13 июня 2010 в 22:51 JST (13:51 UTC) возвращаемая капсула японского экспериментального межпланетного аппарата Hayabusa «Сокол» вошла в атмосферу Земли и примерно
через полчаса произвела успешную посадку на полигоне Вумера в Австралии. Впервые в истории космонавтики космический зонд вернулся на Землю с астероида и, вероятно, доставил несколько песчинок
с его поверхности.
Если бы космическим аппаратам давали ордена и медали, японскому «Соколу» можно было смело дать и медаль «За отвагу», и орден «За личное мужество». Потому что не было еще в истории космонавтики
межпланетной станции, которая бы выполнила свою программу, невзирая на такое количество аварий и отказов, и вернулась «на честном слове и на одном крыле».
За грунтом Итокавы
Аппарат Hayabusa (Muses-C) был запущен японским носителем М-5 с космодрома Утиноура 9 мая 2003 г. с целью доставки приблизительно одного грамма грунта с поверхности астероида 1998 SF36,
который вскоре получил имя Итокава (Одним из проектов пионера японского ракетостроения Хидео Итокавы в бытность его авиаконструктором фирмы Nakazima был знаменитый японский истребитель Ki-43
Hayabusa). Прибытие к цели планировалось на июнь 2005 г., а возвращение к Земле - на июнь 2007 г.
Станция была оснащена двумя ЭРД μ10 (четыре сопла) номинальной тягой по 0.78 гс и удельным импульсом 2980 сек для полета по межпланетной траектории, ЖРД тягой 5 фунтов (2.27 кгс) на
двухкомпонентном топливе для маневрирования у астероида и 12 двигателями ориентации тягой по 1 фунту (0.45 кгс). Аппарат стартовой массой 530 кг имел при запуске запас в 65 кг ксенона и 50 кг
гидразина и азотного тетроксида.
|
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
Комбинируя разгон на электрореактивных двигателях и пролет Земли с гравитационным маневром 19 мая 2004 г., аппарат в августе 2005 г. сблизился с астероидом Итокава. 12 сентября Hayabusa
сравнялся с ним по скорости и «завис» на расстоянии 20 км, а 29 сентября снизился до 7 км.
Уже к этому моменту зонд испытывал серьезные проблемы. Первая неприятность произошла еще в ноябре 2003 г., когда мощная солнечная вспышка в финале 23-го цикла солнечной активности повредила
солнечные батареи станции. С тех пор снимаемая с них мощность была ниже расчетной и не позволяла использовать ЭРД наиболее эффективно.
Незадолго до встречи с астероидом, 31 июля 2005 г., остановился из-за нерасчетно высокого трения один из трех маховиков - исполнительных органов системы ориентации. Более того, 3 октября 2005 г.
аппарат лишился второго маховика и остался последний, отвечавший за развороты относительно оси Z. Для того чтобы сохранить возможность ориентации и не израсходовать слишком быстро весь оставшийся
запас топлива для ЖРД (50 из 65 кг), разработчики придумали и протестировали схему управления с выдачей малых импульсов.
Невзирая на эти отказы, 4 ноября Hayabusa провел пробный спуск до высоты 700 м, а 9 ноября - до 70 м над поверхностью Итокавы. В третьем спуске 12 ноября был отделен посадочный зонд Minerva,
но неудачно: он получил скорость, превышающую местную отлетную, и так и не опустился на крохотный астероид, имеющий форму вытянутой картофелины длиной 535 м и поперечными размерами 294x209 м.
20 ноября Hayabusa в первый раз достиг гладкого дна так называемого Моря Мьюзес, но из-за ошибки в «боковой» ветке плана работы не выполнил запланированные операции по забору грунта и
вместо этого «просидел» примерно полчаса на поверхности Итокавы, нагретой солнечными лучами более чем до +100°С.
26 ноября 2005 г. аппарат во второй раз коснулся астероида «трубой» грунтозаборного устройства. Сразу после этого он должен был «выстрелить» в грунт двумя «пулями» диаметром 10 мм и массой 5 г.
От ударов со скоростью 300 м/с должно было подняться облако частиц грунта, часть которых должна была осесть в приемном контейнере. Как выяснилось позже, на блоке управления пиротехникой
операция «выстрел» осталась заблокирована - и рыхление грунта не произошло. Оставалась надежда на то, что какая-то часть грунта, сорванная краем «трубы» при первой или второй посадке, все-таки
попала внутрь.
