Меркурий - планета ближайшая к Солнцу

Описание "местности": илюзорное родство

С первых переданных космическим аппаратом фотографий на ученых смотрела знакомая им Луна (ученые были поражены!), или по меньшей мере, ее близнец - на поверхности Меркурия оказалось множество кратеров, которые совершенно не отличались от идентичных лунных. И лишь тщательные исследования снимков позволили установить, что всхолмленные участки вокруг лунных кратеров, сложенные из материала, выброшенного при кратерообразующем взрыве, почти в полтора раза шире меркурианских - при одинаковом размере кратеров. Объясняется это тем, что большая сила тяжести на Меркурии препятствовала более далекому разлету грунта.

Оказалось, что на Меркурии, как и на Луне, имеется два главных типа местности - аналоги лунных материков и морей. Материковые районы - это самые древние геологические образования Меркурия, состоящие из испещренных кратерами участков, горных и холмистых образований, межкратерных равнин. Аналогами лунных морей считаются гладкие равнины Меркурия, которые моложе по возрасту, чем материки, несколько темнее материковых образований, но все же не такие темные, как лунные моря и их значительно меньше чем на Луне. Такие участки на Меркурии сосредоточены в районе равнины Жары - уникальной и огромнейшей на планете кольцевой структуры диаметром около 1300 км. Свое название равнина получила из-за 180° го меридиана который расположен в центре обращенного к Солнцу полушария (когда Меркурий находится на минимальном расстоянии от Светила). В это время поверхность планеты сильнее всего испытывает нагрев. Равнина Жары окружена гористым кольцом, которое ограничивает огромную круглую впадину, образованную на ранней стадии геологической истории Меркурия. Впоследствии эта впадина, а также соседние с ней районы были затоплены лавами, при застывании которых и возникли гладкие равнины. На другой стороне планеты, точно напротив впадины, в которой расположена равнина Жары, находится еще одно уникальное образование - холмисто линейчатая местность. Она состоит из многочисленных крупных холмов (диаметром 5-10 км и высотой до 1-2 км) и пересечена несколькими крупными прямолинейными долинами, явно образованными по линиям разломов коры планеты. Расположение этой местности в районе, противоположном равнине Жары, послужило основанием для гипотезы о том, что этот рельеф сформировался за счет фокусировки сейсмической энергии от удара астероида, образовавшего впадину Жары.
     Эта гипотеза получила косвенное подтверждение, когда вскоре на Луне были обнаружены участки с подобным рельефом, расположенные диаметрально противоположно Морю Дождей и Морю Восточному - двум крупнейшим кольцевым образованиям Луны.

Гигантский уступ Дискавери Гигантские кратеры Извилистый уступ Санта - Мария
[1] Гигантский уступ Дискавери протяженностью 350 км пересекает два кратера диаметром 35 и 55 км. Максимальная высота уступа 3 км. Он образовался при надвигании верхних слоев коры Меркурия слева на право. Это произошло из-за коробления коры планеты при сжатии металлического ядра, вызванном его остыванием. Уступ получил имя корабля Джеймса Кука. [2] Гигантские кратеры диаметром 130 м и 200 км с дополнительным валом на дне, концентричным основному кольцевому валу. [3] Извилистый уступ Санта - Мария, названный по имени корабля Христофора Колумба, пересекает древние кратеры и более позднюю равнинную местность. (Для лучшего понимания как выглядит поверхность и окружающий ландшафт на Меркурии просмотрите "карты - мозаики" Меркурия сделанные космическим аппаратом Маринер; из них первые две показывают детали с достаточно большим разрешением)
Холмисто - линейчатая местность Фотокарта Фотокарта
[4] Холмисто - линейчатая местность - уникальный по своему строению участок поверхности Меркурия. Здесь почти нет малых кратеров, но много скоплений невысоких горок, пересеченных прямолинейными тектоническими разломами. [5] Фотокарта крупнейшей кольцевой структуры на Меркурии - равнины Жары, окруженной горами Жары. Диаметр этой структуры 1300 км. Видна лишь восточная ее часть, а центральная и западная части, не освещенные на этом снимке, до сих пор не изучены. Район меридиана 180° з.д. - это наиболее сильно нагреваемая Солнцем область Меркурия, чтоотражено в названиях равнины и гор. Два основных типа местности - древние сильно кратерированные районы и более молодые гладкие равнины - отражают два главных периода геологической истории планеты - период массивного падения крупных метеоритов и последовавший за ним период излияния высокоподвижных, предположительно базальтовых лав.
Описание местности Меркурия: иллюзорное родство с спутником Земли - Луной

Несмотря на общее сходство меркурианского и лунного ландшафтов, на Меркурии обнаружены совершенно уникальные геологические структуры, не наблюдавшиеся до этого ни на одном из планетных тел. Они были названы лопастевидными уступами, поскольку для их очертаний на карте типичны округлые выступы - "лопасти" поперечником до нескольких десятков километров. Высота уступов от 0,5 до 3 км, по протяженности же крупнейшие из них достигают 500 км. Уступы эти довольно крутые, но в отличие от лунных тектонических уступов, имеющих резко выраженный перегиб склона вниз, меркурианские лопастевидные имеют в своей верхней части сглаженную линию перегиба поверхности. Расположены эти уступы в древних материковых районах планеты. Все их особенности дают основание считать их поверхностным выражением сжатия верхних слоев планеты. Расчеты же величины сжатия указывают на сокращение площади коры на 100 тыс кв км, что соответствует уменьшению радиуса планеты на 1-2 км. (остывание и затвердевание недр планеты).
ГЕОРГИЙ БУРБА - кандидат географических наук, "Вокруг света"