Звезды уличили в воровстве лун у "горячих Юпитеров"
13 августа 2010 г
    В ходе своей эволюции газовые гиганты, которые превращаются в "горячие Юпитеры" (то есть начинают обращаться вокруг своих звезд на очень низких орбитах), неизбежно теряют все свои луны. К такому выводу пришел астроном из университета Ниццы, опубликовавший статью в журнале The Astrophysical Journal Letters.
    "Горячие Юпитеры" - это один из самых часто находимых астрономами типов экзопланет (то есть планет, находящихся за пределами Солнечной системы). Они попадаются ученым чаще остальных по причине своего размера и близости к звезде - многие методы поиска внесолнечных планет опираются как раз на эти два факта. Однако до сих пор ученым не удавалось обнаружить у "горячих Юпитеров" спутники. Этот факт озадачивает специалистов, так как у газовых гигантов Солнечной системы луны есть.
    Автор новой работы построил компьютерную модель эволюции "горячих Юпитеров" и заключил, что потеря спутников - это естественный для них процесс. Газовые гиганты формируются из газа и пыли на достаточно большом расстоянии от светила, и на этом этапе они часто приобретают луны (ученый рассматривал вариант, когда у планеты четыре спутника). В ходе эволюции газовые гиганты начинают мигрировать ближе к звезде, и по мере движения их спутники "отрываются" под воздействием гравитации звезды. В созданной ученым модели три спутника будущего "горячего Юпитера" превратились в спутники звезды, обращающиеся по очень вытянутым орбитам, а четвертая луна врезалась в поверхность планеты.
    Новые результаты, однако, не означают, что "горячие Юпитеры" всегда лишены спутников. Исследователь полагает, что обращающиеся рядом со звездой газовые гиганты могут захватывать себе луны вторично - именно так обзавелся спутником Тритоном Нептун. Доказательством именно такого сценария является тот факт, что Тритон обращается в другую сторону по сравнению с Нептуном. Кроме того, луны "горячих Юпитеров" могут формироваться из остатков разбившихся о них спутников. Астрономы надеются, что в ближайшее время им удастся расширить свои представления о лунах внесолнечных планет благодаря телескопу "Кеплер" - его чувствительность оказалась настолько высока, что он может "видеть" спутники экзопланет.
Источник: Лента