сергей горячев писал(а):
...Со вторым советом "обратиться к иным специалистам " - напряженка.
...Вы, вероятно один из ведущих специалистов нашей космической науки и боитесь разболтать наши новые разработки...
Со специалистами наукоёмких отраслей всегда напряжёнка
. Некоторое время я тоже работал в одном из ЦКБ. Там более 90% нужной информации я обычно находил в отчётах и публикациях других отраслей (из-за чего были вначале немалые трения с 1-м отделом). Пока разобрался, голова трещала от всяких ДОР, ИРИ и обзоров. Кстати, последние приносили наибольшую пользу, ведь в большинстве случаев нормальному специалисту нужна только своевременная подсказка-ориентация. Остальное он сам сделает, исходя из собственного опыта. Поэтому, например, я не слишком хорошо понимал признак "существенные отличия" для советских изобретений. Несколько раз даже демонстрировал экспертам ВНИИГПЭ, как можно опротестовать принятие ними любого изобретения, используя этот признак. Даже сделанного на основании научного открытия. Сходились на том, что "всё это субъективно, конечно, но зато узаконено". И с профилем образования специалистов были проблемы. Когда в середине 70-х гг. ввели новые категории инженеров, одной из ведущих инженеров 2-ю категорию ОТИЗ (отдел труда и зарплаты) присвоил без вопросов при формальном соответствии работ 1-й категории и стаже работы с ними 3 года. А второй, со стажем работы 5 лет в такой же должности с такими же работами, отказал из-за "несоответствия профиля образования" (она закончила дневное отделение физмата уральского пединститута, а первая - три курса вечернего отделения физфака университета и два курса заочного отделения одесского химико-технологического института пищевой промышленности). Но к первой у меня, например, практически не было претензий по работе, а у второй часто возникали проблемы с документацией и координацией работ исполнителей. Я, конечно, пытался объяснить ОТИЗу, что их образование отличается только несколькими спецкурсами по 40-80 часов, не обязательными для работы в этой должности и эквивалентными одной-двум неделям полного погружения в неё. Не помогло. Пришлось обойтись без ОТИЗ. Получился даже выигрыш во времени около двух месяцев. Через два дня вышел приказ о назначении второй старшим инженером с соответствующим окладом. А ещё однажды мне, тогда ещё молодому специалисту, пришлось битый час объяснять разницу между фотоэкспонометрией по точке и по площади солидному доктору наук, борясь со своей понятной робостью перед ним. А мне объяснили это раньше в таком же разговоре приезжие специалисты по фотосъёмке. Университетские же преподаватели мне такого не говорили, так как сами такого не знали. Притом по банальной причине - оно просто было не нужно ни им, ни всем студентам, кроме одного меня, да и то один-два раза в жизни. А кроме этого есть ещё полезное выражение "Если тебе дали образование, то это ещё не значит, что ты его получил". Поэтому чаще и более прав тот, кто ищет ответы на вопрос "как можно сделать", а не тот, который знает "как нельзя сделать". Поэтому рассказ "как нельзя сделать" полезен только в смысле конкретной подсказки-объяснения "так нельзя сделать" для экономии времени и ресурсов спрашивающего. В остальных случаях лучше промолчать, уступая место тем, кто знает "как можно сделать". Такие могут найтись, и не обязательно с дипломами и регалиями.