Юпитер - грозный гигант
Исследование Солнечной Системы - Юпитер
 Исследователи
Космические станции
Страница: Станции "Galileo" и "Кассини", Вояджеры около Юпитера (Part #1, Part #2, Part #3);
Гигант Юпитер

Миссия "Галилео"

Старт миссии состоялся 18 октября 1989 года. Американский космический аппарат "Галилео", доставленный на околоземную орбиту в грузовом отсеке корабля многоразового использования "Атлантис", представлял собой аппарат нового поколения для исследования химического состава и физических характеристик Юпитера, а также для более детального фотографирования его спутников. Орбитальный блок Галилео весит 2 223 кг, атмосферный зонд - 339 кг. Аппарат состоял из орбитального модуля для длительных наблюдений и специального зонда, предназначенного для проникновения в атмосферу планеты. Траектория "Галилео" была довольно сложной. Сначала аппарат направился к Венере, мимо которой прошел в феврале 1990 г. Затем по новой траектории в декабре он вернулся к Земле. Были переданы многочисленные фотографии Венеры, Земли и Луны. В октябре 1991 г., проходя через пояс астероидов, аппарат сфотографировал малую планету Гаспра. Вернувшись к Земле второй раз в декабре 1992 года и получив новое ускорение, он устремился к основной цели своего путешествия - Юпитеру. Оказавшись в августе 1993 года снова в поясе астероидов, он сфотографировал еще одну малую планету, Иду. Спустя два года "Галилео" достиг окрестностей Юпитера.

Атмосферный аппарат Галилео
Это - первый зонд, который пролетел через атмосферу гигантской газовой планеты.
ПЕРВЫЙ ЗОНД ДЛЯ ЮПИТЕРА

В конце июля 1994 г. Галилео был единственным наблюдателем обратной стороны Юпитера, когда в нее врезались обломки кометы Шумахер-Леви 9 в течение 6 дней.
    Американский космический аппарат "Галилео" непосредственно предназначен для исследования атмосферы и магнитосферы Юпитера и детального фотографирования его спутников. Он был сконструирован из трех сегментов, которые помогли сконцентрировать внимание на перечисленных аспектах: атмосферном зонде, невращающемся секторе орбитального аппарата, несущего камеру, и других датчиках, вращающихся в трех плоскостях главной секции, которая включает инструменты, сконструированные для измерения полей и частиц, в тот момент, когда "Галилео" будет лететь прямо через них. Разделение на две части необходимо для магнитосферных экспериментов, во время которых нужно сделать измерения при быстром вращении, обеспечив в то же время стабильность и фиксированную ориентацию для камеры и других детекторов.
    Научные инструменты, измеряющие поля и частицы, вместе с главной антенной, энергетическим обеспечением, силовыми модулями и компьютерами установлены во вращающейся секции. Это - магнитометры, инструменты для обнаружения низкоэнергетичных заряженных частиц, плазменный волновой детектор, улавливающий генерируемые частицами волны, детектор высокоэнергетичных частиц, детектор космической и юпитерианской пыли, счетчик тяжелых ионов, приборы, оценивающие потенциальный риск от заряженных частиц, через потоки которых пролетает космический аппарат. Невращающаяся секция содержит инструменты и другое оборудование, деятельность которого зависит от стабильнoсти и фиксированной ориентации: приборы для получения спектральных изображений атмосферы и химического анализа поверхности лун, ультрафиолетовый спектрометр, фотополяриметр-радиометр для измерения поглощенной и излученной энергии. Система камер дает изображения спутников Юпитера с разрешением от 20 до 1000 раз лучшим, чем были получены с "Вояджеров".
    В декабре 1995 года "Галилео" прибыл к Юпитеру, по команде с Земли от него отделился спускаемый зонд, проникший в атмосферу планеты на 156 км и функционировавший там 57 мин., в течение которых передал данные. А орбитальный модуль "Галилео" стал искусственным спутником Юпитера и проработал 8 лет. Прилежно нес свою службу на юпитерианской орбите. За время своего полета "Галилео" получил огромное количество информации и открыл новый мощный пояс радиации на расстоянии примерно 50 000 км от верхних облаков Юпитера. Используя данные с зонда, погруженного в верхние облачные слон Юпитера, ученые обнаружили, что грозовые штормы его во много раз мощнее земных и что в юпитерианской атмосфере меньше воды, чем предполагалось ранее. Оказывается, на Юпитере имеются как сухие, так и влажные области и содержание воды в rигантской газовой планете изменяется почти так же, как меняется влажность и на Земле.

