"Кассини" сфотографировал грозу на Сатурне
15 апреля 2010 г
    Ученые, работающие с космическим зондом "Кассини", опубликовали первые снимки молний на Сатурне. Фото вместе с описаниями доступны на сайте NASA. Результаты наблюдений опубликованы в журнале Geophysical Research Letters. Кроме этого здесь http://www.universetoday.com/2010/04/14/news-flash-cassini
    Астрономы анализировали данные наблюдений за Сатурном, собранные телескопом "Хаббл" с 2005 по 2009 годы. Ученые выяснили, что полярные сияния появляются на полюсах планеты с довольно четкой периодичностью. Новая информация позволяет связать появление полярных сияний с регулярным испусканием газовым гигантом радиоизлучения. Изначально предполагалось, что радиоизлучение появляется вследствие вращения Сатурна вокруг своей оси, однако позже от этой версии отказались, так как частота испускания радиоволн со временем изменялась, и маловероятно, чтобы за столь короткий срок могло бы замедлиться или ускориться вращение планеты. -captures-first-movie-of-lightning-on-saturn/ можно увидеть небольшое видео, созданное учеными из полученных фотографий. Сопровождающие его звуки - записи электромагнитных возмущений, вызываемых электрическими разрядами в сатурнианской атмосфере.

На снимках хорошо видно гигантское штормовое облако длиной более 3000 километров. Продолжительность вспышек молнии составляла не более одной секунды. При этом они освещали регион диаметром до 300 километров. Шторм продолжался с ноября по середину декабря 2009 года.
    По словам ученых, получение фотографий молний стало возможно только благодаря равноденствию на Сатурне - дело в том, что отраженный от колец свет делает невозможным обнаружение вспышек даже на ночной стороне планеты. Во время равноденствия свет падает на кольца под нулевым углом, что и сделало наблюдения возможными.
    Прошедшее на Сатурне равноденствие уже не раз помогало ученым. Так, ранее им удалось получить снимки неровностей на кольцах, которые при обычном освещении не видны.
    Аппарат "Кассини", который сделал всю работу по наблюдению за штормом, был запущен в 1997 году. Сатурна он достиг в 2004, а совсем недавно миссия зонда была продлена до 2017 года.
Источник: Лента