Вход на сайт

Устраивает ... но ...
Встречал поинтереснее
Куда я попал?

Популярные статьи
  • Колония на Марсе - близкое буд ...
  • Гальченко Алексей - теория "В ...
  • Почему у планет земной группы ...
  • Новые исследования Европы и Юп ...
  • Проблема Млечного Пути и Андро ...
  • Внеземные растения - радуга эк ...
  • Исследования аппарата Кассини ...
  • Новый рекорд среди черных дыр
  • Гальченко Алексей - ИНВЕРСИЯ Г ...
  • Землю охлаждает Млечный Путь

Декабрь 2006 (5)

Ноябрь 2006 (7)

Октябрь 2006 (13)

Информация
    Это информационное приложение яв-ляется дополнением к сайту galspa-ce.spb.ru, но с возможностью любому пользователю добавлять свои инте-ресные новости или статьи.
    Исследования аппарата Кассини NASA Главная
    Аппарат Cassini во время очередного "космического плавания", как обычно, наловил много научного добра. Самые главные находки — четыре новых кольца, у которых, как оказалось, есть самые разнообразные оттенки, а одно из известных пострадало от астероида. Вдобавок к этому на самом Сатурне обнаружилось жемчужное ожерелье. Учёные, занимающиеся проектом Cassini, уверены в том, что напали на след спутников Сатурна, которые, по их ожиданиям, должны вращаться вокруг него. В предыдущей части мы уже рассказывали о микролунах, прятавшихся в кольцах, но на этот раз астрономы рассчитывают найти нечто более увесистое.

Совсем недавно исследователям удалось сделать несколько важных открытий. Им повезло: во время полёта Cassini Солнце оказалось позади Сатурна. Это были необычные и очень удобные условия для наблюдений. Учёные не упустили возможности воспользоваться ими, и результаты порадовали всех. Система колец оказалась подсвеченной так, что она полностью была видимой для Cassini. Благодаря этому заметили блеклое кольцо, совпадающее с орбитами сатурнианских спутников — Януса и Эпиметея. (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    Создана карта крупнейшего астероида - Цереры Главная
    Астрономам с помощью телескопа обсерватории Кек, расположенной на горе Мауна-Кеа на Гавайях, удалось получить изображение поверхности крупнейшего астероида главного пояса – Цереры – с чрезвычайно высоким разрешением (30 км). Для съемок использовался ближний инфракрасный диапазон (J/H/K-поддиапазоны), позволяющий с более высокой, чем при использовании других спектральных диапазонов, точностью изучать состав поверхности небесных тел. Церера, открытая итальянским астрономом Пиацци в 1801 году, стала первым объектом принципиально нового, неизвестного ученым прежде класса небесных тел — астероидов. Орбиты астероидов в основном находятся в области между орбитами Марса и Юпитера (так называемый центральный пояс астероидов).

Высказывались предположения, что астероиды могут либо являться осколками разрушенной гравитационными силами гипотетической планеты — Фаэтона — либо представлять собой протопланетное вещество, из которого не удалось образоваться планете вследствие близости массивного Юпитера. В результате наблюдений, проводившихся при максимальном сближении Земли с Церерой в 2002 году, удалось построить карту отражающей поверхности (альбедо) астероида в ближнем ИК-диапазоне. На ней различимы географические объекты размером от 40 до 160 км в поперечнике. Их отражающая способность изменяется в пределах 12%. По мнению ученых, эти различия обусловлены и наличием сложного рельефа, и неоднородным химическим составом пород поверхности Цереры. (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    Предложено новое объяснение загадки Энцелада Главная
    Группа американских исследователей, возглавляемая Джоном Купером (John Cooper) из Центра космических полетов имени Годдарда (Goddard Space Flight Center) NASA в штате Мэриленд, предложила свое новое объяснение загадочного поведения спутника Сатурна Энцелада (Enceladus). В свое время планетологи были в немалой степени удивлены, когда автоматическая межпланетная станция "Кассини" (Cassini), пролетавшая в июле 2005 года над южным полюсом этой небольшой (диаметром 500 километров) ледяной луны, вдруг зарегистрировала наличие там водяных паров и удивительно теплых областей (для мест, столь удаленных от Солнца).

