Цензура не поспевает - оплошность NASA
Думаю, ребята в NASA, что готовят фото для сайта
http://mars.nasa.gov/msl/multimedia/raw/ - разгильдяи. Иначе вряд ли они так систематично прокалывались бы из-за ерунды…
Чтобы разъяснить суть проколов, придется рассмотреть фотокамеру марсохода, чьи снимки нам интереснее всего смотреть. На марсоходе Curiosity самые хорошие кадры для визуального изучения дает камера MastCam. Точнее, это не одна, а две камеры, установленные на башенке, и отличающиеся только углом поля зрения и, как следствие, разрешением.
Одна из камер Mastcam - Medium Angle Camera (MAC) - имеет фокусное расстояние в 34 мм и 15-градусное поле зрения, при этом 1 пиксель равен 22 см при расстоянии 1 км. Фотографии, сделанные ею, в своем наименовании на сайте обозначаются как «ML».
Другая камера Mastcam - Narrow Angle Camera (NAC) - имеет фокусное расстояние в 100 мм, и 5,1 градусное поле зрения, при этом 1 пиксель равен 7,4 см при расстоянии 1 км. Фотографии, сделанные ею, в своем наименовании на сайте обозначаются как «MR».
В камерах нет трансфокатора, но есть функция автоматической фокусировки, которая позволяет сфокусироваться на объектах от 2,1 м до бесконечности. Цветная фоточувствительная матрица обеих камерMastcam имеет одинаковое разрешение 1600×1200 пикселей, из которых у обеих камер используется только квадратное поле 1200×1200 пикселей, и именно такие фото мы видим на сайте NASA и у MR, и у ML.
Очевидно, изучать фото с индексом MR гораздо интереснее, чем с индексом ML, т.к. при прочих равных условиях, разрешение у MR втрое выше, и, как следствие, с небольшого расстояния съемки на MR можно разглядеть гораздо больше пикантных и неудобных для NASA подробностей некоторых марсианских якобы «просто камней».
Что еще важно – обе камеры имеют по 8 Гб буферной памяти, что дает возможность накапливать более 5500 фото без сжатия. Однако съёмки может идти и с JPEG-сжатием. Для чего нужен этот режим – непонятно, т.к. непосредственно перед отсылкой фото на Землю несжатые фото, вероятно, несложно архивировать, уменьшая объем передаваемой информации, а емкости буфера более чем достаточно для хранения всех отснятых фото за много-много Sol...
Однако по факту у подавляющего большинства фотографий и MR, и ML на сайтеhttp://mars.nasa.gov/msl/multimedia/raw/ нетрудно увидеть множество характерных для JPEG помех, причем высокого уровня сжатия. Причем у каких-то фото их больше, у каких-то – меньше. Т.е. глубина компрессии JPEG по-видимому бывает разная. Зачем? Зачем вообще нужно снимать драгоценные фото плохо, с потерями качества, если можно снимать хорошо, без потерь??? Разве принцип «лучше меньше, да лучше» не логичен?
Думаю, в NASA фото с Марса получают, естественно, несжатые, без потерь качества. А специально для демонстрации широкой публики, для размещения на сайте, их сжимают в отвратительный JPEG уже на Земле.
Но и это не все. Обычно с поступлением очередной серии фото марсохода от очередного марсианского дня (Sol), американцы выкладывают на своем сайте сначала фото-миниатюрки – Thumbnail размером 144 х 144 пикселя. Смотреть там нечего, это так, иконки. А вот сами фото размером 1200×1200 пикселей появляются обычно спустя 2 – 5 дней, а то и спустя месяц и более.
Почему с такой задержкой размещаются «нормальные» фотографии– сам по себе вопрос, но важнее даже не это, а то, что если в серии Sol есть фото MR и ML, то всегда первыми размещаются именно ML, т.е. фото с низким разрешением. Исключение составляют фото MR, на которых камера «уперлась» в грунт или какой-нибудь камень поблизости – там интерес может быть разве что у геологов... А вот фото MR появляются существенно позже.
Почему позже? Какая разница – и те, и другие фото идут с одинаковым числом пикселей 1200 х 1200.
Не потому ли у фото MR при «вывешивании» их на сайт идет дополнительная задержка, что на их изучение (для выявления «недопустимых» артефактов), а затем на цензурирование (т.е. размытие, замазывание и т.д. всех «недопустимых» изображений на фото) требуется гораздо больше времени, чем на обработку фото с меньшим разрешением ML? Что ни говори, труд у фотохудожников NASA ручной – цензуру никакой программе не доверишь, здесь человеческий интеллект требуется! Да и секретность – сотни волонтеров на выполнение этой работы тоже не наймешь…
Как иллюстрацию описанного, один пример – последовательность публикации фото от Sol568. Что мы видим? Миниатюрки показывают – большинство фото в серии – это MR, лишь несколько фото – от камеры меньшего разрешения ML. Они-то и размещены почти одновременно с миниатюрками. А остальные, надо полагать, цензоры еще не успели обработать… И так практически всегда - проверьте сами.