду начать движение к Земле в декабре 2005 года и, соответственно, вернуться на Землю в 2007 году. Связь с аппаратом была восстановлена в марте 2006 года. Тогда же специалисты из центра управления начали проводить проверку ионных двигателей. Несмотря на ряд неудач и, скорее всего, проваленную основную часть научной миссии, которая заключалась в сборе и доставке на Землю образцов грунта с астероида Итокава, "Хаябуса" собрал немало ценной информации. В частности, благодаря этим данным были установлены химический состав астероида и его плотность, а также выдвинуты предположения о возрасте и механизме его образования.
Источник: Николай Карташев (РОЛ)