Вернуться же к Итокаве еще раз оказалось невозможно, потому что во время подъема произошла авария двигательной установки с разгерметизацией магистралей горючего и потерей нескольких килограммов
гидразина. Лишь 4 декабря удалось восстановить ориентацию «Хаябусы», и то за счет выпуска драгоценного ксенона через нейтрализаторы, а 8 декабря она вновь была потеряна из-за «тяги» испаряющегося
изнутри гидразина. Крайняя астрономическая дата начала разгона к Земле (14-15 декабря 2005 г.) прошла при отсутствии какой-либо связи с аппаратом, и возвращение автоматически сдвинулось с
июня 2007 г. на июнь 2010 г. Шансов на него, однако, почти не было.
Лишь 23 января 2006 г. сигнал с «Хаябусы» удалось поймать вновь. Выяснилось, что за прошедшие недели аппарат подвергался воздействию жестокого холода, что он полностью потерял запас окислителя,
что аккумуляторная батарея полностью разряжена и возникли замыкания в ее литий-ионных элементах. В наличии был лишь ксенон (от 42 до 44 кг) и почти призрачная возможность определять текущую
ориентацию и использовать ЭРД.
Что ж, команда операторов под руководством менеджера проекта Дзюнъитиро Кавагути начала во второй раз «вытаскивать» аппарат из состояния клинической смерти. И к концу мая Hayabusa уже находился
в штатной закрутке, имея регулярную связь с Землей через малонаправленную антенну, и даже были с успехом опробованы в режиме тяги электрореактивные сопла В и D; два других оставили «про запас».
Затем был в очередной раз доработан алгоритм ориентации и стабилизации по тангажу и рысканью с использованием уцелевшего маховика и сопел нейтрализаторов ЭРД и с компенсацией возмущений
по крену за счет солнечного давления на специально наклоняемые панели солнечных батарей. В результате аппарат продержался шесть месяцев в закрутке со скоростью 0.1 об/мин вообще без расхода
ксенона!
В период с июля по сентябрь удалось зарядить 7 из 11 элементов батареи, что позволило провести 17-18 января 2007 г. перегрузку приемного контейнера в возвращаемую капсулу и закрытие ее крышки.
«Мы летим на последнем крыле...»
25 апреля 2007 г. в 14:30 JST (05:30 UTC) аппарат начал разгон с использованием сопла D электрореактивного двигателя №2 по траектории, позволяющей достичь Земли 10 июня 2010 г. Шансы на успех
Дзюнъитиро Кавагути описал следующими словами: «Возвращение не является абсолютно невозможным».
Ксенона на борту было достаточно - примерно 34 кг, при том что будущий расход его на тягу и на ориентацию оценивался не более чем в 20 кг. Необходимое приращение скорости соответствовало
8000-10000 часам работы одного сопла. Проблема была в том, что единственное исправное сопло D имело уже наработку 11100 часов при ресурсе 14000 часов. Работоспособность сопла С, использовавшегося
ранее в течение 6500 часов, не удалось подтвердить при тестах в 2006 г. Характеристики сопла В, отработавшего 9600 часов, были хуже расчетных: его попробовали включить еще раз и вскоре выключили.
Были замечания и к резервному соплу А, проявившему нестабильность работы при испытаниях в начале полета. Никаких гарантий по сохранности других систем КА после всех аварий и с исчерпанным
ресурсом не было тем более.
7 июня аппарат прошел перигелий на расстоянии 0.95 а.е. от Солнца; чтобы он не перегревался и не возобновилась утечка остатков гидразина, поддерживалась специальная нештатная ориентация.
По мере удаления от Солнца внешний нагрев сокращался, и 28 июля после подогрева источника питания и с использованием новой последовательности запуска удалось включить сопло С, а сопло D было
выключено. Такое распределение нагрузки между разными соплами увеличивало шансы полностью отработать требуемое приращение скорости.
Первый этап разгона закончился 18 октября 2007 г.; он принес приращение скорости около 300 м/с и довел суммарную наработку ЭРД до 31000 часов. 24 октября был остановлен управляющий маховик,
а КА переведен из режима трехосной стабилизации в закрутку за счет солнечного давления со скоростью 0.1 об/мин. В сущности Hayabusa «заснул» до февраля 2009 г., когда должен был начаться второй
этап разгона. Чтобы правильно подойти к Земле, нужно было набрать еще 400 м/с.
