5 ноября 2013 г. в 14:38 индийского стандартного времени (09:08 UTC) с первой пусковой установки Космического центра имени
Сатиша Дхавана (Satish Dhawan Space Centre, SDSC) в Шрихарикоте был осуществлен успешный пуск ракеты-носителя PSLV-XL №С25 с индийской АМС Mangalyaan,
предназначенной для исследования Марса с орбиты его спутника.
Официальное название проекта - Mars Orbiter Mission (MOM), но сам КА получил в СМИ название Mangalyaan, которое
произносится «Мангальян» и означает на санскрите и на хинди просто «марсианский зонд». Это второй индийский аппарат для работы в дальнем космосе после
лунного спутника Chandrayaan-1 (что, в свою очередь, означает «лунный зонд»;) и первый отправленный к Марсу. Если все пройдет успешно, Индия станет
четвертой в мире державой, исследующей Красную планету космическими средствами. Ранее это удавалось только СССР, США и Европейскому космическому
агентству; японский аппарат Nozomi не получилось вывести на орбиту вокруг Марса, а китайский «Инхо» погиб вместе с российским «Фобос-Грунтом».
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Выведение
Весьма надежный индийский носитель PSLV в пятый раз использовался в усиленном варианте XL - с шестью стартовыми
твердотопливыми ускорителями PSOM-XL. Такая ракета с номером С11 дебютировала 22 октября 2008 г. при запуске лунного зонда Chandrayaan-1, а затем
использовалась для выведения тяжелых геосинхронных аппаратов GSat-12 и IRNSS-1A и спутника RISAT-1 на солнечно-синхронную орбиту. Носитель имел стартовую
массу 320 т при высоте 44.4 м; КА был укрыт под обтекателем диаметром 3.2 м и длиной 8.3 м.
Во всех случаях, кроме последнего, целевой орбитой была геопереходная с апогеем на высоте 21000-23000 км - наибольшим
возможным с полезным грузом массой от 1380 до 1426 кг. Практически такая же орбита выведения была предусмотрена и для КА Mangalyaan массой 1337 кг.
В момент старта включился центральный твердотопливный блок S139 и четыре из шести ускорителей. Две оставшиеся
«боковушки» заработали через 25 секунд после отрыва, на высоте 2.7 км, когда ракета начала маневр по тангажу и стала ложиться на азимут 104°. На 50-й
секунде завершили работу, а еще через 20 сек были сброшены первые четыре ускорителя. Оставшиеся два отделились в момент Т+1:32, когда PH достигла высоты
39.7 км и летела со скоростью 2024 м/с (в инерциальной системе отсчета, то есть с включением «дармовой» прибавки 452 м/с от вращения Земли).
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Через 113 сек после старта завершила работу первая ступень, и на высоте около 58 км произошло включение второй
жидкостной ступени PL40. В Т+3:22 на высоте 113 км был сброшен головной обтекатель. Вторая ступень отключилась в момент времени Т+4:25; через секунду
была запущена твердотопливная третья ступень HPS3, которая проработала 318 сек. Отделение третьей ступени произошло в Т+9:44 на высоте 195 км; PH
к этому моменту набрала близкую к орбитальной скорость - 7731 м/с.
В трех предыдущих миссиях включение четвертой ступени проводилось в районе нисходящего узла, с тем чтобы
большая полуось целевой орбиты находилась вблизи плоскости экватора. Однако для последующего старта к Марсу требовалось, чтобы перигей находился
над Южным полушарием, а апогей над Северным, а для этого надо было увеличить баллистическую паузу примерно на 24 минуты. Расчетный аргумент перигея
для запуска 5 ноября составлял 282.55° вместо 178° для ранее выполненных стартов.
Чтобы обеспечить такую схему полета, потребовалось увеличить ресурс командных приборов и доработать алгоритмы
системы управления на пассивном участке, а также нарастить емкость аккумуляторных батарей и обеспечить тепловой режим 4-й ступени, отсека системы
управления и самого КА. Для каждой из дат в пределах астрономического окна с 28 октября до 19 ноября была подготовлена отдельная циклограмма с
соответствующим временем старта и протяженностью пассивного участка.
