Венера - утренняя и вечерняя звезда
Заходите к нам на форум: задавайте вопросы - получайте ответы!
Венера - кривое зеркало Земли
Космические исследователи Венеры

КА "Venus Express" - ESA

    Запуск межпланетного зонда "Венера-Экспресс" (Venus Express) состоялся 9 ноября 2005 года с космодрома Байконур. Изготовитель космического аппарата "Венера-Экспресс" - компания Astrium (Франция). Заказчик запуска - Европейское космическое агентство (ЕКА). Запуск осуществлялся расчетами предприятий Роскосмоса. Космический аппарат Venus Express станет первым европейским спутником для исследования Венеры. Научными целями экспедиции является детальное изучение плазменной среды Венеры, а также ее взаимодействия с солнечными ветрами. Кроме того, внимание будет уделено поверхности планеты. Планируется исследовать динамику атмосферных процессов на Венере, структуру, состав и химию атмосферы, облачный слой и туманы, радиационный баланс, свойства поверхности и геологию. Космический аппарат "Венера-Экспресс" достиг Венеры в апреле 2006 года. Спустя пять месяцев полета, в апреле 2006 года, уже в сфере притяжения планеты, включились двигатели аппарата, для перехода на околовенерианскую орбиту. Маневрируя в течение пяти дней аппарат вышел на рабочую орбиту над полюсами планеты с минимальным удалением 250 км и максимальным - 6600 км от ее поверхности.

Venus Express - ESA
Запуск европейского исследовательского зонда Venus Express, который должен отправиться к Венере, был запланирован на космодроме Байконур на 26 октября. Однако за 3 дня до этой даты было объявлено о переносе запуска по техническим причинам. Запуск - 9 ноября 2005.
Космический аппарат "Venus Express" - ESA

    Период обращения станции вокруг Венеры составляет 24 часа. Расчетная продолжительность экспедиции составляет два венерианских дня (486 земных дней) с возможным продлением еще на два венерианских дня (если позволят ресурсы космического аппарата). Общая продолжительность с момента запуска равна 1185 земным дням.
    Космический аппарат "Венера-Экспресс" создан Европейским космическим агентством с участием российских ученых. В частности, российские специалисты ИКИ РАН приняли участие в разработке приборов SPICAV и планетарного Фурье-спектрометра.
    SPICAV - это комплект из трех оптических спектрометров, предназначенных для изучения атмосферы Венеры в ее нынешнем состоянии и прогнозирования ее дальнейшей эволюции. В ночное время проводятся анализы близкого к инфракрасному теплового излучения, идущего из плотных слоев атмосферы, с целью получения информации о составе нижних слоев и содержании воды и обнаружения горячих участков на поверхности. Излучения верхних слоев атмосферы изучаются в ультрафиолетовом диапазоне.
    Планетарный Фурье-спектрометр (PFS) представляет собой инфракрасный спектрометр для исследования атмосферы, оснащенный коротковолновым и длинноволновым каналами. PFS сможет предоставить уникальные данные, которые позволят обогатить знания о свойствах атмосферы, свойствах поверхности (температура) и их взаимодействии (вулканическая активность).
    Проект Venus Express был одобрен комитетом научных программ Европейского космического агентства (ESA) еще в 2002 году. Соглашение о запуске к Венере аппарата Venus Express Европейское космическое агентство и российско-европейская компания Starsem подписали в июне 2003 года. Считается, что из всех планет Солнечной системы Венера пригодна для жизни в наименьшей степени. Атмосферное давление здесь в десять раз выше, чем на Земле. Температура - 460 градусов Цельсия, плюс кислотные облака. Однако в сентябре 2002 года группа американских ученых обнаружила сразу несколько признаков присутствия на Утренней планете живых организмов. Venus Express - научно-исследовательский КА для изучения атмосферы Венеры, ее плазменной оболочки и радарного зондирования под поверхностного слоя атмосферы.

Пресс конференция в ESOC.

