Заходите к нам на форум: задавайте вопросы - получайте ответы!
Исследование Солнечной Системы - Первый пуск ракеты "Союз-2.1а" с космодрома "Восточный"
Возвращение ракеты в технический комплекс на космодроме Восточный

Фотогалерея
Первый пуск ракеты "Союз-2.1а" с космодрома "Восточный"
На главную
Предыдущая 6 Настоящее и будущее космонавтики в России 8 Следующая
Возвращение ракеты в технический комплекс на космодроме Восточный
Предыдущая 6
Возвращение ракеты в технический комплекс
8 Следующая
Фотогалерея << 03 04 05 06 07 08 09 10 11 >> На главную

Справка:

    Космодром "Восточный"

    Космодром "Восточный" - это первый гражданский космодром на территории РФ. Именно он будет обеспечить независимый доступ в космос с территории России по всему спектру космических задач: можно осуществлять запуски космических аппаратов на любые орбиты, реализовывать пилотируемые программы и исследовать дальний космос.
    Восточный – это космодром, аэропорт и город Циолковский. А также:
    - 8 тысяч километров от Москвы,
    - 180 километров от Благовещенска;
    - площадь около 700 квадратных километров;
    - протяженность с юго-запада на северо-восток 18 километров, а с юго-востока на северо-запад 36 километров.

    Почему здесь?


    - трассы запусков проходят над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока – дополнительная безопасность для людей и жилья;
    - есть уже созданная дорожная инфраструктура: БАМ, трасса Чита-Хабаровск;
    - большой запас электроэнергии, производимой в регионе.


    Основным строениями на космодроме Восточный являются:

    Технический комплекс предназначен для подготовки перед стартом – в том числе заправка топливом. 121 сооружение, площадь 170 тысяч квадратных метров и 1800 человек в смену. На 42-х гектарах расположены сооружения, инженерные сети и транспортные коммуникации.
    На складе блоков принимаются, хранятся и выдаются блоки всех ступеней ракет-носителей и головные обтекатели, которые поступают с заводов-изготовителей.
    Блоки выгружаются на сборку ракеты через уникальную трансбордерную галерею. Это главная транспортная магистраль. Она совмещена с производственными корпусами и вспомогательными сооружениями. Галерея предназначена для транспортировки составных частей ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков, оборудования и оснастки между зданиями технического комплекса.
    Монтажно-испытательный корпус ракет-носителей предназначен для размещения технологического оборудования, сборки, входного контроля и автономных и комплексных испытаний ракет-носителей. В этом помещении поддерживается определенный температурно-влажностный режим с помощью специальных вентиляционных систем. Такой комплекс – обязательная часть любого космодрома. Общая площадь здания – почти 45 тысяч квадратных метров. Высота – 37 метров.
    В Монтажно-испытательном корпусе КА и разгонных блоков готовятся и испытываются космические аппараты, разгонные блоки и блоки выведения и происходит сборка космической головной части. Здесь необходим особенный, самый высокий класс чистоты.
    На заправочно-нейтрализационной станции заправляются космические аппараты и разгонные блоки.
    Стартовый комплекс – это «сердце». 83 сооружения площадью 45 тысяч квадратных метров. В одну смену работает 270 человек.
    Готовая ракета-носитель с полезной нагрузкой доставляется на стартовый комплекс. Работы по подготовке к пуску проводятся на стартовом комплексе. Для этого предназначена Мобильная башня обслуживания закрытого типа. Эта конструкция уникальна для России: в ней 7 ярусов, ее вес 1600 тонн, высота 52 метра. На космодромах Плесецк и Байконур нет подобного оборудования. Башня позволяет проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно большей безопасности и комфорте. В том числе здесь предусмотрена система аварийной эвакуации.
    Командный пункт – это «мозг» космодрома, 67 км кабелей обеспечивают работу всех систем.
    Командно-измерительный обеспечивает траекторные измерения движения ракеты-носителя с космическим аппаратом. Анализ данных бортовых систем становится основным беспристрастным документом по полёту. Это исходный материал для принятия решений.