Для контроля включения и работы 4-й ступени и отделения КА были развернуты два временных измерительных пункта на
арендованных судах индийского торгового флота: основной - на корабле Nalanda и второй - на Yamuna. Как раз из-за них не удалось провести пуск в день
начала астрономического окна, как планировалось изначально. Вследствие непогоды в Тихом океане (по неофициальной информации, в действительности
задержка была вызвана неисправностью бортового комплекса телеметрической аппаратуры на одном из кораблей) корабль Nalanda прибыл на Фиджи лишь 21
октября и не успевал занять к 28 октября расчетную рабочую точку вблизи этого архипелага. Новая дата старта была названа 22 октября; очень кстати она
пришлась на вторник, который в хинди, как и в латыни и во французском, является днем Марса - мангалвар.
Итак, по циклограмме для пуска 5 ноября баллистическая пауза заканчивалась ровно через 35 минут после старта. В этот
момент два двигателя четвертой ступени L2.5 включились на 519 секунд и обеспечили выведение на целевую эллиптическую орбиту. Наконец, через 44 мин 17 сек
после старта Mangalyaan отделился от четвертой ступени на орбите с объявленными параметрами (в скобках - расчетные);
- наклонение - 19.27° (19.2°±0.2°);
- высота в перигее - 248 км (250±5);
- высота в апогее - 23550 км (23500±675).
В каталоге Стратегического командования США аппарату были присвоены номер 39370 и международное обозначение 2013-060А.
Запуск Mars Orbiter Mission стал третьим успешным индийским пуском в 2013 г. и 25-й миссией PSLV с 1993 г., причем
24-й успешной подряд. Следующий пуск запланирован на февраль 2014 г.: носителю с номером С23 будет доверено вывести французский спутник SPOT-7.
На пути к Марсу
Чтобы отправиться к Красной планете, Mangalyaan выполнил семь (!) маневров - б, 7, 8, 10, 11, 15 и 30 ноября. По
плану пять маневров имели целью последовательный подъем апогея, а в последнем КА должен был достичь заданной отлетной скорости. Первые три маневра
прошли успешно, однако четвертый был выполнен не полностью, что потребовало введения в баллистическую схему одного дополнительного включения. Седьмой
маневр вывел Mangalyaan на траекторию полета к Марсу.
Первый подъем орбиты был как бы «пристрелочным». Маршевый двигатель зонда был включен 6 ноября в 19:47 UTC и
проработал 416 сек, добавив к скорости КА около 134 м/с. В результате апогей был поднят до 28825 км при высоте перигея 252 км.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Второй маневр состоялся 7 ноября в 20:48:51 UTC. На этот раз двигатель проработал 570.6 сек, высота апогея увеличилась
до 40186 км, а период обращения был доведен до полусуточного. 8 ноября в 20:40:43 был выполнен третий маневр: после 707 сек работы ДУ высота апогея
достигла 71636 км, а период приблизился к 24 часам.
Все эти коррекции сопровождались отработкой определенных функций для автономных режимов работы, необходимых при
выдаче последнего импульса и при выходе на орбиту вокруг Марса. При четвертом маневре 10 ноября в 20:36 UTC, целью которого было добавить еще 130 м/с
и поднять апогей примерно до 100000 км, проверялся режим с одновременным включением основной и резервной обмотки электромагнитного клапана маршевого
двигателя, и неожиданно это привело к прекращению подачи топлива в двигатель. В соответствии с заложенной логикой КА попытался продолжить исполнение
маневра на ЖРД ориентации, но выдал приращение скорости лишь в 35 м/с и поднял апогей с 71623 до 78276 км.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Выводы были сделаны: в дальнейшем катушки будут использоваться лишь последовательно. Из-за сбоя специалисты были
вынуждены запланировать дополнительный подъем орбиты, который был успешно проведен 11 ноября в 23:33:50 UTC. Время работы двигателя составило 303.8 сек,
апогей увеличился до 118642 км, а период - до 46 часов.
Шестой и последний подъем орбиты был проведен 15 ноября в 19:57:00 UTC. Двигатель проработал 243.5 секунд, высота
апогея увеличилась до 192874 км, а период достиг 91 часа. Общие затраты топлива на эти маневры составили около 350 кг.
19 ноября в процессе тестирования бортовой аппаратуры индийские специалисты включили камеру МСС и сделали с ее
помощью первые снимки. На фотографии с высоты 67 975 км видны Индия, Тибет, Аравийский полуостров, восточное Средиземноморье и восток Африки. Разрешение
снимка оценили в 3.5 км на пиксель. В последующие дни проводились дальнейшие тесты научных приборов и служебных систем АМС. Замечаний к ним не было.