    Начало миссии АМС: 11 апреля: 10:03 мск - разворот АМС. Этот манёвр продлился около получаса и повернул Venus Express так, чтобы при пуске двигателя началось торможение. 11:17 - включение главного двигателя, начало торможения. 11:45 - уход за Венеру. 11:55 - выход из-за Венеры. Во время торможения, в 11:45, Venus Express исчез за планетой и не был видим с Земли. Аппарат появился из-за диска Венеры приблизительно десять минут спустя. Получение сигнала от АМС после периода затенения было первым признаком успешного выхода на орбиту. 12:07 - конец торможения. Начальная скорость 29 000 км/час (относительно Венеры) была снижена на 15 %. Аппарат вышел на предварительную вытянутую девятидневную орбиту. Это было приблизительно в 120 миллионах километров от Земли и в 400 км от поверхности Венеры. 13:13 - восстановление связи с Землёй. В конце торможения Venus Express выполнил несколько автоматических операций. Солнечные батареи были переориентированы к Солнцу, а одна из направленных антенн - к Земле. В 13:13 космический аппарат установил связь со станцией ESA Cebreros около Мадрида. В последующие несколько часов были получены сведения о состоянии АМС. Информация о фактической траектории была доступна от команды динамики полета ESOC около 14:30.
    Жан-Жак Дордэн, директор ЕКА: Итак мы на орбите Венеры. Это великий день, день великого успеха. Успеха политического, так как в научной программе есть вклад каждой из 17 стран, успеха технологического и успеха кооперации ученых, промышленности, национальных союзов и операторов. Венера Экспресс запущена на русском носителе, а выход на орбиту Венеры шел при поддержке станций связи НАСА. Теперь у нас есть основа для успеха научного, есть хороший космический аппарат и ученые, которые c его помощью смогут расширить пределы познания.

Venus Express - ESA
Проект Venus Express был одобрен комитетом научных программ ESA еще в 2002 году. Соглашение о запуске к Венере аппарата Venus Express Европейское космическое агентство и российско-европейская компания Starsem подписали в 2003.
Космический аппарат "Venus Express" - ESA

    Манфред Вархаут, руководитель полета: После запуска все происходило как по учебнику: успешное включение всех систем аппарата, перелет без происшествий, наконец на удивление спокойная ночь перед маневром, когда не случилось ни одной из тех нештатных ситуаций, к которым мы готовились на всякий случай. И вот теперь телеметрия показывает, что аппарат очень хорошо перенес выход на орбиту Венеры.
    Дэвид Саусвуд, директор научных программ ЕКА: Мы еще не закончили с планетами. Венера – еще один пункт в нашем списке. Я верю, что мы, европейцы, смотрим на мир по-разному, у нас разные культурные традиции. Для нас очень важно заниматься собственными планетарными исследованиями. Мы планируем вернуться на Марс и отправиться на Меркурий, но хочу сказать, что хотя планеты далеки от нас, еще дальше есть куда более интересные вещи. В ближайшие годы мы сместим акцент за пределы солнечной системы, даже за пределы галактики – в ближайшие годы ключевыми cтанут астрономические миссии. Мы хотим достигнуть новых высот и Венера Экспресс – еще один шаг на этом пути.
    Хэкан Сведхем, научный руководитель проекта: Сегодня я очень счастлив, сегодня начинается наша работа, то к чему мы готовились 2 года. У нас немало вопросов несмотря на то, что Венеру уже изучали в прошлом. Пожалуй главный вопрос – почему Венера такая, какая она есть, почему она непохожа на Землю. Я надеюсь вы будете следить за миссией, за ее результатами и уверен.

    Вопросы и ответы:
    Сколько топлива осталось? На самом деле больше, чем планировалось. У нас закладывался запас на проблемы при запуске, при перелете, но все прошло гладко и теперь у нас есть резерв на дополнительную программу и даже не одну. Топлива хватит на 4.5-6 лет работы.
    Все ли прошло как в плане? Все шло по графику, единственный момент, была двухминутная задержка после выхода из-за Венеры, DSN не сразу поймала сигнал. Импульс был выдан как и ожидалось. Орбита уточняется, нам надо еще час-полтора.
    Почему орбита у полюса? Мы хотели там подробно изучить поверхность и атмосферу. В то же время высокий апоцентр позволяет часами обозревать южное полушарие.
    Чем закончится миссия АМС? C течением времени орбита будет уменьшаться за счет атмосферы. У нас пока планов на конец миссии, но было бы интересно потренироваться в аэродинамическом торможении.
    Насколько помог Марс АМС? Полет Марс Экспресса начался с перехода в защищенный режим. Еще там были вопросы к звездным датчикам. Здесь же ни одной подобной проблемы не возникло. Это пример того, как мы использовали уроки Марс Экспресса применительно к Венере. А основная разница у аппаратов в системах связи, здесь у нас дополнительная антенна, ну и тепловые режимы пожарче.
    Каков график на ближайшие дни? В течении первого 9-дневного витка предусмотрены 6 сеансов для наблюдения Венеры с большого расстояния. Рабочая орбита будет сформирована к 7 мая, еще 4 недели уйдет на тестирование инструментов.

