Вход на сайт

Устраивает ... но ...
Встречал поинтереснее
Куда я попал?

Популярные статьи
  • Колония на Марсе - близкое буд ...
  • Гальченко Алексей - теория "В ...
  • Почему у планет земной группы ...
  • Новые исследования Европы и Юп ...
  • Проблема Млечного Пути и Андро ...
  • Внеземные растения - радуга эк ...
  • Исследования аппарата Кассини ...
  • Новый рекорд среди черных дыр
  • Гальченко Алексей - ИНВЕРСИЯ Г ...
  • Землю охлаждает Млечный Путь

Декабрь 2006 (5)

Ноябрь 2006 (7)

Октябрь 2006 (13)

Информация
    Это информационное приложение яв-ляется дополнением к сайту galspa-ce.spb.ru, но с возможностью любому пользователю добавлять свои инте-ресные новости или статьи.
    Новые исследования Европы и Юпитера Главная
    Решился главный вопрос планетной астрономии последнего, да и двух ближайших десятилетий – следующая крупная межпланетная миссия отправится к спутнику Юпитера Европе, а не Сатурна Титану. России это на руку: у нас уже почти готов проект модуля, который сядет на ледяную поверхность Европы и распробует, есть ли там органика.

Как выясняется, Эд Уэйлер и Дэйвид Саутвуд, «главные по науке» в NASA и ЕКА, всё время пускали нам пыль в глаза. И тот, и другой в последние месяцы неоднократно уверяли, что им больше по душе полёт к системе Сатурна, чем к системе Юпитера. Именно вокруг двух планет-гигантов, а точнее их спутников – Европы и Титана, крутилась главная интрига планетной астрономии последних лет.

Куда полетит следующая крупная миссия? Откуда нам ждать новостей о происхождении Солнечной системы? Где нам суждено найти – или не найти – следы возможной жизни?

Как сообщили в среду вечером оба космических агентства, вопрос этот был решён на прошлой неделе на встрече представителей двух агентств в Вашингтоне.

Победительницей, вопреки публичным предпочтениям начальства, вышла система Юпитера.

А Сатурну с его кольцами, Титаном и проектом гигантского монгольфьера, плавающего в плотной атмосфере спутника, придётся подождать.

Пилюлю подсластили

«Чиновники NASA и ЕКА решили сначала заняться миссией для изучения Юпитера и его четырёх крупнейших спутников, а также планированием миссии к Титану, крупнейшей луне Сатурна, и Энцеладу (другому его спутнику. – «Газета.Ru»), – сообщила пресс-служба ЕКА. – Американскую миссию EJSM (Europa Jupiter System Mission, миссия к Европе и системе Юпитера. – «Газета.Ru»), которую в Европе называют Laplace, реальнее осуществить первой».

«Тем не менее рабочая группа по изучению Солнечной системы ЕКА заключила, что научные преимущества двух миссий нельзя разделить. Рабочая группа заявила, а NASA согласилось, что должно продолжиться изучение и осуществление обеих миссий», – говорится в том же сообщении.

«Это решение – победа для всех, – заявил Уэйлер. – Хотя миссию к Юпитеру решено отправить раньше, миссия к Сатурну должна сохранять высокий приоритет в среде учёных».

На самом деле разговоры про две миссии и планирование полёта к Титану – не более чем уловка.

Изучение и планирование будущей миссии к «высочайшей планете», как называли Сатурн в древности, и так бы никто запретить не смог. Но это будет уже другая миссия, и полетит она не скоро.

Ключевая подробность прячется в деталях. Миссия к Юпитеру будет осуществлена в рамках уже почти свёрстанных американской и европейской исследовательских программ. Проект полёта к Сатурну заинтересованным учёным придётся представлять заново – не ранее 2013 года в США и не раньше 2015 года в Европе. Впрочем, никто не помешает представить очень похожие проекты – ЕКА и NASA даже оговорились, что будущая миссия к Сатурну может состоять из двух аппаратов и включать пресловутый монгольфьер.

