Юпитер - грозный гигант
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
1 - 2 - 3
1 - 2 - 3 - 4
КА "Galileo" и Юпитер

Полный вид Ио в искусственном цвете
PIA02309

Этот снимок высокого качества был получен аппаратом Галилео 3 июля 1999 года во время сближения с Ио. Эта цветная мозаика была получена при употреблении фильтров около-инфракрасного спектра, а также зеленого и фиолетового. Такая цветовая гамма близка к тому, что можно увидеть человеческим глазом. Большая часть поверхности Ио имеет пастэльные тона, с "пунктуацией" черного, коричневого, зеленого, оранжевого и красного цвета в местах вулканической активности. Высокое разрешение позволяет увидеть более мелкие цветовые характеристики, которые невозможно было ранее различить. Лавовые излияния и серные отложения представляют собой комплексные структуры (вырезка А), Некоторые яркие, белые отложения на высоких широтах похожи на прозрачную изморозь (вырезка B). Ярко-красные области ранее были видны как рассеянные отложения. Однако, теперь они видны еще и как четкие линейные структуры, наподобие расщелин (вырезка C). Некоторые вулканические центры имеют яркую цветную подложку, которая, скорее всего, имеет не только силикатное происхождение, но и серное (вырезка D). В этих регионах яркий, белый материал также выступает из линейных расщелин и утесов. Сравнивая эту мозаику с другими снимками, сделанными Галилео, можно увидеть изменения на поверхности, происходящие в результате постоянной вулканической активности. Север находится вверху. Солнце освещает поверхность практически прямо. Такое освещение помогает лучше увидеть цветовую характеристику спутника, но не очень хороша для передачи элементов топографии. Однако, некоторые особенности можно все же разглядеть. Центр видимой поверхности находится на 0.3° с.ш. и 137.5° з.д. Разрешение составляет около 1.3 км на пиксель. Снимок сделан с расстояния 130,000 км во время 21 орбиты Галилео вокруг Юпитера.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02309

Полный вид Ио в естественном цвете
PIA02308

Это одно из цветных изображений Ио высокого разрешения, около 3 км на пиксель. Здесь этот спутник находится на фоне верхушки юпитерианских облаков, которые выглядят голубыми. Среди самых интересных деталей, которые видны на поверхности, можно выделить зеленоватые области, немного фиолетовые центры и края ярких, богатых оксидом серы, регионов, наподобие тех, что можно увидеть в нижнем правом углу. Хорошо видны темные пятна, окруженные ярко-красными пирокластическими отложениями от вулканических выбросов. Эти места охарактеризованы текущей активностью. В основном Ио приобрел такие оттенки из-за присутствия огромного количества серных компонентов, тогда как темный материал, из которого состоят потоки лавы и кальдеры, характеризуется преобладанием кремния. Север сверху снимка. Для получения цветовых оттенков использовали фильтры на 1 мкм, зеленый и фиолетовый спектры. Снимок получен 29 марта 1998 года с расстояния 294,000 км.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02308

Цветовые вариации Ио
PIA00584

Это изображения полного диска спутника Юпитера Ио, которые сделаны по данным, полученным Галилео. Снимки получены, когда Солнце находилось практически за аппаратом на одной линии. Под этим углом освещения хорошо передается цветовая гамма. Левое изображение представлено в преувеличенных оттенках. Снимок делался с помощью трех фильтров: инфракрасного, зеленого и фиолетового. Белые области здесь - изморози оксида серы. Желтые, коричневые и красные области также богаты серным материалом. Верхний правый снимок сделан при объединении зеленого, около-инфракрасного и микрометрового фильтров. Инфракрасная часть спектра помогает исследователям охарактеризовать тип вулканической активности. Нижний правый фрагмент является композицией с изменением цветового коэффициента. Здесь эта комбинация представлена из трех цветов: красного, зеленого и синего, чтобы усилить внимание на тонкой цветовой вариации. Север сверху изображения, разрешение составляет около 6 км. Снимки получены 18 декабря 1996 года с расстояния 580,000 км.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA00584

Горячие точки Ио
PIA02591

На снимке видны горячие точки Ио, в том числе и новые, которые не были зафиксированы ранее. Данные получены в инфракрасном спектре камерами Галилео 6 августа 2001 года. Яркая новая точка, помеченная стрелкой, находится в северных широтах спутника. Это высокий вулканический выброс. Частицы, состоящие из молекул оксида серы, и похожие на снежинки были пойманы плазменным инструментом, установленным на борту станции. Начиная с двух часов после того, как Галилео пролетел на расстоянии в 194 км от поверхности Ио, инфракрасный спектрометр получил эти данные с освещенной стороны спутника. Снимок демонстрирует яркость деталей на волне в 4.4 мкм, на которой можно детектировать тепловое излучение от извержений. На ранних изображениях Галилео можно видеть ту же сторону спутника (справа), что помогает специалистам соотносить инфракрасные данные с конкретными геологическими структурами. Множество вулканических горячих точек выглядят на инфракрасном снимке в желтых, красных и белых цветах, в зависимости от интенсивности излучения. Ярчайшая точка в северных широтах на столько мощная по излучению, что получилась передержанной, или засвеченной (черная точка). Это неизвестный ранее вулкан. На тот момент было зарегистрировано 108 горячих мест на Ио, 10 из которых были открыты при этом исследовании. Большинство из открытых очень слабы, и не видны на этой карте, но их можно найти по тепловым подписям на инфракрасных данных.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02591