    Ракета-носитель "СОЮЗ-2.1а"

    Российская ракета-носитель (РН) "Союз-2.1а" - трехступенчатая ракета среднего класса, являющаяся модифицированным вариантом (этап модернизации - 1а) ракеты-носителя "Союза-У", успешно эксплуатируемой с 1973 года. Предназначена для обеспечения запусков космических аппаратов военного, народнохозяйственного и социального назначения. Создавалась с опорой только на промышленную базу России.
    РН "Союз-2.1а" в сочетании с разгонным блоком "Фрегат" или блоком выведения "Волга" позволяет выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные.
    Головным разработчиком и изготовителем является Ракетно-космический центр "Прогресс" (Самара).
    Центральным направлением модернизации ракеты стало создание принципиально иной цифровой системы управления, которая разработана на основе современных принципов управления и новой отечественной элементной базы. В качестве главного звена системы управления РН "Союз-2-1а" используется быстродействующая бортовая цифровая вычислительная машина с большим объемом оперативной памяти.
    Кроме новой цифровой системы управления, обеспечивающей высокоточное выведение полезных нагрузок, на РН "Союз-2.1а" были установлены двигатели с усовершенствованными форсуночными головками на первой и второй ступенях, внедрена новая система телеизмерений. Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 метра и длиной 11,43 метра, что дало увеличение зоны размещения полезного груза. В результате масса выводимого полезного груза РН "Союз-2.1а" на низкую орбиту высотой 200 километров по сравнению с ракетой-носителем "Союз" увеличилась на 250-300 килограмм.

    Строение РН:

    Ракета-носитель "Союз-2-1а" состоит из трех ступеней и выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. На первом этапе полета работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, только двигатель центрального блока.
    Двигатели боковых блоков работают в течение 118 секунд после старта, после чего отключаются. После этого боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.
    Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет 280-290 секунд.
    Запуск двигателей центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать их работу в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение безопасности эксплуатации.
    Третья ступень, состоящая из переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью ферменной конструкции.
    Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока. После отключения двигателя и отделения космического аппарата или разгонного блока с космическим аппаратом, третья ступень выполняет маневр увода путем открытия дренажного клапана в баке горючего.
    На первой и второй ступенях установлены жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А разработки НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко, на третьей - четырехкамерный РД-0110 Конструкторского бюро химавтоматики.
    В качестве компонентов ракетного топлива маршевых двигательных установок РН используются экологически чистый окислитель - жидкий кислород и слаботоксичное углеводородное горючее Т-1 (керосин).

    Технические характеристики:

    - Максимальная длина - 46,3 м
    - Стартовая масса - 311,7 т
    - Масса РН (без головной части) - 303,2 т
    - Масса конструкции РН (без головной части) - 24,4 т
    - Масса компонентов топлива - 278,8 т
    Масса выводимой полезной нагрузки:
    - на низкую околоземную орбиту (Н = 200 км) - 7480 кг,
    - на солнечно-синхронную орбиту (Н = 820 км) - 4350 кг,
    - на геопереходную орбиту (4 V = 1500 м/с) - 2780 кг,
    - на геостационарную орбиту (Н = 36000 км) - 1300 кг

    Для запуска с космодрома "Восточный" РН "Союз-2.1а" была доработана и модернизирована. В модернизированной версии ракеты предусмотрены специальные отводы паров жидкого кислорода за пределы мобильной башни обслуживания, которая используется на стартовом комплексе "Восточного", проведена модернизация бортовой вычислительной машины, которая стала более современной, производительной и менее габаритной.

Возвращение ракеты в технический комплекс на космодроме Восточный
2005 - , Проект "Исследование Солнечной системы"
Открыт 15.12.2005, E-mail: lobandrey@yandex.ru