Космический аппарат Галилео
7 декабря 1995-го исследовательский аппарат «Галилео» прибыл к Юпитеру и направил к нему исследовательский зонд. Синими точками на изображении показаны сигналы от зонда, передававшего научную информацию в течение 57,6 минуты, до тех пор, пока не углубился в атмосферу планеты на 156 км, где погиб под воздействием давления в 23 атмосферы. Однако зонд успел передать информацию о составе атмосферы, ветрах, температуре и молниях. Час спустя после получения информации от зонда орбитальный аппарат включил главный двигатель и вышел на орбиту вокруг Юпитера.
ПЕРВЫЙ ЗОНД ДЛЯ ЮПИТЕРА

Помимо этого, "Галилео" впервые обнаружил над Юпитером необычное облако, состоящее из чистых аммиачных льдинок, и это притом, что атмосфера Юпитера содержит газообразный аммиак. Это ледяное облако было замечено недалеко от Большого Красного Пятна на инфракрасных фотографиях, сделанных еще во время первого витка "Галилео" вокруг Юпитера. Причем облако это, получившее название Turbulent Wake Anomaly, несмотря на сильные ветры, дующие в этом paйoнe, имеет довольно стабильную структуру. Дальнейшие исследования с помощью спектрометра показали, что облако имеет очень высокую концентрацию частиц аммиачного льда, а его толщина составляет около 15 км.
    21 сентября 2003 года завершились восемь лет полетов "Галилео" между спутниками Юпитера. Зонд вошел в атмосферу планеты-гиганта. NASA выбрало такой вариант окончания функционирования для своего зонда, чтобы избежать возможного заражения Европы (одного из галилеевых спутников Юпитера, где по некоторым предположениями может существовать собственная жизнь) земными микроорганизмами.

Миссия "Кассини"

Основной задачей аппарата "Кассини" является исследование планеты Сатурн и его спутника Титана. На его борту находится зонд под названием "Гюйгенс". На орбите Сатурна зонд отделится от "Кассини" и начнет входить в атмосферу Титана с целью его исследования. "Кассини" несет на своем борту также множество научных инструментов, способных получать изображения видимой и инфракрасной областей спектра, исследовать космическую пыль и плазму, изучать магнитосферу и проводить другие научные исследования. Телеметрия от коммуникационной антены, а также другие специальные передатчики будут использованы для того, чтобы выполнять наблюдения за атмосферой Титана и Сатурна и измерять поля гравитации планет и их спутников.

Космический аппарат Кассини
Космический аппарат Кассини пролетавший около Юпитера на пути к своей основной цели - Сатурну и Титану.
Космический аппарат "Cassini" и Юпитер

"Кассини" был запущен 13 октября 1997 года и, пролетая на расстоянии около 10 млн. км от Юпитера, в течение месяца вел съемку этой планеты в разных диапазонах длин волн. Полученные данные, передаваемые им на Землю, свидетельствовали о том, что на Юпитера происходят загадочные явления, которым пока нет четкого объяснения. Так, при съемке северной приполярной области Юпитера в ультрафиолетовых лучах было обнаружено непонятное темное пятно. "Кассини" снимал его в период с 1 октября по 15 декабря 2000 года, в результате чего получился целый фильм из которого видно, что пятно немного перемещается, не выходя при этом из приполярной зоны. По мнению ученых, это скорее всего некая химическая неоднородность или вихрь. Пятно пространственно совпадает с центром рентгеновского полярного сияния Юпитера, поэтому специалисты полагают, что в этом пятне могут находиться молекулы углеводородных соединений, образованных при взаимодействии газон атмосферы Юпитера и заряженных частиц, в результате чего и появляется полярное сияние. По своим размерам пятно больше нашей Земли. В окрестностях Юпитера "Кассини" вел исследования магнитного поля этой планеты и окружающих ее радиационных поясов.
    Видеопоследовательность, составленная из 1 200 снимков Юпитера, полученных "Кассини", позволяет судить о полярной погоде планеты-гиганта как о необычайно устойчивом явлении. "Кассини" вынужден был проводить фотосъемку в инфракрасном диапазоне для того, чтобы пробиться через верхних покров планеты и показать находящиеся под ним облака в черно-белом режиме. В видеопоследовательность длинной менее минуты были включены изображения, полученные за 70 дней.
    Данные, зиписанные масс-спектрометром "Кассини" во время полета в окрестностях Юпитера, показывают, что в его окрестностях имеется огромное облако газа вулканического происхождения. Оно протянулось от Ио (самого близкого из четырех крупных спутников Юпитера) в сторону внешнего космоса на расстояние порядка 150 млн. км. Это плоды извержений многочисленных вулканов Ио.