Космический плацдарм




 
Космический плацдарм - научная база изучения космоса
Плацдарм
Постулаты мира
  Vita germetica
Научная база
Главная
Космические скафандры
Шаг в бездну космоса
Орбитальные станции
Космический плацдарм
Vita germetica

История разработки проекта МКС

    В 1984 г. президент США Р. Рейган объявил о начале работ по созданию национальной орбитальной станции. С этого времени проводилась разработка проекта крупногабаритной пилотируемой станции, собираемой на околоземной орбите кораблями многоразового использования "Space Shuttle". В 1988 г. станция получила название "Freedom" (свобода). Исследования велись в течение 10 лет, и на них было истрачено около 20 млрд долларов. Многочисленные переделки и пересмотр проекта показали, что только при международной кооперации можно будет создать столь сложный и дорогостоящий орбитальный комплекс.
    В нашей стране работали над проектом станции пятого поколения "Мир-2". Так как сроки эксплуатации орбитального комплекса "Мир" были ограничены (считалось, что комплекс будет работать в течение трех лет - 1986-89 гг.), то предполагалось, что сборка станции "Мир-2" начнется в начале 1990-х гг. Поэтому Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ) приступил к разработке первого орбитального модуля. Однако создавшаяся экономическая ситуация в России замедлила темпы работ над проектом. Решили продолжить эксплуатацию комплекса "Мир", тем более что научные модули "Спектр" и "Природа" для его оснащения еще не были готовы к запуску. Это
Мир
Орбитальную станцию МКС стали развертывать еще 1998 году. В течение долгого периода, связанного с катастроффой шаттла, строительство МКС не велось. Поэтому в настоящий момент стнанция имеет только такой вид, как показан на данном изображении.
Развертывание орбитального комплекса МКС
привело российское руководство космической отрасли к пересмотру позиции по проекту.
    17 июня 1992 г. Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство и NASA разработали совместную программу "Мир-Shuttle", состоящую из трех взаимосвязанных проектов: полетов российских космонавтов на кораблях "Спейс Шаттл", экспедиций американских астронавтов на ОК "Мир" и совместного полета экипажей, включающего стыковку "шаттла" с комплексом "Мир".
    Рассмотрение дальнейших направлений совместных космических исследований натолкнуло стороны на концепцию объединения национальных программ создания пилотируемых комплексов. Возможность включения российских элементов в конфигурацию Международной космической станции (МКС) начали рассматриваться с августа 1993 г. Свою позицию и предложения российская сторона сформулировала в октябре 1993 г. на совместном совещании представителей РКА, NASA, ГКНПЦ и РКК "Энергия".
    1 ноября 1993 г. в Москве руководителями РКА и NASA было подписано "Соглашение о порядке создания постоянной космической станции". В ноябре 1994 г. в Москве состоялись первые консультации российского и американского космических агентств, тогда же были заключены контракты фирм-участниц проекта -"Boeing" и РКК "Энергия" им. С.П. Королева. РКА и NASA подготовили детальный план, определив общую конфигурацию станции, объемы и формы работ. Этот план, состоящий из трех этапов, стал долгосрочной программой пилотируемых полетов двух стран. Первый этап предусматривал совместные космические полеты на ОК "Мир", второй - начало создания принципиально новой орбитальной станции на основе российского и американского сегментов. В ходе третьего этапа строительство МКС должно быть полностью завершено.
    В марте 1995 г. в Космическом центре им. Л. Джонсона в Хьюстоне утвердили эскизный проект станции. После этого стали постоянными консультации Контрольного совета МКС, рассматривающего и утверждающего ход работы. К 1996 г. определилась конфигурация станции, состоящая из двух сегментов - российского (пересмотренный вариант проекта "Мир-2") и американского, с участием Канады, Японии, Италии, стран ESA и Бразилии. В ближайшее время могут присоединиться еще Украина и Китай. В соответствии с достигнутыми соглашениями, первый этап был успешно выполнен. Это были два полета российских космонавтов на борту кораблей "Спейс Шаттл" и семь длительных полетов американских астронавтов на борту ОК "Мир" в 1995-98 гг.
    29 января 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации - российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США - 76,6%, Япония -12,8%, ESA - 8,3% и Канада - 2,3%. Российская сторона получила доступ к использованию 33% ресурсов МКС.
    20 ноября 1998 г. был запущен первый элемент МКС - российский модуль "Заря". Этим стартом начался второй этап сборки самого большого сооружения в космосе. Вторая фаза состоит из 17 запусков некоторых элементов станции, а для завершения сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных полетов).После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят 40 млрд. долларов.

