Уже сколько времени прошло со дня "маленького шага для человека и большого прыжка для
человечества", а некоторые все никак не могут примириться с тем, что "Лунную Гонку" выиграли американцы, причем в число
"непримирившихся" входят даже сами американцы. Свое несогласие они подкрепляют не только нежеланием того, чтобы их
правительство их надувало, но и серьезными, на первый взгляд, теориями. Но, как оказывается, огромное количество мелких
ошибок приводит к громадному заблуждению, как вы убедитесь, читая дальше. К очень большому и очень глупому заблуждению.
Тайны фотографий с нашего спутника - Луны
Итак, начнем... Когда Советский Союз успешно испытывал одну баллистическую ракету за другой, президент Эйзенхауэр на
пресс-конференции, отмечая в эти годы ракетостроение в США, говорил о том, что "мы впереди СССР, как в количестве, так и
в качестве", хотя при этом ракеты одна за другой взрывались, не взлетев. Нужно было что-то срочно делать. И ответ пришел
сам собой - NASA (Национальное Агентство по Аэронавтике и исследованию космического пространства).
Поле битвы и холодной войны между СССР и США переместилось в Космос. На самом деле, более полезной войны не было за всю
историю существования человечества: стали соревноваться в своем развитии, не причиняя вреда друг другу, а мерилом победы
стало международное признание и уважение. NASA включилось в космическую гонку, отставая от СССР. 4 октября 1957 года СССР
запустил первый в мире искусственный спутник Земли. А попытка американцев запустить 6 декабря того же года свой первый
спутник "Авангард" обернулась национальным позором: ракета-носитель взорвалась, не успев даже оторваться от стартового
устройства. Однако со временем разрыв стал сокращаться: 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, а уже 5 мая в
космосе (хотя и не на орбите) побывал первый американец - Алан Шепард. Менее чем через год, 20 февраля 1962 года, Джон
Гленн совершил полноценный орбитальный полет. NASA начало догонять Советский Союз и обогнало его, высадив первых в истории
человечества людей на Луне, что считается самым большим достижением цивилизации, следующим шагом эволюции. Некоторые не
хотят с этим смириться и говорят: "А так ли это?!".
Да, вот, так вот ставят вопрос ребром! "Это", - говорят - "все фальсификация! Американцы на Луне не были!" - кричат во все
горло, иногда даже предоставляя серьезные доказательства. Доказательств все время появляется больше и больше, косвенных и
прямых, глупых и не очень, опровержимых и не совсем. Итак, аргументы, которые предоставляют сторонники теории фальсификации,
помечены курсивом.
(РИС. 2) Ральф Рене был одним из первых, увидевших несуразицы на фотографиях с Луны. Позже фотографии
анализировал фотоспециалист Дэвид Перси и исследовательница Мэри Беннет. На Луне есть только один источник света: Солнце.
Следовательно, тени, отбрасываемые астронавтами и их оборудованием, должны падать в одном направлении. Все просто и
понятно. Перси обнаружил, что на фотографиях все не так! Вот, например, здесь тени разной длины и направления!
Фотографии - одни из самых веских доказательств фальсификации полета на Луну. "Фото и
видеоматериалы говорят сами за себя". Только господин Перси никакой не фотоспециалист, раз не знает нескольких простых
вещей. Первое же, что напрашивается как возражение: допустим, снимок сделан в павильоне с несколькими разными прожекторами.
Так почему же у обоих космонавтов не по четыре тени, как у футболистов на матчах? Прожектора светят выборочно, что ли? Ну,
да ладно, оставим в покое прожектора, вернемся на Луну:
Один и тот же астронавт, одно и то же Солнце, один и тот же угол
падения света. Тени разные, в то время как наклон незначительный. Вот незадача! Тут ни геометрии, ни лунометрии знать не
надо, мистер Перси! Астронавты всегда высаживались в тех местах, где Солнце взошло недавно и находилось низко над горизонтом
(чтобы оно не успело сильно нагреть поверхность Луны). Поэтому солнечные лучи падают на поверхность очень полого, и
направление и длина тени могут заметно измениться даже из-за небольших неровностей.
(РИС. 3) Посмотрите на фотографию, якобы снятую астронавтами "Аполлона-11". Армстронг и Олдрин - одинакового
роста, а здесь тень одного из астронавтов раза в полтора длиннее, чем другого. Наверно, их освещали сверху прожектором,
поэтому и получились тени разной длины, как от уличного фонаря. И кстати, кто снимал эту фотографию? Ведь в кадре оба
астронавта сразу.
Это - не фотография, а кадр из кинофильма. Кинокамера была укреплена в лунном модуле
(за иллюминатором) и могла работать без участия астронавтов. А тень от уличного фонаря тем длиннее, чем дальше от него
стоит человек. Здесь же все как раз наоборот: у того из астронавтов, который находится ближе к источнику света, тень
длиннее. Причина все та же: поверхность, на которую падают тени, неровная. На рисунке справа, взятом с сайта
http://www.clavius.org/, смоделирована такая ситуация:
показаны два цилиндра одинаковой высоты, но один из них стоит на
плоскости, которая немного наклонена вниз в сторону от источника света, а второй - на плоскости, которая наклонена вверх.