Несостоявшаяся миссия Tandem к Сатурну включала два орбитальных модуля, которые должны были выйти на орбиты вокруг Титана и Энцелада. Предполагалось, что как и в случае с зондом Huygens, на поверхность Титана опустится специальный зонд. На поверхности одного из углеводородных озёр он смог бы продержаться в течение нескольких часов, а то и суток, подробно изучив за это время химию титановой жижи. Тем временем, с другой стороны спутника в атмосфере бы плавал настоящий монгольфьер, заполненный тёплым газом. При благоприятных условиях, ветер мог бы неделями носить аэростат над поверхностью спутника, позволив во всех подробностях изучить её. // NASA/ESA

Америка – Европа

Одобренная миссия к Юпитеру родилась из двух проектов – европейского Laplace, названного в честь великого французского астронома и математика Пьера-Симона Лапласа, и американского для изучения Юпитера и его крупнейших лун, у которого никогда не было более поэтичного названия, чем EJSM.

Не удивительно, что и у ЕКА, и у NASA нашлись «европейские» проекты. Их история началась в 1995 году, когда к крупнейшей планете Солнечной системы прибыл космический аппарат Galileo. Основной его целью было изучение не только самого Юпитера, но и его спутников, в первую очередь – четырёх крупнейших, так называемых галилеевых (они названы не в честь аппарата, а в честь того же Галилео Галилея, в честь которого назван аппарат, и который открыл эти луны 400 лет назад).

Очень скоро среди галилеевых спутников появился всеобщий любимец – Европа. С помощью Galileo учёным удалось убедительно доказать то, на что астробиологии не без оснований надеялись долгие годы, – под мощной коркой яркого водяного льда, покрывающего спутник, должен находиться океан жидкой, богатой солями воды. Европа расположена очень близко к Юпитеру, менее чем в 10 его радиусах, отчего здесь очень сильны приливные эффекты. Учёные полагают, что именно приливы разогревают внутренности спутника. Вероятно, свою лепту вносит и его движение сквозь мощную магнитосферу планеты, которое должно возбуждать в солёном океане мощный электрический ток.

Сейчас предполагается, что в 2020 году в гости к Юпитеру отправятся два аппарата, американский и европейский – по отдельности, в феврале и марте, на разных ракетах-носителях и с разных космодромов.

Все даты пока, разумеется, условные – учёные осторожно говорят о возможности запуска с 2018 по 2022 год.

Исследовательские интересы и возможности двух зондов будут частично перекрываться, а вот всю инфраструктуру – в первую очередь радиосвязи с Землёй, они будут безраздельно делить друг с другом; каждому предстоит поработать ретранслятором для другого. Основной целью американского зонда JEO (Jupiter Europa Orbiter) станет исследование Европы (юпитерианской), а вот Европе (земной) предстоит создать космический аппарат JGO (Jupiter Ganymede Orbiter) для исследования Ганимеда – другого спутника Юпитера. Он покрупнее и тоже покрыт слоем льда; возможно, под этим льдом, как и на Европе, есть жидкая вода.

Траектории JEO и JGO будут очень похожими. Сначала оба аппарата отправятся к Венере, гравитационное поле которой они используют для первичного ускорения. Потом совершат по два гравитационных манёвра у Земли, которая выкинет их на финишную кривую к Юпитеру. Первым прибыть к планете-гиганту и в декабре 2025 года выйти на орбиту вокруг Европы высотой 200 км должен «американец» JEO. Через полтора месяца такой же манёвр в окрестностях Ганимеда предстоит провести «европейцу» JGO. На своих орбитах зонды должны проработать по три года. По истечении срока аппараты врежутся в поверхность двух галилеевых спутников, а астрономы посмотрят, что из этого получится.

Заявленная миссия космических аппаратов – выяснить пригодность спутников планет-гигантов для жизни.

Они будут оборудованы и радарами для проникновения под ледовую корку и изучения её структуры, и превосходными фотокамерами для подробного исследования деталей рельефа, и спектроскопическим оборудованием для исследования химического состава и условий на поверхностях спутников. Кроме того, зонды будут снабжены аппаратурой для исследования магнитного поля Юпитера и спутников и заряженных частиц, которые оно удерживает. Обеспечивать энергией эти летающие лаборатории будут радиоизотопные генераторы – от солнечных батарей на таком расстоянии от Солнца толку не много.

