НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Исследование Солнечной Системы - Научные Статьи
"Открытия" на Марсе
Роверы "Opportunity" и "Spirit" - NASA

10 июня 2003 г. в 17:58:46 UTC со стартового комплекса SLC-17A станции ВВС США «Мыс Канаверал» был выполнен успешный пуск РН Delta 2 с американской автоматической межпланетной станцией MER-2, получившей собственное имя Spirit. Целью полета являлась доставка марсохода на поверхность Марса в кратер Гусев (15°ю.ш., 175°в.д.). Посадка была запланирована на 4 января 2004 г. в 04:11 UTC. Программа полета, ракета-носитель и сама станция обозначаются MER-A. 8 июля 2003 г. в 03:18:15 UTC с соседнего стартового комплекса SLC-17B состоялся запуск РН Delta 2 с идентичной станцией MER-1, названной Opportunity. Второй марсоход прибудет к Марсу 25 января и в 04:56 UTC будет посажен в район 2°ю.ш., 5°в.д. на равнине Меридиана. Эта миссия имеет техническое обозначение MER-B.

Цель - кратер "Виктория"

Регион исследований NASA – кратер "Виктория"

Cabo Frio
Мыс Cabo Frio, кратер "Виктория" - снимок навигационной камеры марсохода Opportunity

Роверы Spirit и Opportunity преодолевают новые вехи в исследованиях Марса. Тяжелая планетарная зима на красной планете начала отступать и марсоходы начали получать больше солнечной энергии. Ровер Opportunity достиг, наконец, в конце сентября 2006 края огромного кратера «Виктория» и получил первые панорамные снимки этого образования. Но, к сожалению, аппарат близнец Spirit еще в течение целого месяца не сможет похвастаться никакими интересными открытиями, ему все это время придется пережидать, находясь в наклонном положении для накопления энергии и получения самого большого панорамного снимка окружающей местности за все время миссии.
    Все внимание ученых на Земле (в NASA) приковал к себе ровер Opportunity и его первые снимки навигационной камеры. Ровер передал первый обзор кратера «Виктория». Долгое время марсоход пребывал только в движении к главной цели этого года, прерываясь на не очень значительные исследования в августе 2006, на рытье траншеи для изучения свойств марсианского грунта. Весь сентябрь прошел в движении к кратеру «Виктория». Этот кратер был всего лишь мечтой для ученых исследователей и если можно так выразится для аппарата геолога севшего на поверхность Марса в январе 2004. Но все же исследования, продлившиеся 21 месяц на плато Meridiani, привели ровер к долгожданной мечте. Суммарно ровер прошел путь длинной в 9.2 км по поверхности Марса. Последние дни сентября отметились тем, что аппарат находился всего в нескольких метрах от оправы кратера, и было найдено хорошее стабильное положение для наилучшего обзора.
    Для ученых эти 800 метров (диаметр «Виктории») поверхности Марса представляют собой научные богатства, так как можно получить ценнейшую информацию не только о подповерхностном слое пород, но и о геологической истории Марса за большой период времени.

Кратер Виктория

Первые изображения навигационной камеры ровера показали отвесные скалистые стены кратера с расслоением пород и песчаными дюнами на дне образования. По словам большинства специалистов, если удастся добраться и исследовать эти расслоения пород, то можно будет получить информацию об экологических условиях в древний период истории Марса. Удастся уточнить временные рамки так называемой «влажной эры» на Марсе, следы которой были зарегистрированы сразу же после посадки аппарата на поверхность Красной планеты.
    Первые изображения показали большой кратер «Виктория» со стороны «Залива Утки». Дальняя сторона кратера на фото расположена в 800 м от ровера, края кратера обрамлены чередующимися каменными мысами, высота которых в некоторых местах достигает 70 м. Основание кратера покрыто песчаной рябью. С данного положения ровера отчетливо заметны два каменных мыса. Мысы неофициально уже получили свои имена, слева - "Зеленый мыс" (Cape Verde), а справа - "Cabo Frio". По размерам кратер "Виктория" в пять раз больше чем кратер "Выносливости", на который ровер потратил 6 месяцев.
    Свое вполне официальное название кратер «Виктория» получил не по имени Королевы Виктории, а в честь одного из пяти кораблей Магеллана, точнее единственного корабля, который закончил полное кругосветное плавание вокруг земного шара в 16-м столетии. Магеллан выплыл с пятью кораблями, а вернулся через три года только с одним. Это событие произошло за долго до жизни королевы Виктории. Названия мысов и других образований в кратере соответствует названиям мест, которые посетил Магеллан во время своего путешествия.

