Гений двигателестроения чего только не доказывал. Подозреваю, что все это было только из-за принципа - лишь бы насолить Королеву. Лучше бы сразу взялся за водород.
А про Хрущева... Читал, кажется у Голованова, как Королев убеждал его принять проект Н-1. Занятно. Главный принцип - красочней и меньше технических деталей, чтобы все было понятно даже школьнику.
Сергей, мне кажется про УР-700 на двигателях Энергии, вы выбрали несколько неудачный пример. Был же проект "Вулкан". Вот это ракета, не помню какая у нее ПН, где-то в районе 200 т. Как раз несущие баки и все такое. Жаль только все перепортили политики, а то на этом Вулкане планировали лететь на Марс
.
Кстати американцы свой новый Арес-5 делают по тому же принципу. Можно сказать произошел обмен идеями: мы у них скопировали Шаттл, а они у нас Вулкан. Надо полагать Арес-1 - аналог Зенита.
Теперь про ЯРД. ИМХО, ЯРД на сегодняшний момент самый подходящий двигатель для полета на Марс. Допустим первые несколько полетов проведутся на обычных ЖРД, а потом все равно конструкторы придут к выводу о необходимости использования ЯРД. Вот тогда запреты о ядерных технологиях в космосе смягчат или вообще отменят. Кстати, первый действующий ЯРД создали в СССР, а испытывали его в Семипалатинске.