Если смотреть сверху, то тень от второго цилиндра будет короче, чем от первого.
(РИС. 4) А вот на этой фотографии с тенями вообще полная ерунда. Солнце на ней светит прямо в спину фотографу, однако
тень от лунного модуля страдает левым уклонизмом. В ещё большей степени это относится к камням в правой части изображения,
которые явно освещены справа. Этот эффект постепенно сходит на нет по мере перемещения к левой части изображения. Не могут
ваши "неровности поверхности" настолько изменить направление теней!
Зато перспектива может. Вот посмотрите на фотографию справа. На ней творятся столь же
странные вещи: рельсы справа тоже "страдают левым уклонизмом", и этот эффект постепенно сходит на нет по мере перемещения
к левой части изображения. А рельсы-то непременно должны быть параллельными, чтобы поезда с них не сходили! Как хорошо
известно, параллельные линии на местности на фото будут выглядеть сходящимися к одной точке на горизонте. Как раз это мы
и видим на этих фотографиях. Вот еще одна фотография, которую часто приводят как доказательство подделки лунных снимков.
Налицо та же тенденция схождения направлений теней к точке горизонта, расположенной где-то вблизи левой границы. И
странно здесь лишь то, что поведение параллельных линий кое-кому кажется странным.
(РИС. 5) И, вообще, существуют данные, что из первоначально опубликованных фотографий некоторые фрагменты были вырезаны,
и в настоящее время в архивах американских СМИ существует 2 варианта лунных снимков - первоначальные и прошедшие цензуру,
где наиболее одиозные тени убраны механическим способом.
Гм. А что им мешало убрать "наиболее одиозные тени" до их попадания в СМИ?
Им могло помешать, например, нетерпение со стороны средств массовой информации. Чтобы сделать вид, что все ОК,
затягивать долго не следовало, а это - работа кропотливая, наспех она не делается.
Но ведь тот, кто склепал фотографии, мог этих самых теней и не ставить с самого начала.
(РИС. 6) А давайте измерим отношение нижний части опоры спускаемого модуля к его верхней части. Получается приблизительно 1:1.
Теперь давайте достроим недостающую часть опоры на картинке. Мы знаем что отношение верхний и нижний части относятся как
1:1. Измерив размеры подушки, на которую опирается нога, мы получим соотношения как 1:0.9. Теперь, зная размеры ноги, мы
можем ее достроить на правой части картинки. И, поскольку наши построения приблизительные, она может входить в картинку
или не входить, но тень от нее должна быть на картинке обязательно.
Ну, прочитал я это объемистое объяснение, что тень от одной из опор идет не так, как
положено... НЕТ, НЕТ и НЕТ! Ну посмотрите, там же есть телескопические, (удлиняющиеся/укорачивающиеся) опоры, чтобы
устойчиво встать и адаптироваться к поверхности. Луна же не бильярдный шар, она вся в холмах, и эти четыре "ноги" - РАЗНОЙ
длины. Кроме того, вы не можете судить о направлении этой достроенной вами подпорки по одному двумерному изображению. Если
рассуждать логически, то она, на самом деле, чуть уходит в направлении от камеры, а не стоит параллельно объективу. Это
очевидно. И тень там есть, и она там, где и должна быть (чуть выше реконструкции).
(РИС. 7) На Луне нет атмосферы, которая рассеивает свет. Ед источник света там - Солнце. Поэтому тени там
должны быть абсолютно черные. Судя по тени астронавта, Солнце находится как раз за
ним, а к объективу обращена та сторона, которая должна быть в тени. И что же? В тени видны все детали. Тень явно была
подсвечена каким-то источником света.
Атмосферы на Луне, в самом деле, нет. Но есть лунная поверхность, которая рассеивает падающий на нее свет во все стороны.
(Часть рассеянного света доходит до Земли, и его достаточно, чтобы в полнолуние можно было читать.) Этот рассеянный свет
частично попадает на астронавта и освещает его. Скафандр астронавта - белый, и подсветки рассеянным светом достаточно,
чтобы в тени стало что-то видно.
(РИС. 7) Погодите-ка! А что это там на фотографии за белые пятна? Да это же прожекторы! Откуда прожекторы на Луне? Это голливудская съемочная площадка!
А много вы видели голливудских фильмов, где в кадре оказывались прожекторы? Вы насовцев
совсем за дураков держите. Неужели они не сумели бы расположить осветительные приборы так, чтобы они не попали в кадр, или
уж, на худой конец, замазать их на фотографии? Эти пятна - просто блики, появившиеся из-за многократного отражения
солнечного света от поверхностей линз объектива. Судя по тени астронавта, Солнце находилось недалеко от границы кадра,
поэтому прямые солнечные лучи при съемке попадали в объектив. Объектив имеет ось симметрии. Поэтому блики должны
располагаться по прямой, идущей из центра кадра. А прожекторы вовсе не обязаны выстраиваться по такой радиальной линейке.