19 ноября, первый тестовый снимок Mars Orbiter Mission
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
30 ноября в 19:00 был выполнен программный разворот КА, а в 19:19 UTC вблизи перигея орбиты маршевый двигатель
«Мангальяна» включили с целью выдачи расчетного импульса 648 м/с для ухода от Земли в сторону Марса. Фактически он отработал 1328.89 сек, истратив
198 кг топлива, и выдал приращение скорости 647.96 м/с.
3 декабря в 19:44 UTC Mangalyaan покинул сферу действия Земли на расстоянии 925000 км от планеты и стал
спутником Солнца. С удалением от Земли КА перешел на бортовую антенну среднего усиления MGA. С ее помощью он поддерживал контакт с центром управления
ISRO через индийскую станцию дальней связи Бялалу с ее 32-метровой и 18-метровой антеннами.
11 декабря в 01:00 UTC была выполнена первая коррекция траектории путем включения двигателей ориентации на 40.5 сек.
В этот день расстояние от Земли составляло 2.9 млн км.
Межпланетный перелет Mars Orbiter Mission осуществляется по эллипсу, близкому к гоманновскому, то есть к траектории
с минимальной характеристической скоростью, и будет продолжаться около 300 суток - до 24 сентября 2014 г. При подлете к Красной планете в ближайшей к
Марсу точке траектории АМС еще раз включит маршевый двигатель и перейдет на эллиптическую орбиту с параметрами:
- наклонение -150.0°;
- высота в перицентре - 365 км;
- высота в апоцентре - примерно 80000 км;
- период обращения - 76.72 часа;
- прямое восхождение восходящего узла - 61.4°;
- аргумент перицентра - 203.5°.
Ожидается, что Mangalyaan проработает на орбите вокруг Марса не менее 160 суток.
История проекта
Одной из основных задач первого индийского полета к Марсу является освоение технологий, необходимых для
проектирования и строительства межпланетных станций, а также для управления ими.
Успех миссии Chandrayaan-1 вселил уверенность в индийских специалистов и вдохновил их на новые проекты исследования
планет Солнечной системы. Следующей индийской АМС должна была стать лунная станция Chandrayaan-2, однако марсианский зонд ее опередил. Почему же это
произошло?
Вторая индийская лунная миссия задумывалась как совместная российско-индийская. Аппараты Chandrayaan-2 и «Луна-Ресурс»
должны были стартовать к Луне в связке на новой индийской ракете GSLV Mk.II. Оба они выходили на полярную окололунную орбиту, затем российский зонд
совершал посадку в районе южного полюса. На борту его размещался индийский мини-луноход массой 15 кг.
Такая схема была закреплена межагентским соглашением, заключенным в ноябре 2007 г. Однако после аварии GSLV Mk.II в
первом запуске в апреле 2010 г. программу пришлось пересмотреть с существенным уменьшением массы зондов, что вызвало непонимание и недовольство
российской стороны. К моменту краха «Фобос-Грунта» в конце 2011 г. пересмотр российской лунной программы уже начинался, и гибель станции его только
ускорила.
Под тем предлогом, что индийский носитель более не обеспечивал достаточной грузоподъемности, Россия отказалась от
использования GSLV Mk.II и «пересадила» свою миссию на «Союз». На основе бывшей станции «Луна-Ресурс» началась разработка аппарата «Луна-Глоб 1»
(сегодня - «Луна-Глоб Посадочный») для отработки посадки в полярных районах Луны.
Индийские специалисты задались естественным вопросом: не стоит ли им разработать собственный посадочный аппарат или
изучить возможность получить его из друтого источника, например из NASA? В январе 2013 г. стало известно, что Индия намерена осуществить проект
Chandrayaan-2 самостоятельно, включая и разработку собственного посадочного аппарата. Формальное решение об этом было принято в августе 2013 г.;
предполагается, что запуск состоится примерно через три года.
Что же касается индийской миссии к Марсу, то ее концептуальная проработка началась в 2008 г., а реальные работы по
проверке технических решений, проектированию платформы и научной аппаратуры велись с 2010 г. с прицелом на запуск в начале 2016 г. После развала
совместной лунной программы эти работы были ускорены.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
2 марта 2012 г. на торжественной церемонии открытия индийского отделения Марсианского общества выдающийся научный
специалист в области космоса П.С.Агравал (Р.С. Agrawal) объявил, что долгожданный проект индийской автоматической станции для полета на Марс находится
в стадии разработки. «Далеко вперед продвинулось проектирование полезной нагрузки, - отметил он. - В июне запланирована демонстрация модели двигателя
зонда».
