НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
АСТЕРОИД ITOKAWA
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗОНДА HAYABUSA

Аппарат миссии Hayabusa (по-японски "Сокол") стартовал в марте 2003 года и с тех пор преодолел более 2 млрд километров. В 2005 году он опустился на поверхность астероида 25143 Итокава, с которого и должен был забрать пробы вещества для отправки их на Землю. Этот астероид в поперечнике насчитывает около полукилометра и вращается вокруг Солнца между орбитами Марса и Земли (местный год составляет около 556 земных дней). Однако в ходе забора проб не все прошло гладко. По плану зонд должен был зависнуть над поверхностью астероида, выстрелить в него несколько ударников и захватить поднятые ими обломки и пыль в сборник образцов. Однако телеметрические данные не смогли достоверно подтвердить отстрел ударников. На обратном пути зонд тоже подстерегали различные препятствия: он столкнулся с утечкой топлива, с временной потерей связи, с перебоями в работе двигателей и системы управления. В результате траекторию полета пришлось неоднократно перекраивать, и зонд пробыл в космосе на три года дольше, чем планировалось. По меткому сравнению одного из ученых, им пришлось работать буквально "изолентой и проволокой", латая то здесь, то там возникающие "дыры". И вот наконец, после отделения спускаемой капсулы зонд приземлился в австралийской пустыне.

13 июня 2010 года cамолет NASA DC-8 снял на видео возвращение на Зeмлю космического аппарата "Хаябуса". На видео хорошо видно, как в плотных слоях атмосферы сгорают фрагменты аппарата. Яркая точка, расположенная немного ниже и правее основных обломков - контейнер, в котором могут находиться образцы астероидного вещества. После отделения от аппарата контейнер опустился на Землю на парашюте в районе закрытой военной зоны Вумера в Австралии.
Если по какой либо причине видео не воспроизводится, то вы можете его скачать ЗДЕСЬ.
ВИДЕО СПУСКА КАПСУЛЫ HAYABUSA

После благополучного приземления в австралийской пустыне 40-сантиметровая капсула зонда Hayabusa была доставлена в Японию. Ученые обнаружили в контейнере зонда "Хаябуса" (Hayabusa), совершившего посадку на астероид Итокава (Itokawa), несколько частиц, возможно, имеющих внеземное происхождение. Специалисты начали открывать контейнер 24 июня, о чем было объявлено в официальном пресс-релизе Японского космического агентства (JAXA).

ПОДЛЕТ К ЗЕМЛЕ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ МИССИИ (13.06.2010)

Ученые смогли сфотографировать около десятка видимых невооруженным глазом частиц, а также два фрагмента размером чуть более 10 микрометров. Пока исследователи не могут с уверенностью утверждать, что частицы были принесены "Хаябусой" с астероида. Во время старта с Земли контейнер был закрыт не полностью, а после посадки из-за технических неполадок зонд не смог поднять находящуюся на астероиде пыль, и специалисты не могут сказать точно, удалось ли "Хаябусе" собрать материал.

КАПСУЛА HAYABUSA В АВСТРАЛИИ

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ HAYABUSA
9 мая 2003
Запущена ракета MV-5 из Космического центра Кагосима
27 мая 2003
Начал работу ионный двигатель
19 мая 2004
Гравитационный маневр около Земли
29 июля 2005
Первые изображения астероида ITOKAWA
12 сентября 2005
Прибытие (около 20 км от астероида)
30 сентября 2005
Аппарат принял исходное положение (около 7 км)
12 ноября 2005
Зондирование роботом "Минерва"
20 ноября 2005
Первая попытка приземлиться
26 ноября 2005
Вторая попытка сесть на астероид
8 декабря 2005
Потеря связи с аппаратом из-за утечки топлива
26 ноября 2005
Возобновление связи
18 января 2007
Опечатывание получених образцов с поверхности
Февраль 2007
Вновь заработал ионный двигатель
25 апреля 2007
Начало обратного пути к Земле
18 октября 2007
Выполнение первой фазы маневров на курс к Земле
4 февраля 2009
13 июня 2010
Посадка на Землю
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ HAYABUSA

СПУСКАЕМАЯ КАПСУЛА ЗОНДА HAYABUSA

Аппарат Hayabusa был создан для исследования астероидов. Целью миссии аппарата был астероид "Итокава", названный в честь покойного доктора Hideo Itokawa, отца космической программы Японии. Hayabusa для перемещения в космосе использовал ионный двигатель. Задача полета аппарата - добраться до астероида используя ионные двигатели, получить пробы вещества с поверхности и вернуться обратно. До сих пор, единственным внеземным небесным телом, с поверхности которого были доставлены пробы вещества, является Луна. Но так как большие тела, такие как планеты и Луна, изменялись в течение долгого периода времени в следствии тепловых процессов, эти тела не могут предоставить нам информацию о времени зарождения Солнечной системы.

СОДЕРЖИМОЕ КОНТЕЙНЕРА HAYABUSA

Астероиды, с другой стороны, являются достаточно маленькими телами, что бы сохранить подобную информацию в целостности. Их даже прозвали астрономическими окаменелостями. Пробы с поверхности астероида могут дать нам ключ к разгадке состава вещества из которого сформировались планеты и информацию о внутренней части солнечной туманности во время рождения планет. Количество привезенного вещества может быть очень мало, но его научное значение очень огромно.

19 октября 2005 сближение с астероидом Итокава
гладкая область в центре называется Muses-sea
Данная область официально названа Uchinoura
Прилипшая к астероиду скала, видимая ниже середины изображения, получила название Pencil Boulder. Четко видна ее тень (снимок от 18.10.2005)
АСТЕРОИД ITOKAWA

Область вокруг Pencil Boulder (19.11.2005)
Поверхность астероида Itokawa (12.11.2005)
Местность около кратера Komada (09.11.2005)

Полет аппарата Hayabusa будет играть важную роль в будущих миссиях космических зондов. Hayabusa использует новую технологию - ионный двигатель. Этот двигатель сначала ионизирует топливный газ, ксенон, затем электрически его ускоряет и испускает ионы, тем самым приводя в движение весь аппарат. Поскольку это очень эффективный двигатель, он, как ожидается, будет важным технологическим инструментом в будущих исследованиях Луны и планет. Другим новшеством, которое продемонстрировал аппарат, является Автономная Навигационная система, позволившая зонду сблизиться с далеким астероидом без человеческого руководства. Система работала, измеряя расстояние до астероида Оптической Навигационной камерой, используя дальномер.

ТЕСТОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