НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
Солнечная система
"New Horizons" - Система Юпитера

В феврале 2007 года космический аппарат "New Horizons" NASA пролетел около самой большой планеты Солнечной системы и за долгий период отсутствия информации о Юпитере передал снимки самой планеты и ее спутников. "Новым Горизонтам" удалось получить серию снимков демонстрирующих приближение к Юпитеру. Во время самого близкого пролета аппарат запечатлел самые знаменитые природные проявления в этом регионе космоса. Это Большое и Малое красное пятно, бурная атмосфера Юпитера и активная вулканическая деятельность на Ио и небольшие кольца планеты - гиганта. Попутно аппарат сфотографировал и другие главные спутники Юпитера.

Космический аппарата "New Horizons"

"New Horizons" - главные спутники планеты и Юпитер (2я ЧАСТЬ)

Малое красное пятно — шторм размером в 70% от диаметра Земли. Данный кадр исследователи называют лучшим изображением этой важной детали Юпитера из всех сделанных ранее (фото NASA/Southwest Research Institute).

Великолепную подборку фотографий, собранных аппаратом в системе Юпитера, презентовали на днях американские исследователи. Получены отличные снимки Малого красного пятна. Это пятно родилось в 2000 году, так что оно очень молодо по сравнению со своим старшим братом - Большим красным пятном, которое существует, как минимум, несколько столетий. LRS был создан в результате столкновения сразу трёх меньших штормов и сейчас является вторым по величине штормом на Юпитере. Во время предельного сближения двух огромных пятен ничего экстраординарного не случилось. Суперштормы аккуратно прошли мимо друг друга. Интересно, что цветное изображение LRS создано совмещением снимка с высоким разрешением, сделанным New Horizons, и цветного кадра, выполненным почти одновременно орбитальным телескопом Hubble. В результате разрешение "портрета" Малого красного пятна составило 14,5 км, что в 10 раз выше, чем допускала одиночная съёмка Hubble. Красно-жёлтый цвет Малого пятна, которое до 2005 года оставалось белым, астрономы объяснили всплытием облаков из капелек серы. Они поднялись на 50 километров, до уровня верхних аммиачных облаков. Аналогичный механизм окраски шторма, предположительно, работает и в Большом красном пятне. Но точно это неизвестно.

Слева - извержение вулкана Тваштар. Справа вверху: то же извержение в видимом диапазоне. Справа внизу: инфракрасная съёмка луны выявляет ещё несколько действующих вулканов, несравненно более слабых, чем Тваштар.

Одной из больших удач стало извержение на Ио. Наиболее геологически активное тело в Солнечной системе (не считая Земли) порадовало учёных мощнейшим извержением вулкана Тваштар. Спутник Galileo работал около Юпитера шесть лет, но ни разу не застал столь сильное извержение. Тваштар выбрасывал горячий материал на высоту 330 километров. Благодаря совместной работе нескольких камер и спектрометров на New Horizons (ИК, цветных и чёрно-белых видимого диапазона, многоспектральных) исследователи получили серию кадров как вулканического "пера", так и горячей лавы на поверхности спутника. В ряде случаев газ, выброшенный луной, подсвечивался ещё и электрическими сияниями, вызванными токами, генерируемыми по мере движения Ио через магнитное поле Юпитера. Кроме того, на снимках видны, по крайней мере, ещё 10 вулканических точек, хотя и более слабых, чем Тваштар. Самая мощная из них сияет в инфракрасном диапазоне с яркостью менее 4% от яркости Тваштара. Сравнивая эти кадры со снимками, сделанными Galileo, планетологи открыли новый вулкан на Ио, в его южном полярном районе (Тваштар расположен вблизи северного полюса Ио).

Снова Ио. Слева луна, снятая Galileo в 1999-м. Справа — нынешний кадр New Horizons. Видны изменения на поверхности, вызванные вулканической активностью.

Также без внимания New Horizons не осталась кольцевая система Юпитера и две небольшие луны Метис (Metis) и Адрастея (Adrastea), своей гравитацией контролирующие состояние колец. Учёные неожиданно обнаружили новые скопления пыли и дуги в кольцах. Специалисты говорят, что это - временные детали, возникшие, предположительно, всего за несколько месяцев до съёмки в результате пролёта через кольцевую систему небольшой кометы. На скорости 10-15 километров в секунду она столкнулась с одной из крупных частиц колец, насчитывающей десяток метров в поперечнике (или даже больше), и произвела мощный выброс материала. Об этом говорит один из специалистов NASA, изучающих данные с New Horizons, — Джефф Мур (Jeff Moore): "Мы поймали удивительный момент в системе Юпитера, где большинство вещей постоянно изменяется". Он же добавляет, что подобные временные явления планетологи наблюдают и в кольцевой системе Сатурна.