«Американцу» придётся тяжелее всего. Вместе с Европой, вокруг которой он будет крутиться, аппарат будет три года двигаться среди радиационных поясов Юпитера. Это значит бесконечные бомбардировки энергичными заряженными частицами, способными быстро повредить любую электронику. И хотя в JEO учёные надеются применить технологии устойчивой к радиации электроники, большую часть аппаратуры придётся спрятать за мощными экранами из тантала и вольфрама. Эти экраны, кстати, съедят до четверти всего $3-миллиардного на настоящий момент бюджета миссии и составят значительную часть массы; в более комфортных условиях их можно было бы заменить какой-нибудь полезной аппаратурой.

Помимо изучения Европы и Ганимеда JEO и JGO будут бросать взгляды и лучи радаров и на другие спутники Юпитера, а также и на саму планету. Возможно, при каком-нибудь особо тесном сближении двух спутников им удастся и обменяться портретами своих хозяйских тел; правда, разглядеть друг друга вряд ли получится – Ганимед и Европа не подходят друг к другу ближе, чем Луна к Земле.

Россия на льду

Российские учёные начали обсуждать проект отправки совместной с земной Европой миссии к юпитерианской Европе ещё до окончательного решения, кто, куда и когда полетит. При этом разговоров о совместном исследовании Титана или Энцелада в системе Сатурна не было, так что выбор Юпитера в качестве цели следующей крупной космической миссии России более чем на руку: даже по космическим просторам веселее – и, что очень важно, дешевле – шагать вместе.

Россия может сделать Европе и США предложение, от которого трудно отказаться: посадочный модуль на Европу.

Только спускаемый аппарат сможет «лизнуть» и «понюхать» льды Европы и достоверно установить, присутствуют ли на этой поверхности следы органических молекул. Да и вообще, поглядеть вблизи на этот инопланетный «каток», испещрённый провалами и трещинами.

В настоящее время Институт космических исследований (ИКИ) РАН и НПО имени Лавочкина проектируют спускаемый аппарат на базе универсальной платформы «Навигатор». И хотя, по словам директора ИКИ академика Льва Зелёного, «пока не всё просто» – российских учёных тоже заботит мощнейшая радиационная бомбардировка аппарата, – уже готов предварительный проект его доставки на орбиту вокруг Европы и посадки на его поверхность.

Работать в паре, а точнее, в тройке с американским и европейским аппаратами, очень выгодно – не надо тратиться на дорогие системы связи и отправку к Юпитеру своего собственного ретранслятора. Если всё пойдёт так, как хочется отечественным специалистам, в 2020 году с Земли могут стартовать не две, а три ракеты с пунктом назначения «Юпитер».

Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    #1 написал: manull (30 апреля 2009 10:39)
    Огромное человеческое спасибо!
    #2 написал: Cadabra (14 марта 2010 19:05)
    Странно почему Юпитер? ))
    #3 написал: wordfox (19 августа 2010 17:44)
    Думаю ни одной ракеты не стартанет...ведь впереди 2012 вроде как.

