12 сентября японская межпланетная станция Hayabusa, носившая до запуска название Muses-C, прибыла к своей цели – астероиду Итокава.
Напомним, что японский аппарат был запущен 9 мая 2003 г. и выполнил успешный пролет Земли 19 мая 2004 г. с пертурбационным маневром в ее гравитационном поле. Вскоре после пролета
Земли, в последних числах мая, вновь была включена бортовая электрореактивная двигательная установка, в задачу которой входило вывести аппарат в окрестности кометы и уравнять их
скорости.
|
Суммарная продолжительность работы двигателей за период полета на малой тяге.
|
Hayabusa: над астероидом Итокава |
Параметров орбиты станции непосредственно после гравитационного маневра и ухода от Земли найти не удалось. По состоянию на 10 августа 2004 г. гелиоцентрическая орбита станции имела параметры:
>- наклонение – 1.498°;
>- перигелий – 1.0099 а.е.;
>- афелий – 1.7245 а.е.;
>- период обращения – 583.9 сут.
Подлет
«Промежуточный итог» полета станции был подведен в сообщении от 9 декабря – в нем говорилось о работе электрореактивной ДУ, которую мы обсудим позже. После этого в течение восьми месяцев о
полете «Хаябусы» ничего не было слышно – новое сообщение появилось лишь 15 августа 2005 г.
Как оказалось, во-первых, аппарат был уже успешно выведен в окрестности Итокавы. 12 августа станция находилась всего в 35000 км от астероида и приближалась к нему со
скоростью 38 м/с.
|
Снимки астероида Итокава за 10-11 сентября с борта «Хаябусы»
|
Астероид Итокава (предварительное обозначение 1998 SF36, постоянный номер 25143) был открыт 26 сентября 1998 г. группой LINEAR Линкольновской лаборатории Массачусеттского
технологического института и недавно назван в честь профессора Хидео Итакава (Hideo Itokawa, 1912–1999), который считается «отцом японской космической программы».
Итокава – один из примерно 1100 известных астероидов, сближающихся с Землей, из которых он выделяется наименьшим значением характеристической скорости, необходимой для его
достижения (всего 4.29 км/с). Параметры орбиты астероида по состоянию на 20 марта 2005 г. составляли:
>- наклонение – 1.622°;
>- перигелий – 0.9531 а.е.;
>- афелий – 1.6947 а.е.;
>- период обращения – 556.4 сут.
Можно отметить, что они немного изменились по сравнению с предыдущими. Причин может быть две: или орбиту уточнили по новым измерениям, или она действительно немного «плывет» под
действием возмущений от больших планет.
До прилета КА Hayabusa размеры астероида оценивались в 0.55x0.31x0.28 км, плотность в 2.5 г/см3, период обращения в 12.132 часа. Данные о составе поверхности (спектроскопия
в видимом и ИК-диапазоне) позволяли отнести астероид к классу хондритов.
|
Hayabusa: перед встречей с Итокава |
Во-вторых, в сообщении от 15 августа говорилось об успешной съемке астероида Итокава с борта станции: в общей сложности 24 снимка были сделаны звездным датчиком 29–30 июля, 8–9 и 12 августа.
Астероид не только оказался в предсказанном месте среди звезд, но и блеск его изменялся синхронно с ожидаемым вращением Итокавы. С этого момента аппарат перешел на «гибридный» метод
навигации: по данным радиоконтроля орбиты с Земли и оптических измерений с борта.
В-третьих, выяснилось, что 31 июля 2005 г. на борту произошел отказ одного из трех маховиков, являющихся исполнительными органами системы ориентации и стабилизации. В маховике,
«отвечающем» за ось X, трение возросло до такой степени, что он остановился. Благодаря тому, что в бортовом ПО был предусмотрен режим ориентации лишь на двух маховиках, аппарат
продолжил полет по программе. Резерва, однако, больше не было.
23 и 24 августа, когда расстояние уже стало менее 10000 км, цель смогла увидеть оптическая навигационная камера ONC-T.
С «точки зрения» аппарата, астероид находился на границе созвездий Гидры и Секстанта.
28 августа полет в режиме малой тяги закончился. Финальная точка лежала в 4800 км от астероида (по плану – 3500 км), а остаточная скорость сближения была около 9 м/с. Суммарная
продолжительность работы двигателей составила 25800 часов (причем один из двигателей отработал 10400 часов), общий расход ксенона – 22 кг, суммарное приращение скорости – 1400 м/с.
Хроника малой тяги
В первые месяцы полета Hayabusa шла на трех электрореактивных двигателях из четырех имеющихся. Первый перерыв режима малой тяги сделали в декабре 2003 г. на Рождество и Новый год,
второй – в апреле–мае 2004 г. для гравитационного маневра у Земли. В сентябре 2004 г. уровень тяги пришлось снизить, так как станция удалялась от Солнца, и уменьшалась мощность, снимаемая с
солнечных батарей. В середине октября был отключен один из трех работающих двигателей, а после рождественских и новогодних «каникул» разгон был возобновлен всего на одном двигателе.
Первоначальным планом полета такие меры «жесткой экономии» не предусматривались, но после большой солнечной вспышки в конце 2003 г. эффективность солнечных батарей заметно снизилась.
Из-за невозможности идти с расчетным уровнем тяги пришлось сдвинуть дату прибытия зонда к астероиду с июня на сентябрь 2005 г.
Второй двигатель удалось подключить лишь в первых числах мая 2005 г., когда афелий орбиты остался позади. Однако во второй половине июня станция зашла за Солнце, и ввиду
невозможности контроля двигатели отключили совсем. В последних числах июля Hayabusa продолжила полет на малой тяге, причем в этот последний месяц вновь работали три двигателя.