Фрагмент колец Юпитера, снятый New Horizons с двух сторон (до и после пролёта системы), соответственно, при разном освещении Солнцем.

Восход Европы над Юпитером. Эта картина стала одной из немногих снимков, которые New Horizons сделал ради художественной, а не научной ценности.

Одна из самых интересных лун Юпитера - Европа - тоже порадовала исследователей. Здесь была подробно рассмотрена сеть циркулярных котловин, "вырезанных" на ледяной поверхности спутника, которые открыл ещё аппарат Galileo. "Эта система может кое-что рассказать нам о толщине ледяной коры, которая покрывает глобальный океан (Европы). А местоположение и размещение впадин могут поведать о развитии ледяного покрытия спутника, о том, как оно меняется", - поясняет Мур. New Horizons получил художественное изображение Европы, появляющейся над облаками Юпитера, с помощью инструмента LORRI в 11:48 по Универсальному Времени 28 февраля 2007 (через шесть часов после своего максимального пролета космическим аппаратом Юпитера). Фотография принадлежит к числу редких снимков, которые New Horizons сделал не в научных целях, а для артестичности. Сцена была предложена Ричардом Хендриксом из штата Техас. В момент полученя снимка аппарат располагался в 2,3 миллионах километров от Юпитера и в 3 миллионах километров от Европы.

Комбинированный портрет. Ио, Европа, Ганимед и Каллисто глазами New Horizons. Разрешение кадров составило от 13 до 21 километра на пиксель. Расстояние от аппарата до галилеевых лун в момент съёмок варьировалось от 2,7 до 4,2 миллиона километров.

Комбинированное изображение галилеевых спутников Юпитера показывает лучшие моменты миссии космического аппарата New Horizons при исследовании системы Юпитера. Снимки сделаны одним из основных инструментов - LORRI (Long Range Reconnaissance Imager) в конце февраля. Теперь остановимся на каждой луне поподробнее. На изображении расположились слева на право: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Показаны, приблизительно, истинные размеры спутников Юпитера относительно друг друга. Ио в диаметре имеет 3640 километров, был запечатлен в 03:50 по Универсальному времени 28 февраля с расстояния в 2,7 миллионов километров (первоначальный масштаб - 13 км в пиксель). Европа в диаметре 3120 километров, была сфотографирована в тот же день но чуть ранее - в 01:28 с расстояния в 3 миллиона километров (первоначальный масштаб - 15 км в пиксель). Ганимед - в диаметре 5262 км, сфотографирован 27 февраля в 10:01 с расстояния 3,5 миллиона километров (масштаб - 17 км в пиксель). Каллисто - в диаметре 4820 км, запечатлена 28 февраля в 03:50 с расстояния в 4,2 миллиона километров (масштаб - 21 км в пиксель).

Пример динамики атмосферы Юпитера: редкий тип аммиачного облака (показано голубым), возникшего благодаря подъёму газа из глубины атмосферы. На левом кадре показано место возникновения облака (жёлтая рамка), неподалёку от БКП.

New Horizons собирал научные данные о Юпитере и его семье в течение нескольких недель до и после наибольшего сближения с планетой. Объём информации (снимки и результаты измерений) составил 34 гигабита, и пока космический аппарат переправил на Землю лишь 70% от этого количества (остальное хранится в памяти New Horizons). Так что учёные смогут узнать ещё немало интересного о газовом гиганте. Любопытно, что у Юпитера аппарат выполнил примерно вдвое больше снимков, чем запланировано для работы в системе Плутона. Собственно, потому ценность пролёта Юпитера одним его изучением не исчерпывается. Планетолог Алан Штерн, научный руководитель миссии New Horizons, отметил, что данный эпизод стал испытанием и для космического аппарата, и для управляющей им команды. И межпланетная станция, и специалисты миссии, как сказал Штерн, "прошли тест с наивысшей оценкой".

Мультиспектральная камера MVIC New Horizons получила высокодетализированную картинку Юпитера в 06:00 по Универсальному времени 28 февраля 2007, в тот момент когда аппарат располагался в 2,3 милтонах километров от Юпитера.

"New Horizons" - Система Юпитера, главные спутники планеты и Юпитер