16 марта 2012 г. индийский парламент утвердил бюджет на 2012-2013 финансовый год (ф.г.), в котором впервые были
предусмотрены значительные средства на марсианский проект, позволяющие изготовить и запустить зонд в конце 2013 г. Тем не менее индийский кабинет во
главе с премьер-министром Манмоханом Сингхом санкционировал миссию к Марсу лишь 3 августа, а объявлено было это решение 15 августа 2012 г.
Общая разрешенная стоимость MOM (не включая цену носителя) была определена в 4.5 млрд индийских рупий - 72 млн $
по курсу на 30 ноября 2013 г. Фактическое бюджетное финансирование миссии MOM в 2011-2012 ф.г. составило 10 млн рупий, в 2012-2013 ф.г. - уже 1250 млн,
а на 2013-2014 ф.г. было выделено 1675 млн рупий.
Напомним, российский проект «Фобос-Грунт» обошелся нашей стране приблизительно в 5 млрд рублей (160 млн $), а
американский MAVEN - тоже спутник Марса с довольно узкими научными задачами, стартовавший вслед за MOM, - «потянул» на 485 млн $.
Конструкция Mars Orbiter Mission
Аппарат создавался на основе проверенной платформы I-1K, которая использовалась на спутниках серии Insat и в
лунной миссии Chandrayaan-1. Были внесены лишь необходимые изменения, касающиеся двигательной установки (необходимость обеспечить возможность ее
запуска у Марса после десятимесячного перелета), запасов топлива, связи и систем энергопитания.
Стартовая масса Mangalyaan - 1337 кг, из них 852 кг приходится на топливо (НДМГ и смесь окислов азота), размещенное
в баках объемом 390 литров. Корпус зонда, поставленный компанией Hindustan Aeronautics Ltd., состоит из алюминиевых и углепластиковых сэндвич-панелей.
Система терморегулирования пассивная.
Маршевый жидкостный двигатель LAM тягой 100 фунтов (440 Н) используется для старта с околоземной орбиты и
торможения возле Марса. Стабилизацию КА при его работе и малые коррекции обеспечивают восемь ЖРД ориентации тягой по 5 фунтов (22 Н).
Солнечная батарея состоит из трех секций размером 1.8x1.4 м каждая и способна выдать 840 Вт на орбите у Красной
планеты. В системе электропитания имеется также литий-ионный аккумулятор емкостью 36 А-ч.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
В системе управления, ориентации и стабилизации Mangalyaan используются процессор MAR31750, два звездных датчика
(основной и резервный) французской фирмы Sodern, грубый аналоговый солнечный датчик с девятью чувствительными головками и специальный датчик засветки
солнечных батарей, а также два комплекта гироприборов и акселерометров IRAP. В качестве исполнительных устройств выступают четыре маховика-гиродина,
разгружаемые малыми ЖРД.
Телекоммуникационная система работает в S-диапазоне и включает два приемопередатчика с твердотельными усилителями
на 230 Вт и три антенны: низкого усиления LGA, среднего MGA и высокого HGA (соответственно Low, Medium и High Gain Antenna), причем отражатель
последней имеет диаметр 2.2 м. Максимальная скорость передачи данных составляет 40 кбит/с. В бортовом ЗУ может храниться до 32 Гбит информации.
Данные передаются и принимаются Индийской сетью дальней космической связи (Indian Deep Space Network).
Так как управление в реальном времени с Земли на межпланетных расстояниях невозможно, система управления станции
позволяет ей действовать с высокой степенью автономности, самостоятельно обнаруживая неисправности и обеспечивая сохранение работоспособности КА.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
21 марта 2013 г. в ходе четвертой сессии американо-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области гражданской космонавтики в Вашингтоне было
достигнуто соглашение о сотрудничестве в будущих лунных и марсианских проектах. Однако лишь 24 июня стороны объявили, что ближайшим предметом этого
сотрудничества станет обеспечение средствами американской Сети дальней связи полета КА Mangalyaan к Марсу в те периоды времени, когда аппарат находится
вне зоны видимости индийской станции. Взамен американцы просили доступ к данным «метанового» датчика MSM.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Полезная нагрузка
Основные цели миссии можно разделить на две группы:
1. Технологические задачи:
• Разработка аппарата, способного стартовать с околоземной орбиты к Марсу, пережить межпланетный полет, выйти
на орбиту Красной планеты и проработать на ней некоторое время;
• Освоение технологий связи с межпланетными зондами, навигации, планирования и управления миссиями;
• Возможность автоматического парирования нештатных ситуаций.