Этапы развертывания орбитальной "стройки" МКС

Космические работы на Международной Космической Станции (1998 - 2005 гг.)
Квант
Квант
Квант
Квант
20.11.1998 г. - На орбиту выведен модуль "Заря"
04.12.1998 г. - Шаттл вывел на орбиту модуль Unity (переход)
27.03.1999 г. - Снабжение оборудованием станции
12.07.2000 г. - К станции пристыкован модуль "Звезда"
 
08.09.2000 г. - Обслуживание станции
11.10.2000 г. - Пристыковка Z1-Truss, Антены.
30.11.2000 г. - Установка первой связки солнечных батарей
07.02.2001 г. - Установка лабораторного модуля Destiny
Квант
Квант
Квант
Квант
 
Харак-ка
МКС
РФ
США
ESA
Япония
Канада
Италия
Масса, т
471
140
266
17
32
4
12,7
Элементы
40
9
24
2
3
2
0 (1)
Модули
17
5
8
1
2
0
1 (3)
Объем, куб м
1040
390
460
70
90
0
0 (30)
Данные в таблице могут меняться так как вследствии многочисленных проблем (в том числе с долгим перерывом полетов шаттлов из-за катастроффы) сроки работ под вопросом (в том числе и финансирование в полном объеме).
 
Квант-2
Кристалл
Спектр
Природа
19.04.2001 г. - Установка модуля. Canadarm 2 - авторука
12.07.2001 г. - установка Joint Airlock для выхода в космос.
14.09.2001 г. - Установка Стыковочного отсека "Пирс"
08.04.2002 г. - Установка транспортера для руки
 
07.10.2002 г. - установка новой связки солнечных батарей
23.11.2001 г. - установка второй опоры солнечных батерей
26.07.2005 г. - Обслуживания после долгого перерыва
Случайное изображение по проведению работ
Квант-2
Кристалл
Спектр
Природа

Функционально-Грузовой Блок ФГБ-2 (Российский сегмент)

