Лунные кратеры оказались гигантскими батарейками
20 апреля 2010 г.
    Ученые установили, что лунные кратеры могут оказаться электрически заряженными. Статья исследователей появилась в журнале Journal of Geophysical Research, а ее краткое изложение приводит издание Universe Today.
    В рамках работы ученые построили компьютерную модель взаимодействия потоков заряженных частиц, испускаемых Солнцем (солнечного ветра), и полярных кратеров. Физики рассматривали потоки как разреженный газ из ионов и электронов, который в полярных регионах действительно ведет себя как ветер - из-за небольшого наклона оси вращения Луны потоки частиц движутся почти горизонтально.

В результате ученым удалось установить, что подобный ветер "задувает" внутрь кратеров. При этом электроны движутся быстрее более тяжелых ионов, что приводит к возникновению разности потенциалов между внутренней частью наветренного склона и дном.
    По словам ученых, новое открытие может пригодиться астронавтам. Дело в том, что полярные кратеры являются одними из вероятных мест для строительства лунных поселений - это связано с тем фактом, что их внутренняя часть никогда не освещается Солнцем, поэтому там сохранились запасы принесенного кометами льда (недавно ученые нашли лед в более чем 40 кратерах). Наличие электрического заряда на поверхности может представлять опасность для приборов, а также усиливать прилипчивость лунной пыли за счет ее электризации.
    Лунная пыль является объектом пристального изучения исследователей и инженеров. Так, например, в 2009 году инженеры NASA создали пылесос для лунной пыли. Это устройство снабжено специальной электронной пушкой, которая испускает направленный поток электронов. Раструб пылесоса при этом обладает положительным зарядом.
Источник: Лента