НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
"Открытия" на Марсе
Космический аппарат "Mars Express" - ESA

Космический корабль "Марс-Экспресс", запущенный в рамках первой Европейской межпланетной миссии достиг Красной планеты и сделал первый снимок ее поверхности с близкого расстояния. Снимок был осуществлен в тот момент, когда корабль находился на расстоянии пяти с половиной миллионов километров от Марса. "Марс-Экспресс" вышел на орбиту вокруг четвертой планеты нашей солнечной системы 25 декабря 2003. C "Марс-Экспресса" на поверхность опустился британский зонд "Бигл-2", но при посадке разбился.

"Лицо" и "череп" на Марсе

Регион Cydonia – область знаменитого лица на Марсе

Лицо на Марсе - Викинг-1
Снимок Марса с "человеческим лицом" - орбитальный аппарат "Викинг-1" 25 июля 1976

Космический аппарат Mars Express получил снимки региона Cydonia или для большинства людей этот регион известен тем, что именно там было сфотографировано так называемое «лицо на Марсе». Фотографии высотной стерео камеры аппарата показывают наиболее захватывающие обзоры красной планеты. Предыдущие попытки, проводившиеся с апреля 2004 года по июль 2006, получить качественные изображения этого региона были неудачными, и связано это было высотной атмосферной пылью и туманом. Но 22 июля 2006 условия, наконец, позволили камере HRSC получить ряд изображений региона с «лицом на Марсе», причем в наилучшем качестве с четкими деталями поверхности. Все данные были получены с орбиты 3253. Разрешение снимков 13,7 пиксель/метр. Регион Cydonia расположен 40,75 0 на Север и 350,54 0 на Востоке Марса.

Регион Cydonia
Снимок Марса - регион Cydonia, заметен переход от гористой местности к равнинам.

Новые фотографии этого региона не только обеспечили ученых детальными представлениями региона, но также крупным планом известное место на Марсе. Область Cydonia расположена в регионе Arabia Terra, который является как бы переходом между горной местностью юга и марсианскими равнинами севера. Такая местность повсеместно заполнена всевозможными обломками скал различной степени разрушения. Один из таких скалистых обломков в виде человеческого лица и был сфотографирован еще 25 июля 1976 года орбитальным аппаратом «Викинг-1», а через несколько дней агентство NASA распространило информацию о находке на Марсе формирования напоминающего человеческую голову. Однако уже тогда ученые NASA правильно интерпретировали изображение, как оптический обман, вызванный наклонным освещением Солнца, то есть как игру теней и морфологии поверхности.
    Тем не менее, именно эту информацию быстро забыли и «лицо на Марсе» стало предметом больших споров, и тогда появилась гипотеза об его искусственном происхождении. Множество близлежащих структур интерпретировались некоторыми энтузиастами как искусственными пейзажами и были названы пирамидами, а также развалинами древнего города. Появились идеи о существовании на Марсе в древности высокоразвитой цивилизации, которые «развились» до газетных статей и фантастических произведений. Несмотря на все это научная точка зрения никогда не менялась: лицо является вымыслом человеческого воображения. Подтверждения, в виде более детальных снимков, были получены только в апреле 1998 года с борта космического аппарата Mars Global Surveyor. С тех пор спекуляции с «лицом на Марсе» пошли на убыль.

Фотография с "лицом" на Марсе - четкое проектирование, показаны оползни на поверхности.
Лицо на Марсе

В то время как данные формирования не имеют инопланетного происхождения, они являются интересными объектами для изучения планетарных геологов. В областях примыкающих к области Cydonia такие структуры (холмы и скалы) найдены во множественном числе. Такие насыпи образуются из смеси скальных пород и льда, часто подвержены оползням. На «лице» такие характерные оползни так же были зарегистрированы.
    Из-за высокой орбиты аппарата при исследовании региона во время других пролетов космического аппарата на некоторых изображениях была зарегистрирована подобная “лицу” структура, но уже более похожая на череп. В связи, с чем даже известный ученый Карл Саган высказал мнение: “Воображение нас ведет в миры, которые никогда не существовали. Но без этого мы никуда не придем”.

Фотография с "черепом" на Марсе - орбитальный аппарат Mars Express (2004-2006 гг)