    Основные функции: Предоставление порта для стыковки транспортных кораблей и исследовательских модулей. Транзит топлива из ТГК Прогресс в Служебный модуль Звезда. Размещение системы электроснабжения для обеспечения приема и переработки энергии от четырех высоковольтных солнечных батарей, расположенных на модифицированной Научно-энергетической платформе. Сброс тепла через развертываемый неподвижный радиатор. Предоставление 2-х портов для размещения исследовательских модулей с обеспечением электрических силовых, информационных и командных интерфейсов. Предоставление объемов для хранения. Размещение европейского манипулятора и обеспечение его функционирования. Управление приводом солнечных батарей модифицированной Научно-энергетической платформы. Размещение и обеспечение функционирования научного оборудования. Размещение грузовой платформы, доставляемой на ОК Шаттл.
    Возможные направления коммерческого использования: Предоставление объемов для хранения. Доставка грузов на орбиту. Предоставление услуг по передаче, хранению и обработке информации от ПН. Обеспечение канала связи с наземными пользователями. Наращивание энергоснабжения с помощью ДСБ. Обеспечение интерфейсов внутренних полезных нагрузок. Обеспечение интерфейсов внешних полезных нагрузок. Обеспечение шлюзования ПН. Обеспечение размещения и функционирования средств жизнеобеспечения экипажа из 3-х человек. Размещение каюты экипажа.
    Выполнение функций в интересах Российского сегмента Управление МКС по крену. Размещение высоковольтной СЭС. Предоставление порта для стыковки транспортных кораблей. Предоставление портов для стыковки исследовательских модулей и присоединение их к боковым СтА. Доставка манипулятора ERA на орбиту; предоставление мест для размещения базовых точек манипулятора ERA при ВКД и обеспечение функционирования манипулятора ERA на орбите. Создание ФГБ-2 в конфигурации дублера ФГБ-1 началось в 1995 году, практически одновременно с созданием
Развертывание орбитального комплекса МКС
По проекту орбитальная станция МКС сразу после окончания развертывания должна была иметь такой вид. И представоять собой огромное космическое сооружение. Планировался срок ее эксплуатации в 15 лет (но по видимому он будет продлен).
Мир
Функционально-Грузового Блока Заря - первого модуля МКС, по решению руководства ГКНПЦ им. Хруничева из собственных средств.
    В соответствии с документом Основные принципы завершения формирования российского сегмента МКС, утвержденным в августе Генеральным директором Росавиакосмоса Коптевым Ю.Н., ФГБ-2 включен в состав российского сегмента на надирном порту Служебного Модуля (СМ) Звезда в качестве многофункционального модуля.
    Сроки завершения работ по ФГБ-2 зависят от номенклатуры и объема работ по модификациям, связанным с новым назначением и дополнительными требованиями, которые предъявляются к ФГБ-2 Росавиакосмосом и потенциальными зарубежными партнерами. В настоящее время осуществляется формирование детального облика ФГБ-2, основанное на принципе оптимизации проектных параметров с учетом необходимости сокращения затрат и сроков на создание российского сегмента МКС при максимально возможном сохранении материально-технического задела и с учетом возможности привлечения инвестиций зарубежных партнеров и коммерческих заказчиков. Ориентировочно потребуется около двух лет для завершения работ по внедрению модификаций после окончательного определения технического задания на ФГБ-2 в упрощенной конфигурации российского сегмента МКС.
    В соответствии с упрощенной конфигурацией РС МКС модуль на базе ФГБ-2 предназначен для продолжения развертывания РС МКС путем предоставления портов для транспортных кораблей и исследовательских модулей, выполнения задачи переработки электроэнергии напряжением 120 В от СБ упрощенной НЭП (с уменьшенной площадью СБ, без гермоотсека и централизованной системы сброса тепла), размещения исследовательского оборудования, доставки и хранения грузов и др.
    По возможности на ФГБ2 должны обеспечиваться условия для выполнения коммерческих проектов с целью привлечения внебюджетных средств, в том числе в виде инвестиций, предназначенных для завершения создания изделия и введения его в эксплуатацию.

В соответствии с исходными данными, к модулю на базе ФГБ-2 предъявляются следующие требования:
    ФГБ-2 должен иметь порт для стыковки транспортных кораблей (ТПК Союз-ТМ и ТГК Прогресс-М и их модификаций) и исследовательских модулей, как в автоматическом режиме, так и в режиме ТОРУ. ФГБ-2 должен обеспечивать транзит топлива из ТГК Прогресс в баки СМ и ФГБ. ФГБ-2 должен обеспечивать прием, переработку и распределение электроэнергии от СБ упрощенной НЭП. Для этого на ФГБ-2 должно быть обеспечено размещение при ВнеКД и ВнуКД аккумуляторных батарей и аппаратуры регулирования и контроля высоковольтной системы электроснабжения РС (напряжением 120 В), а также дополнительных блоков системы управления бортовой аппаратурой (СУБА), необходимой для управления высоковольтной СЭС. При этом для обеспечения дополнительного сброса тепла в том числе с оборудования высоковольтной СЭС и другой обслуживающей ее аппаратуры, размещенной на ФГБ2, необходимо обеспечить установку на ФГБ2 доставляемого транспортным кораблем (”Шаттлом”) и развертываемого при ВнеКД неподвижного радиатора. ФГБ-2 должен участвовать в управлении МКС по крену с помощью своих двигателей. ФГБ-2 должен предоставить 2 порта для размещения исследовательских модулей с обеспечением электрических силовых, информационных и командных интерфейсов. На ФГБ-2 должны быть предоставлены места для размещения электромеханических средств технического обслуживания и ремонта (ЭМС ТОР), включая манипулятор ERA, грузовую стрелу (ГСтМ), а также размещены базовые точки для наружной научной аппаратуры и грузовой платформы, установлены штыри для хранения и обслуживания доставляемых полезных грузов.


Судьба станции Мир          Строение комплекса МКС


2005 - , Проект "Исследование Солнечной системы"
Открыт 15.12.2005, E-mail: lobandrey@yandex.ru