--------------------
    #4 написал: idmg (31 августа 2010 15:52)
    Что за 2012 год, типа всему конец? Очередная байка или факт. Чего там майя напророчили?
    #5 написал: ekb2D (1 сентября 2010 08:30)
    Да бред это все про 2012 год, ниче не будет, не сцыте! :)
    #6 написал: annat (6 сентября 2010 15:40)
    Потерпите, скоро узнаем, 2012 не за горами smile
    #7 написал: work2it (17 октября 2010 13:24)
    wink
    #8 написал: avdeevacco (11 февраля 2011 14:18)
    Все ждем 2012 год и проверим достоверность
    #9 написал: martynoff2011 (16 февраля 2011 09:31)
    Проблема 2012 - это бред. Но то, что никто сейчас не может сказать, какие потрясения нас ожидают к 2020 году и будет ли США с Европой тогда до Юпитера дело - это факт.
    #10 написал: mberezina (16 февраля 2011 09:45)
    А почему бы и нет? Даже с точки зрения военной - разместить какие-нибудь базы с боевыми лазерами для тех же Штатов милое дело.
    #11 написал: petroffa2011 (16 февраля 2011 10:24)
    Вот как раз для Штатов - вряд ли. Потому что слишком далеко, на Луне еще можно, чтобы поверхность Земли держать под контролем, ну на Марсе, ладно... А спутник Юпитера - пока слишком далеко и непрактично. Разве что исследовательские зонды запускать на перспективу. Америкосы не упустят момента попользоваться нашей космической программой.
    #12 написал: ivanoffaan (16 февраля 2011 10:46)
    Это прекрасно! Человечество может объединиться во имя идеи освоения космоса, потому что по одиночке ни одна страна не сможет этого добиться. Ну очевидно же, что на войны и противостояния мы только силы распыляем!
    #13 написал: ktarasoff1975 (16 февраля 2011 11:29)
    Человечество может объединиться во имя идеи освоения космоса
    Практика показала, что человечество может объединиться только если его чем-то очень сильно напугать, и то ненадолго. Не, ребята, пока у нас будут границы, так и будем из-за них друг дружке дули крутить да о космосе мечтать. angry
    #14 написал: mixmedvedeff (16 февраля 2011 11:46)
    Да, непонятно, почему Европа. Ладно, гипотетическое наличие соленой воды, то есть замерзших океанов. Но поток этих микрочастиц, котрые не дадут спокойно работать спускаемым аппаратам, и людям не даст жить там без громоздких систем защиты от излучений? Иначе - болезни, мутации... Комфортное местечко эта ваша Европа! -опа... -опа...
    #15 написал: anperepelkin (16 февраля 2011 13:19)
    Значит, в ближайшие лет сто у нас могут появиться новые "европейцы"?
    #16 написал: vyaznikova2011 (16 февраля 2011 13:36)
    Да ладно, за столько лет вполне могут и опять перенацелить направление исследований. Первый раз, что ли?
    У нас, насколько помню, практически готовую лунную программу зарезали, "Энергий" десяток на металлолом пустили - и ничего. Запад только ручонки от радости потирал. А теперь не факт, что и они экономически вытянут программу исследований. Потому как политически - соревноваться не с кем, а экономического эффекта от подобных запусков мало...
    #17 написал: shmatko-olga (16 февраля 2011 13:51)
    Значит, в ближайшие лет сто у нас могут появиться новые "европейцы"?
    А почему бы и нет? Там, наверное, очень красиво... восход огромного шара Юпитера на половину горизонта - безумно фантастическое зрелище. И ледяные поля на много километров вдаль... Хотелось бы там побывать. Какие картины можно написать!
    #18 написал: Январь (16 февраля 2011 14:16)
    Да, мелковат размах исследований, честно говоря. Как запускали зонды в 70-х, так и спустя 50 лет продолжаем запускать. Зато айфонами весь цивилизованный мир завален, ну что же, и это дело - часами в твиттере сидеть и с френдами хихикать. Нанотехнологи, а как же.
    #19 написал: (13 апреля 2011 12:33)
    Развитие идет 7 мильными шагами
    #20 написал: fadend (1 мая 2011 11:48)
    Европа - весьма перспективная планета для исследований, ведь вполне возможно под ледяной толщей есть жизнь...

-----------------------------------
    Рассказы охотника
    #21 написал: dawert (14 мая 2011 23:11)
    Да, я кстати тоже слышал о возможности жизни на Европе...
    #22 написал: instrumpro (31 мая 2011 15:38)
    В существование жизни верится с трудом, но... когда нибудь исследование покажут...
    #23 написал: noleron (27 июня 2011 00:01)
    Давно уже пора было отправлять эту миссию.
    #24 написал: ilianer (11 июля 2011 14:23)
    На планете Европа огромный океан воды - а вода это жизнь. Я думаю там должна быть жизнь.
    #25 написал: faklast (30 августа 2011 15:55)
    Сейчас все должны озаботиться созданием базы на Европе - это шаг к освоению планет.
    #26 написал: fcdc1212 (24 ноября 2011 23:27)
    прикольно
    #27 написал: serhey (15 декабря 2011 21:46)
    spasibo

--------------------
    #28 написал: deesing (4 февраля 2012 10:46)
    Конец света будет? smile
    #29 написал: instrumpro (8 декабря 2013 11:51)
    Конец света отменили, миллиардов на 4-5 лет smile
    Информация
    Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.