2. Научные цели:
• Исследование атмосферы планеты и поверхностных особенностей Марса, его морфологии и минералогии.
На борту Mangalyaan установлено пять научных приборов для наблюдения за марсианской поверхностью, атмосферой и
экзосферой, простирающейся до апоцентра орбиты зонда. Полезная нагрузка, состоящая из камеры, двух спектрометров, радиометра и фотометра, имеет массу
всего около 15 кг.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Фотометр Лайман-альфа (Lyman Alpha Photometer, LAP) предназначен для точного измерения соотношения дейтерия к
водороду, что является важным параметром для оценки потери водорода атмосферой Марса и роли воды в этих процессах. Прибор массой 1.97 кг представляет
собой абсорбционный фотометр, работающий на принципе резонансного рассеяния и абсорбции линий Лайман-альфа водорода и дейтерия (121.56 и 121.53 нм
соответственно). Рабочие ячейки прибора расположены между объективом и детектором и заполнены молекулярным водородом и дейтерием. Вольфрамовые нити
накала обеспечивают термодиссоциацию молекул Н2 и D2 с дальнейшим поглощением падающего излучения.
Датчик метана (Methane Sensor for Mars, MSM) предназначен для решения одной из главных научных проблем
планетологии - выяснения источника метана СН, в атмосфере Марса. Этот прибор массой 2.94 кг будет сканировать диск планеты, принимать отраженный солнечный
свет и картировать концентрацию метана с точностью до 10 частей на миллиард. Датчик имеет в своем составе эталон Фабри-Перо с оптическим резонатором,
который использует многолучевую интерферометрию на 1642-1658 нм для обнаружения следов метана, имеющих специфическую сигнатуру на данных длинах волн.
Анализатор нейтральных атомов в экзосфере Марса (Mars Exospheric Neutral Composition Analyser, MENCA) -
квадрупольный масс-спектрометр на диапазон 1-300 атомных единиц массы (а.е.м.) с разрешением до 0.5 а.е.м., способный обнаруживать вещество при
парциальном давлении до 10-14 мм рт.ст. Прибор весит 3.56 кг и состоит из рядов параллельных металлических стержней, генерирующих ионы
и позволяющих изучать состав атмосферы. Основная задача MENCA - это изучение экзосферы, наиболее далекой и разреженной части атмосферы Марса. Кроме
того, прибор сможет изучить состав вещества, окружающего Фобос, во время пролета аппарата мимо данного спутника Марса. Прототипом MENCA является
прибор СНАСЕ на лунном аппарате Chandrayaan-1.
Тепловой видовой ИК-спектрометр (Thermal Infrared Imaging Spectrometer, TIS) весит 3.20 кг и представляет
собой прибор с болометрическим датчиком из 120x160 элементов, чувствительным к длинам волн от 7 до 14 мкм. Прибор TIS будет изучать тепловой рисунок
поверхности Марса для получения карты состава и минералогии марсианских пород.
Цветная оптическая камера (Mars Colour Camera, МСС) весит 1.27 кг и работает в видимой области спектра - в
диапазоне от 400 до 700 нм. Камера имеет многоэлементный объектив и матрицу 2048x2048 элементов с RGB-фильтром. В перицентре орбиты МСС позволит
получить изображение участка марсианской поверхности 50x50 км с разрешением 25 метров на пиксель. В апоцентре камера обеспечивает широкое поле
зрения 8000x8000 км, в котором помещается вся планета. Ее назначение - мониторинг динамических явлений и погоды на Марсе и получение контекстной
информации для других приборов.