Зеленый мыс, кратер "Виктория" - снимок навигационной камеры марсохода Opportunity
Зеленый мыс на Марсе

MRO - Opportunity на берегу кратера Виктория

Cabo Frio
Opportunity на берегу кратера Виктория. Масштаб изображения составляет 29,7 см на пиксель.

Вездеход-долгожитель NASA Opportunity ("Возможность") сейчас приступает к исследованиям слоистых горных пород, слагающих утесы, которые окружают 800-метровый марсианский кратер Виктория. И как раз в первую неделю этой "викторианской" эпопеи на орбите Mars Reconnaissance Orbiter получил один из первых своих снимков, посвященных героическому ветерану-марсоходу и окружающему его пейзажу. Уровень детализации, достигаемый с помощью новой техники (камеры с высокой разрешающей способностью - HiRISE, изготовленной специалистами Аризонского университета (University of Arizona) - самая мощная камера, которая когда-либо использовалась за пределами земной орбиты), оказался столь впечатляющ, что позволяет без особого труда найти небольшой аппарат на поверхности планеты (и даже заметить следы от его колес). От марсианской поверхности в этот момент станцию отделяли 297 километров.
    Конечно же, ученые занялись съемками окрестностей кратера Виктория не из-за одних лишь сентиментальных побуждений и не для того только, чтобы подивить читателей журналов. Вид сверху поможет им наметить более оптимальную и безопасную программу исследований для ползающего внизу робота-геолога. Изображения, полученные от орбитального аппарата, помогут группе, занимающейся марсоходами, выбирать места для получения обзорных снимков посредством Opportunity, движущегося вдоль 2,5-километрового края кратера (они уже пригодились в ходе исследований так называемого "Зеленого мыса" - "Кабо-Верде"). И, наоборот, наземные наблюдения вездеходом определенных геологических особенностей дадут новую информацию для более достоверной интерпретации фотографий, полученных с орбиты, - из тех мест, куда еще никогда не ступало колесо марсохода.
    Изображения марсианской поверхности, полученные автоматической межпланетной станцией NASA Mars Global Surveyor (MGS, можно перевести как "Глобальный инспектор" или скорее все-таки "Глобальный топограф Марса", один из самых успешных марсианских проектов NASA), выведенной на орбиту вокруг Красной планеты еще в сентябре 1997 года, побудили два года назад научную группу, управляющую марсоходами, выбрать целью длительного путешествия Opportunity (длиной девять километров) именно кратер Виктория.
    Самому кратеру Виктория то ли 10, то ли 100 миллионов лет, а вот слагающие его породы гораздо старше - им миллиарды лет. Обнаженные давним катаклизмом древние геологические слои в выступах, образующих внутренние стенки Виктории, по всей видимости, позволят изучить более длительный промежуток экологической истории Марса, чем это было в случае тех небольших кратеров, что уже обследованы марсоходами. Кратер Виктория в пять раз больше, чем любой другой кратер, встречавшийся Opportunity на его долгом пути. Судя по всему, до более обширных кратеров ветеранам-марсоходам уже никогда не добраться. Уже в ходе первых двух месяцев после высадки на Марс (с января 2004 года) на плато Меридиана (Meridiani Planum) Opportunity удалось найти геологические свидетельства в пользу теории, согласно которой на поверхности Красной планеты когда-то в заметных количествах присутствовала вода. А теперь вот ученые-планетологи надеются, что Виктория им поможет одержать так сказать окончательную викторию и выяснить, были ли те марсианские "влажные" периоды мимолетной причудой, постоянной особенностью или же носили какой-то циклический характер.

Зеленый мыс на Марсе