Состав научной аппаратуры

    Аппаратура радио-научного эксперимента Venus Express (VeRa) предназначена для сбора проб поверхности Венеры, нейтральной атмосферы и ионосферы, исследований гравитационного поля Венеры и межпланетной среды. В эксперименте будут задействованы радиосигналы X- и S-диапазонов (длина волны 3,5 см и 13 см соответственно).
    Целью эксперимента ASPERA-4 является изучение взаимодействия атмосферы и солнечного ветра, а также описание плазмы и нейтральной газовой среды в околовенерианском пространстве на основании съемки энергетически нейтральных атомов и измерения заряженных частиц.
    Оборудование ASPERA-4 включает четыре датчика: два датчика энергетически нейтральных атомов, электронные и ионные спектрометры.
    Научная аппаратура VIRTIS (спектрометры тепловой съемки в видимом и инфракрасном излучении) предназначена для картографирования Венеры от поверхности до мезосферы. Цели этого эксперимента можно кратко охарактеризовать как «томографию» атмосферы планеты: изучение слоев от поверхности до 150 км или выше.
    Магнитометр MAG создан Институтом космических исследований Австрийской академии наук (г. Грац) совместно с Техническим университетом г. Брауншвейга (TU Braunschweig) и Имперским колледжем (г. Лондон). MAG представляет собой космический магнитометр с двумя индукционными датчиками, предназначенными для измерения величины и направления магнитного поля. Магнитометр состоит из двух датчиков, блока электроники (включая электронный блок датчиков, блок обработки данных и блок питания и метровой штанги из углепластика.
    SPICAV – это комплект из трех оптических спектрометров, предназначенных для изучения атмосферы Венеры в ее нынешнем состоянии и прогнозирования ее дальнейшей эволюции. В ночное время проводятся анализы близкого к инфракрасному теплового излучения, идущего из плотных слоев атмосферы, с целью получения информации о составе нижних слоев и содержании воды и обнаружения горячих участков на поверхности. Излучения верхних слоев атмосферы изучаются в ультрафиолетовом диапазоне.
    Планетарный Фурье-спектрометр (PFS) представляет собой инфракрасный спектрометр для исследования атмосферы, оснащенный коротковолновым и длинноволновым каналами. PFS сможет предоставить уникальные данные, которые позволят обогатить знания о свойствах атмосферы, свойствах поверхности (температура) и их взаимодействии (вулканическая активность).
    В разработке приборов SPICAV и планетарного Фурье-спектрометра приняли участие Российские специалисты ИКИ РАН.
    PFS работает в основном вокруг перицентра орбиты и только иногда наблюдает Венеру с больших расстояний. Каждое измерение занимает 4 секунды и повторяется каждые 11,5 секунд.
    Камера наблюдения Венеры (VMC) включает блок, который содержит оптические приборы, ПЗС и считывающую электронику, а также блок цифровой обработки и преобразователь энергии. Камера оснащена четырьмя независимыми каналами с одним ПЗС.
    VMC позволит изучать динамику атмосферы в верхних слоях облачного покрова (70 км) с целью объяснения механизма супер-ротации, неисследованного полярного диполя, а также наблюдения за волнами.
Основные характеристики проекта: масса – 1120 кг, срок активного существования – 40 месяцев

Установка спутниковой антенны на три головки на три спутника тут
2005 - , Проект "Исследование Солнечной системы"
Открыт 15.12.2005, E-mail: lobandrey@yandex.ru