Центр кадра обозначен на фотографии большим крестиком. Проведем линию из него через эти пятна. Как видно, оба пятна
находятся на этой линии, и их форма симметрична относительно нее. Именно то, что и надо было ожидать от бликов оптики.
На сайтах NASA довольно много фотографий с такими "прожекторами" - насовцы демонстрируют их и почему-то не боятся обвинений
в подделке. На этих фотографиях белые пятна тоже лежат на прямой, проходящей через обозначенный большим крестиком центр
кадра (если этот крестик виден). Взгляните сами:
(РИС. 8) А уж здесь без искусственной подсветки точно не обошлось! Астронавт находится в тени, но на удивление хорошо
освещен. Обратите особенное внимание на яркий отблеск на обуви астронавта на фрагменте фотографии справа. Он явно указывает
на наличие сильного источника света со стороны камеры. А отблеск на обуви астронавта откуда? Тоже от лунной поверхности?
А вы посмотрите внимательнее, как именно освещена фигура астронавта. Слабее всего освещены ее части, обращенные вверх:
задняя поверхность ранца, рука выше локтя, обращенная к небу сторона левой голени. Так что свет идет скорее снизу, чем от
камеры. И создает эту подсветку, опять таки, свет, рассеянный лунной поверхностью.
Конечно, нет. Прежде всего повторим, что астронавт действительно находится в тени, а поэтому освещен только светом,
рассеянным от лунной поверхности. Такое освещение во много раз слабее, чем освещение прямым солнечным светом. А сзади
от этого астронавта стоит его товарищ, который его фотографирует - одетый в белый скафандр и ярко освещенный Солнцем. И
белое пятно на обуви астронавта - отблеск от ярко освещенного скафандра фотографа.
(РИС. 9) Почему на разных фотографиях - одинаковый задний план? На левой фотографии - лунный модуль, на правой - его и в
помине нет, а холмы на заднем плане - совершенно одинаковые на обоих снимках. Наверно, эти холмы - нарисованные на заднике,
и его использовали как одну и ту же декорацию для разных снимков.
Эльбрус, например, тоже выглядит одинаково с разных концов Пятигорска. Что, по-вашему,
Эльбрус тоже нарисованый? На заднем плане этих фотографий - не холмы, а горы: лунные Апеннины. Пониже, чем Эльбрус,
конечно, но немного: их высота - свыше четырех километров. И они находятся за добрый десяток километров от места посадки
"Аполлона-15": на Луне нет атмосферы, поэтому далекие объекты выглядят так же четко, как и расположенные поблизости. А
Тайны фотографий с нашего спутника
лунный модуль - совсем рядом с фотографом, в нескольких десятках метров от него. Достаточно сместиться на сотню метров в
сторону, и он не попадет в кадр, а горы будут выглядеть точно так же. На самом деле правая фотография была сделана в месте,
которое находится в паре километров вправо от точки, где сделан левый снимок. Поэтому горы на этих двух фотографиях выглядят
немножко по-разному. Посмотрите на изображение справа, на котором фрагменты двух снимков периодически сменяют друг друга.
Видно, что горы на заднем плане - не плоский рисунок, а трехмерный объект: отдаленные вершины по-разному скрываются за
ближними склонами, склон горы слева чуть разворачивается к наблюдателю и отворачивается от него, и вся картинка как будто
немного поворачивается влево-вправо.
Кстати, астронавты "Аполлона-15" побывали в предгорьях Апеннин, и вы при желании можете
найти в архивах NASA их фотографии среди этих "декораций". Например, на странице www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/
a15/a15.1450726_pan.jpg приведена круговая панорама, составленная из фотографий астронавтов, сделанных на склоне горы
Хэдли-Дельта (на приведенных выше снимках она частично видна справа). Астронавты проводили панорамную съемку и в других
местах, так что мы можем получить "всесторонее" представление о том, как выглядела местность вокруг точек съемки двух
приведенных выше снимков. Вот эта панорама - www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a15/a15pan1480225.jpg - сделана
примерно в том же месте, что и левая фотография. А на странице www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a15/a15pan1650509.jpg
- другая панорама, сделанная в той точке, где был сделан правый снимок (фактически он - часть этой панорамы). Следующая пара
фотографий также показывает, что задний план - вовсе не плоская декорация. На заднем плане этих фотографий - гора Хэдли
высотой около четырех километров (не путать
с находящейся неподалеку горой Хэдли-Дельта). На левой фотографии она почти целиком находится в тени: освещена только
вершина и правый склон. Правая фотография сделана на 22 часа позднее левой. За это время Солнце переместилось на лунном
небе примерно на 11° и осветило весь передний склон.
В общем, в бездне космоса бездна юмора. Американского. Ю.И. Мухин.