Самым популярным объяснением этой неожиданной аномалии послужила гипотеза, согласно которой энергию для подобного разогрева поставляет гравитационное взаимодействие спутника со своим хозяином-гигантом Сатурном. Сатурн как бы сжимает и растягивает Энцелад, что и может в принципе являться основной причиной так называемого приливно-отливного разогрева (tidal heating). В этой связи у Энцелада предполагается наличие каменного ядра, которое сохранило бы луну относительно теплой после того, как она уже сформировалась. (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    Spitzer отделил день от ночи Главная
    Спитцеровский телескоп впервые за всю историю наблюдений за внесол-нечными планетами зафиксировал данные, относящиеся к части наблюдаемого объекта. До сих пор астрофизикам удавалось вычислить лишь общие характеристики экзопланет. Работающие с космическим инфракрасным телескопом Spitzer астрофизики сумели впервые измерить дневную и ночную температуры на внесолнечной планете Эпсилон Андромеда В. Обнаруженная в 1996 году планета класса «горячих юпитеров» вращается вокруг звезды Эпсилон Андромеды, расположенной в 40 световых годах от Солнца.

Cудя по всему, эта планета, вращающаяся вокруг своей звезды всего за 4,6 суток, приливно заторможена. То есть, одно её полушарие всегда обращено к центру вращения (подобно Луне или Меркурию). Однако благодаря тому, что Эпсилон Андромеда В - газовый гигант, вещество достаточно быстро перетекает с дневной стороны на ночную. Можно только себе представить, какие погодные процессы происходят на ней, ведь разница температур между сторонами планеты - полторы тысячи градусов Цельсия. Согласно данным, которые получил Spitzer, дневная температура планеты составила от 1400 до 1650°C, ночная - от -20 до 230°C. (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    "Хаббл" - то ли перепланета, то ли недозвезда Главная
    Только ученые уточнили - какие тела в нашей системе можно считать планетами, как открытие нового объекта у удаленной звезды дает еще один повод пересмотреть планетные теории. Обычно внесолнечные планеты открывают косвенным способом, поскольку яркий свет центральной звезды затмевает свет и без того слабых ее спутников - так были открыты все 200 известных на сегодня экзопланет. Однако космическому телескопу Хаббл повезло. Он получил прямое изображение самого слабого спутника далекой звезды, расположенной на расстоянии 500 световых лет от Земли. О том, к какому классу объектов отнести этот спутник, астрономы спорят до сих пор.

Инфракрасное изображение пары объектов зафиксировано камерой Advanced Camera for Surveys (ACS) еще полтора года назад, но до сих пор ученые расходятся во мнении относительно меньшего компаньона. За истекший период астрономы определили массу двойной системы, что стало поводом для серьезных дебатов. Последняя работа на эту тему проделана группой ученых во главе с Кевином Луманом (Kevin Luhman) из Пенсильванского университета. Статья на эту тему будет опубликована в ближайшем номере "Астрофизического журнала". Оказалось, что новое небесное тело, получившее наименование CHXR 73B, имеет массу в 12 раз большую, чем Юпитер. Объект с такой массой, по принятым терминологическим представлениям, буквально балансирует на границе между звездой и планетой. (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    Вселенная забита двойниками Земли Главная
    Землеподобные планеты могут порождаться так называемыми горячими юпитерами. По крайней мере, так получается в теории. Правда, хотя модель получила практическое подтверждение, пока к ней нельзя относиться, как к догме. Тем более, что до действительного понимания планетообразующих процессов астрофизикам ещё далеко. Более трети звездных систем, к которым принадлежат выявленные к настоящему времени за пределами Солнечной системы газовые гиганты, могут содержать в себе и планеты земного типа. Поверхность таких планет (их называют пригодными для жизни экзопланетами)