Вход в зависание
С 28 августа за подвод станции к астероиду отвечали малые двухкомпонентные ЖРД.
1 сентября расстояние сократилось до 1900 км, а относительная скорость – до 5 м/с. 3 сентября протестировали научную камеру AMICA, сделав снимки в семи спектральных диапазонах
(380, 420, 540, 700, 860, 940 и 1000 нм). Был проверен в режиме излучения и лазерный высотомер, предназначенный для выдачи команды на зависание на высоте 20 км.
Утром 4 сентября Hayabusa была примерно в 1000 км от цели. С этого расстояния оптическая навигационная камера смогла уже рассмотреть продолговатую форму Итокавы, причем
наблюдаемая «картинка» совпадала с расчетной. На серии из 20 навигационных снимков, сделанных 6 сентября, удалось проследить половину периода вращения астероида.
7 сентября до Итокавы оставалось 350 км; сближение сменилось «подкрадыванием» со скоростью всего 2 м/с. Снимки камеры AMICA становились все четче; 9 сентября была видна уже не
только продолговатая форма астероида, но и кратеры на его поверхности. На снимке, сделанном всего за полтора часа до зависания, можно было рассмотреть странную форму
астероида и заметные контрасты на его поверхности: часть ее была холмистой и каменистой, а другая – гладкой.
|
|
Hayabusa: над астероидом Итокава |
12 сентября в 10:00 JST (01:00 UTC) по бортовому времени Hayabusa «обнулила» скорость подхода (около 0.07 м/с) и вошла в зависание на высоте 20 км. На Земле подтверждение этому было
получено через 17 минут, которые шел радиосигнал. Оптические измерения позволили проследить, как изменяется угол КА – Итокава – Земля, и определить движение станции в плоскости,
перпендикулярной к направлению на Землю. Лазерный высотомер через два часа после зависания показал расстояние около 20.25 км. «Вторая космическая скорость» на этом расстоянии
оценивалась в несколько сантиметров в секунду, а остаточная скорость сближения – всего в 0.25 мм/с.
Следует подчеркнуть, что станция не вышла на орбиту вокруг астероида, а выполнила зависание приблизительно на линии Земля – Итокава. Точка прибытия в плане полета значилась как
«Ворота» (Gate Position). Здесь японский аппарат мог бы «висеть» достаточно долго. Правда, боковые скорости на уровне всего 1 см/с означали бы уход за сутки на угол порядка 3°,
если отсчитывать его от центра астероида.
А так как поле зрения узкоугольной камеры имело ширину 6°, был задействован режим автоматической коррекции положения – оптическая гибридная навигация.
15 сентября начались регулярные научные наблюдения, план которых выглядел так. Первые три месяца предполагалось вести съемку Итокавы с высоты 7 км, при хорошо освещенной поверхности
(фазовый угол не более 20–25°, направления на Землю и на Солнце почти совпадают). Эту рабочую точку назвали «Дом» (Home Position).
Вторую фазу съемки планировали провести из точки вблизи терминатора – она была рассчитана на неделю. После этого КА должен был вернуться в точку «Дом» и выполнить серию из трех спусков на
поверхность Итокавы с забором образцов грунта суммарной массой около 1 г. Образцы помещались в возвращаемую капсулу, в которой они должны вернуться на Землю (вблизи Вумеры в
Австралии) в июне 2007 г.
Маневрирование и съемка
С 12 по 21 сентября станция осуществляла осторожное маневрирование в вертикальном направлении, снизившись 19 сентября до 15 км и затем вновь поднявшись до 19 км.
Боковые отклонения не превышали 0.6°. Параллельно Hayabusa отсняла экваториальную полосу астероида с нескольких десятков точек. Руководители проекта приняли решение не публиковать в
реальном времени снимки высокого разрешения и оставить за научной группой «право первой ночи». Вся научная аппаратура работала штатно.
|
|
Hayabusa: над астероидом Итокава |
|
|
Hayabusa: над астероидом Итокава |
|
|
Hayabusa: над астероидом Итокава |
|
|
Hayabusa: над астероидом Итокава |
22 сентября были объявлены условные названия трех районов на поверхности Итокавы. Гладкая равнина «на стыке» двух половинок астероида была названа Море Мьюзес (Muses Sea, по
техническому обозначению аппарата Muses-C и по имени греческих муз). Один крупный кратер получил имя Залив Утиноура (по месту запуска КА), а второй – Пустыня Вумера (по расчетному
району посадки).
26 сентября аппарат впервые снизился до 12 км, а 30 сентября вышел в точку «Дом» на высоте всего 6.8 км. В тот же день аппарат выдал импульс в 5 см/с, чтобы подняться в исходное
положение.
Второй отказ
3 октября в 08:08 UTC на борту КА отказал второй маховик, «отвечающий» за ось Y. Бортовая система управления сохранила ориентацию станции, и теперь использовались совместно третий
маховик (ось Z) и микродвигатели. Но этот отказ означал, что запасы топлива для ЖРД будут расходоваться намного быстрее, чем до аварии, и что запланированную программу
исследований нужно сокращать и «уплотнять».
На момент опубликования сообщения об аварии (4 октября) все последствия ее еще не были просчитаны и план работ не сформирован. Предварительные наметки группы управления
таковы. Глобальное картирование астероида уже почти закончено. Навигационная группа строит по этим данным трехмерную модель Итокавы и модель гравитационного поля, которые предстоит
проверить в пробном спуске к поверхности. На середину октября запланирована съемка высокоширотных районов Итокавы и выбор места посадки.
В ноябре намечены «генеральная репетиция» спуска и два реальных подхода к поверхности для забора грунта вместо трех по первоначальному плану. Отбытие станции к Земле запланировано на начало
декабря 2005 г.