Натриевое окружение Ио
PIA01111

Это изображение в искусственных цветах демонстрирует Ио и окружающее его пространство. Было сделано два снимка: через чистый фильтр, с помощью которого к сцене добавили красный цвет, а также через зелено-желтый, который дал зеленый оттенок. Далее снимки были наложены друг на друга. Желтые элементы на картинке проявлялись на обоих фильтрах. Север сверху. На этом изображении видны некоторые интересные детали. Красноватое свечение к югу от спутника доминирует в чистом фильтре. Возможно, это рассеянный свет, отраженный от залитого солнечным светом полушария. Внутри красного пятна от вулкана можно рассмотреть желтоватое пятнышко. Это означает, что некоторое излучение от вулкана Пеле (Pele) просматривается и через зелено-желтый фильтр. Точки, которые видно в окружающем пространстве, конечно же, являются звездами. Те точки, которые видны только через один фильтр, не могут относиться к звездам, так как они должны быть видны через оба фильтра. Эти точки являются артефактами от воздействия космических лучей.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA01111

Натриевое облако вокруг Ио
PIA00593

На этом снимке Ио представлен своей ночной стороной. Освещенная сторона подсвечивается в основном светом, отраженным от Юпитера, так называемым "юпитерианским сиянием". Яркий пучок света на восточной стороне спутника - это солнечный свет, рассеянный материалом, извергающимся из вулкана Прометей (Prometheus). Этот вулкан находится на обратной стороне, прямо за краем диска Ио. Его выброс достигает высоты около 100 км. Рассеянный Прометеем свет и месяц Ио представляются на этом изображении в слабых желтоватых оттенках, как и большая часть окружающего здесь пространства. Большинство из этого излучения относится к натриевому (Na) облаку вокруг Ио, которое рассеивает свет на волне около 589 нм. Снимок получен 9 ноября 1996 года в 05:30 по всемирному времени через зелено-желтый фильтр бортовой камеры Галилео. Сам аппарат в этот момент находился в тени гиганта, на расстоянии примерно 2.3 млн. км как от Юпитера, так и от Ио.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA00593

Натриевое облако вокруг Ио
PIA01109

На этом снимке, как и на предыдущих, Ио представлен в искусственных цветах. Снимок сделан 9 ноября 1996 года в 05:30 по всемирному времени аппаратом Галилео, используя чистый фильтр, чей интервал составляет примерно от 400 до 1100 нм. Эта картинка коренным образом отличается от того снимка, что сделан через зелено-желтый фильтр. Во-первых, окружающее Ио пространство выглядит ярче. Частично это из-за того, что полоса снятия изображения по волновому спектру намного шире. А это позволяет большому количеству света, отраженного от материала, извергающегося из вулкана Прометей (Prometheus), попадать в объектив. Тем не менее, общая яркость совпадает с тем, что можно увидеть через зелено-желтый фильтр. А это в свою очередь говорит о том, что большинство излучения происходит от натриевого облака вокруг Ио. Второе главное отличие, это наличие большого круглого пятна в южном полушарии Ио. Это пятно, которое окрашено в красный цвет, подразумевает собой тепловое излучение от вулкана Пеле (Pele). Зелено-желтый фильтр дает меньше излучения от этого места, так как чистый фильтр более чувствителен к тепловой эмиссии.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA01109

Натриевое окружение Ио
PIA00594

Это мозаика из двух снимков Ио, на которой хорошо видно окружение спутника. Оригинальный снимок был дважды усилен в яркости: один раз в чистом фильтре, другой раз в зелено-желтом фильтре. Камера была направлена немного под другим углом во время съемки двух экспозиций, поэтому часть с "чистой" съемкой расположили в верхней части, а "зелено-желтую" - в нижней части мозаики. К снимку добавлены искусственные цвета и усилены контуры. Большая часть поверхности Ио находится в тени. Видна яркая часть месяца спутника в западной части. Эта часть в основном освещается светом, отраженным от поверхности Юпитера. Около восточного края Ио, в экваториальном районе, можно заметить яркий пучок света, который хорошо видно на нижнем изображении. Это рассеянный солнечный свет от вулкана Прометей (Prometheus). Сам вулкан находится прямо за видимым краем диска спутника. Извержение достигает высоты около 100 км и немного выступает над восточным краем Ио. Небо, окружающее спутник, заполнено материалом, рассеивающим свет. Это слабое свечение от натриевого облака (Na), которое рассеивает излучение на волне 589 нм. Усиленная интенсивность контуров помогает проиллюстрировать следующие моменты:
    1. Слабое излучение распространяется далеко за видимые угловые размеры снимка;
    2. Излучение направлено в сторону 4 часов от центра диска Ио, что подтверждает ранее полученные данные о распространении натриевого облака.
    На верхнем нимке видно круглое пятно в нижней затененной части. Это тепловое излучение от вулкана Пеле (Pele). На нижнем снимке не видно этого пятна, так как этот фильтр менее чувствителен к тепловому спектру. Снимки получены в 05:30 по всемирному времени 9 ноября 1996 года камерой Галилео. Аппарат находился на расстоянии около 2.3 млн. км от Юпитера и от Ио.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA00594

Вулканы на краю диска
PIA02254

Вояджер 2 сделал этот снимок 10 июля 1979 года с расстояния 1.2 млн. км от Ио. Это был один из последних в серии снимков, которые запланировали специально для исследования вулканической активности этого галилеевского спутника. Подсвеченный край Ио виден слева, а ночная сторона спутника подсвечивается светом, отраженным от Юпитера. По краю диска можно насчитать три вулканических извержения. Все они были зафиксированы ранее Вояджером 1. Верхнее и нижнее извержение на ярком крае Ио имеют высоту около 100 км. А вот вулкан в правой части снимка извергается на высоту около 185 км и на 325 км в стороны. За 4.5 месяца этот вулкан усилил свою деятельность почти в полтора раза. За этот же период было отмечено, что, по крайней мере, около 6 вулканов ведут себя одинаково и не изменяют свою активность.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02254