должна быть, по-видимому, покрыта большими океанами воды, способными обеспечить зарождение и поддержание каких-либо форм жизни. Согласно данным нового исследования, опубликованного в Science, землеподобные планеты – самое обыкновенное явление, только искать их надо в тех звездных системах, в которые входят так называемые горячие юпитеры. Первые результаты своих изысканий ученые предъявили на встрече астробиологов NASA в Вашингтоне в апреле текущего года. (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    Почему у планет земной группы нет колец? Главная
    Во времена И. Ньютона Солнечная система представлялась совершенной пустотой, в безбрежных просторах которой плавали планеты с их немногочисленными спутниками. Уникальным и странным образованием на краю системы маячил Сатурн с его кольцом непонятной природы. Позднее математики (среди них такие корифеи, как П. Лаплас, Дж. Максвелл, С.В. Ковалевская, П.Г. Боль) доказали, что сплошным твердым телом кольцо быть не может. Если даже оно сделано из идеального сверхпрочного материала, выдерживающего приливные и центробежные нагрузки, из-за неустойчивости своего движения оно должно за короткое время врезаться в центральную планету. В действительности же оно должно рассыпаться на множество осколков. Теперь известно, что кольцо Сатурна представляет собой практически плоский рой частиц - от пылинок до декаметровых глыб.

Первое экспериментальное подтверждение этого факта принадлежит пулковскому астроному А.А. Белопольскому, определившему по доплеровскому смещению спектральных линий лучевые скорости частиц. Оказалось, что угловая скорость тем выше, чем ближе частица к планете в согласии со вторым законом Кеплера. В системе Сатурна благодаря его большой сплюснутости выделенное положение занимает экваториальная плоскость. Теоретики быстро выяснили, что плотный рой частиц вблизи сжатой планеты просто обязан быть плоским экваториальным. Частые неупругие столкновения гасят поперечные и радиальные колебания и выравнивают трансверсальные скорости в соответствии с законом площадей, так что частицы, первоначально заполнявшие торообразную область, быстро переходят на круговые орбиты в экваториальной плоскости... (Продолжение по ссылке "ЧИТАТЬ")
    На Уране возникло огромное тёмное облако Главная
    На Уране возникло огромное тёмное облако. Лоуренс Сромовски (Lawrence Sromovsky) из университета Висконсина (University of Wisconsin-Madison) и возглавляемая им команда астрономов открыли большое тёмное облако на Уране, которого ещё совсем недавно там не было.
    Вытянутый вихрь, обнаруженный при помощи телескопа Hubble, имеет ширину примерно 1,7 тысячи километров, а длину — 3 тысячи километров.
    Ранее, как пишут астрономы, были "неподтверждённые" наблюдения неких тёмных пятен на Уране, включая эскизы астрономов, сделанные в начале XX века, низко-контрастные ультрафиолетовые снимки аппарата Voyager (1986 год) и инфракрасные кадры, сделанные земными телескопами в 1993-м. Однако зоркий орбитальный телескоп Hubble, наблюдая Уран с 1994 до начала 2006 года, не нашёл никаких тёмных пятен. Так что данное образование, отснятое в конце лета, действительно свежее.

Подобные тёмные облака нередко видны на Нептуне, но хотя Уран имеет сходные физические параметры, его атмосфера значительно спокойнее. А вот в последнее время она проявляет признаки повышения активности. Причина — в здешней весне. Уран, медленно двигаясь вокруг Солнца, приближается к своему равноденствию, которое состоится в декабре 2007 года.
    Тёмное пятно было обнаружено на широте 27 градусов в северном полушарии Урана, которое сейчас почти полностью выставлено солнечному свету после многих лет пребывания в тени.
    Из-за того, что ось вращения планеты близка к плоскости её орбиты, сезонные изменения погоды тут очень сильные. А год на Уране — это 84 земных года, потому поведение атмосферы гиганта в ближайшее время будет очень интересовать астрономов: ведь в начале прошлого века у них не было таких совершенных инструментов.