Камера МСС, спектрометр TIS и метановый датчик MSM разработаны в Центре космических приложений в Ахмедабаде,
фотометр LAP - в Лаборатории оптико-электронных систем в Бангалоре, а анализатор нейтральных атомов MENCA - в Лаборатории космической физики
Космического центра имени Викрама Сарабхаи в Тирувамантапураме.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Непредвиденная дополнительная программа индийского зонда включает измерения в ходе пролета у Марса кометы С/2013А1
(Сайдинг-Спринг), которая 19 октября 2014 г. должна пройти на расстоянии всего 144000 км от планеты.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Весной 2012 г., когда проект получил бюджетное финансирование, на полезную нагрузку выделялось 25 кг массы, и
список возможных приборов был более обширным. В него также входили второй ИК-спектрометр PRISM (Probe For Infrared Spectroscopy for Mars), радиационный
спектрометр MARIS (Mars Radiation Spectrometer) и аппаратура для изучения плазмы и электрических токов РАСЕ (Plasma and Current Experiment). В июле,
однако, стало известно, что квота на приборы сокращена до 15 кг и что не все из них попадут на борт. Окончательный состав полезной нагрузки, выбранный
Консультативным комитетом по космической науке, стал известен в начале января, а поставка аппаратуры состоялась в период с марта по июль 2013 г.
MANGALYAAN (ИНДИЯ)
Тем временем в июле в Сборочно-испытательном центре ISITE в Маратхахалли, пригороде Бангалора, под руководством
директора проекта С.Арунана (S.Arunan) завершилась сборка летного экземпляра «Мангальяна». После установки научных приборов в августе провели цикл
термовакуумных испытаний, а в сентябре - вибрационных и акустических, были также проверены механические приводы солнечной батареи и антенны HGA. 2
октября КА был отправлен из Бангалора и 3 октября прибыл в Шрихарикоту для электрических испытаний, заправки и стыковки с носителем, которая состоялась
22 октября.
Зачем это Индии?
Надо признать, что в современной космонавтике нет прецедентов успешной разработки межпланетной миссии за столь
короткий срок - 15 месяцев от правительственного разрешения до запуска!
В сентябре 2012 г. председатель ISRO К. Радхакришнан признал, что работа ведется «лихорадочным темпом» и что старт
к Марсу «послужит подъему национальной гордости Индии». А вот его предшественник Мадхаван Наир (G.Madhavan Nair) неоднократно подвергал марсианский
проект жестокой критике, называя его «полусырой миссией, предпринимаемой в неподобающей спешке и с неправильными задачами», которая «в лучшем случае
может послужить целям пиара». Он также утверждал, что на Mangalyaan переставили многие подсистемы с КА Chandrayaan-2, задержав тем самым надолго
работу над ним.
Другие критики уточнили, что выбор ракеты PSLV (носитель PSLV был выбран вместо GSLV, который был положен в основу
проекта при Мадхаване Наире и позволял запустить КА массой около 1800 кг) с неизбежностью дал на выходе КА слишком малой массы, выводимый на неудачную
орбиту с очень высоким апоцентром и оснащенный легковесным набором научной аппаратуры. Представляется, однако, что решение свести к минимуму технический
риск в первом межпланетном проекте Индии было правильным.
Многие наблюдатели считают, что главной движущей силой проекта является необъявленное соревнование с Китаем, который
уже в декабре осуществит мягкую посадку аппарата «Чанъэ-3» на Луну. К.Радхакришнан с этой версией категорически не согласен: «Мы никогда и ни с кем не
соревнуемся. В космосе наука является двигателем технологического развития, которое впоследствии дает прикладной результат».
Есть и скептики, так сказать, принципиального плана. Так, экономист Жан Дрэзе (Jean Dreze), специалист по
экономическому развитию из Делийской школы экономики, заявил в августе 2012 г. в интервью Financial Times: «Я не понимаю, зачем Индии посылать
космический аппарат к Марсу, когда половина детей в стране недоедают и половина семей живет без элементарных удобств». Он предположил, что решение
кабинета -«часть характерной для индийской элиты иллюзорной жажды статуса сверхдержавы».
Американский научный журнал Science привел тогда же великолепный ответ индийского высокопоставленного чиновника
(имя его названо не было, но впоследствии цитату приписывали едва ли не премьеру): «Мы с 1960-х годов слышим доводы, что бедная страна не нуждается в
космической программе и не может себе ее позволить. Но если бы мы не осмеливались мечтать о великом, то продолжали быть нацией рубящих дрова и черпающих
воду. Индия сегодня слишком велика, чтобы оставаться на задворках высоких технологий».