В Солнечной системе обнаружен новый пояс астероидов
21 июня 2006 г
    Обнаружение уже четырех астероидов-троянцев у Нептуна позволяет сделать вывод о том, что в Солнечной системе имеется еще один пояс астероидов, о масштабах которого наука имеет пока самое смутное представление.
    Специалисты в области астрофизики факультета земного магнетизма института Карнеги и обсерватории Gemini в Хило, на Гавайях, обнаружили на орбите Нептуна три новых астероида, принадлежащих к классу так называемых троянцев, сообщает Рhysorg.com. Это открытие позволяет предположить, что Нептун, как и Юпитер, окружен плотным кольцом "троянцев", которые, возможно, имеют общую природу и происхождение. Суммарное число астероидов-троянцев Нептуна, обнаруженных на сегодняшний день, равно четырем. Недавно обнаруженные астероиды Нептуна признаны четвертой устойчивой группой астероидов в Солнечной системе. Тремя другими группами являются пояс Койпера, расположенный за орбитой Нептуна, "троянцы" Юпитера и главный пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Существуют косвенные свидетельства, что на орбите Нептуна может находиться существенно больше астероидов, чем в главном поясе астероидов или возле Юпитера. Тем не менее, обнаружить их с Земли чрезвычайно трудно из-за удаленности Нептуна от Солнца. Для их поисков требуются самые мощные телескопы, оборудованные чувствительными цифровыми камерами. Троянские астероиды группируются в так называемых точках либрации - узлах Лагранжа, которые расположены на орбите планеты либо впереди, либо позади нее на угловом расстоянии в 60o. В этих точках гравитационные поля планеты и Солнца удерживают астероиды на орбитах, синхронизированных с движением планеты. Первый троянский астероид Юпитера открыл в 1906 году немецкий астроном Макс Вольф (Max Wolf). С тех пор их число перевалило за 1800. Предположения о существовании "троянцев" возле других планет высказывались уже давно, но реальные доказательства появились сравнительно недавно. В 2001 году в опережающем узле Лагранжа был открыт первый троянский астероид Нептуна. В 2004 году Скотт Шеппард (Scott Sheppard) и Чедвик Трухильо (Chadwick Trujillo) из обсерватории Gemini открыли второй астероид Нептуна при помощи 6,5-метрового телескопа Magellan-Baade, находящегося в Ла-Кампана, Чили. В 2005 году они же обнаружили еще два астероида. Для точного вычисления орбит этих объектов исследователи использовали 8,2-метровый телескоп Gemini на Гавайях. Все четыре "троянца" Нептуна находятся в опережающем узле Лагранжа планеты. Один из новых "троянцев" имеет орбиту с более крутым наклоном к плоскости эклиптики, чем три других. Следует отметить, что современные методы наблюдения пока не обладают достаточной чувствительностью для обнаружения астероидов с большими наклонами орбит на таких больших расстояниях. Тот факт, что астероид с наклонной орбитой существует, дает основания предполагать, что могут быть и другие, двигающиеся по сложно переплетенным орбитам и образующие некое подобие облака, окутывающего всю орбиту планеты-гиганта. Обнаружение у Нептуна больного количества троянских астероидов с наклонными орбитами исключило бы возможность того, что они являются реликтами ранних стадий формирования Солнечной системы, поскольку в этом случае все астероиды находились бы строго в плоскости эклиптики. Образование облака астероидов Нептуна, если, конечно, оно будет обнаружено, можно будет объяснить теми же процессами, которые привели к образованию троянских облаков Юпитера: после стабилизации околосолнечных орбит планет-гигантов любой астероид, случайно попавший в "область", уже не мог из нее вырваться.
Источник: РОЛ