28 февраля 2008 г. станция прошла афелий на расстоянии 1.63 а. е. от Солнца. Из-за малой мощности, снимаемой с солнечных батарей, приходилось экономить электроэнергию. Вскоре, в мае 2008 г.,
расстояние между аппаратом и Землей достигло максимального значения - 2.5 а.е. По сути они находились по разные стороны от Солнца, и направление оси вращения, совпадающее с нормалью к
плоскости солнечных батарей, мало отличалось от направления на родную планету. И хотя радиосигнал проходил до Земли и обратно за 40 минут, связь со скоростью до 256 бит/с могла поддерживаться
ежедневно.
|
Принцип работы ЭРД «Хаябусы» на последнем этапе (снизу) и суммарная наработка двигателей (сверху)
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
К перигелию, который Hayabusa прошел в конце ноября, температура на борту поднялась на 10° и более по сравнению с афелием. Разность температур между самыми холодными и самыми теплыми
элементами конструкции достигала 90°. А на конец года пришелся период соединения с Солнцем, когда в течение полутора месяцев аппарат был предоставлен самому себе.
4 февраля 2009 г. в 11:35 JST начался второй этап разгона на участке полета к Земле. По графику он должен был продолжаться до марта 2010 г. Стратегия операторов состояла в том, чтобы дойти до
Земли на соплах D и С. Первое по-прежнему оставалось в неплохой форме, в то время как у сопла В (и в меньшей степени у С) отмечалось повышенное напряжение нейтрализатора, ставшего результатом
постепенной деградации ЭРД.
Примерно полтора месяца аппарат шел с работающим соплом D, а затем переключился на С. В конце апреля Hayabusa удалился на 2.36 а.е. от Земли (скорость радиообмена сократилась до минимума -
8 бит/с!) и с этого момента приближался к родной планете.
13 августа из-за сбоя датчика в системе ориентации аппарат перешел в защищенный режим работы, выключив двигатель и сменив трехосную ориентацию на закрутку. Операторы обнаружили это в 08:30 JST
по медленному вращению аппарата - один оборот за 30 минут - и периодическому пропаданию сигнала через малонаправленную антенну MGA. Связь поддерживалась через 64-метровую антенну японской
станции Усуда, но из-за большого расстояния до Земли данные с борта шли очень медленно, и только на изучение ситуации потребовалась неделя.
Кроме того, станция находилась вблизи афелия и испытывала нехватку электроэнергии. Чтобы не рисковать полуживой аккумуляторной батареей, было решено отложить повторное включение ЭРД до
приближения к Солнцу и улучшения энергобаланса. Ну а навигационная группа взялась за перерасчет траектории сближения с Землей.
Утром 26 сентября сопло С было включено вновь, и еще пять недель удалось пройти на нем и на сопле D, развивая тягу до 0.5 гс. Однако 4 ноября около 22:00 JST произошло автоматическое
отключение сопла D из-за повышения напряжения нейтрализатора до предельно допустимого значения 50 В. Нейтрализатор сопла С также был «на последнем издыхании». Приобретя за шесть с половиной лет
полета суммарное приращение скорости 2000 м/с, всего за семь месяцев до Земли аппарат остался вообще без исправных двигателей - ни ЖРД, ни ЭРД! А для возвращения домой нужно было как-то выжать
из него еще 200 м/с, потому что без этого станция прошла бы в 4 млн км от Земли.
И даже в этой ситуации команда Кавагути нашла выход! Да, работающих сопел больше нет, но ведь можно собрать двигатель из запчастей - например, взять рабочий источник ионов сопла В, включить
вместе с ним исправный нейтрализатор сопла А и получить тягу на уровне 0.65 гс - даже больше, чем прежде давало отказавшее сопло D! Правда, через незадействованные в тяге источник А и
нейтрализатор В ксенон будет уходить бесполезно, но его осталось еще примерно 23 кг, а требуется для набора 200 м/с и попадания в Землю лишь около 5 кг.
|
Возвращаемая капсула на Землю
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
После тестирования этой комбинации на Земле в течение 180 часов руководители полета решили: можно! И 19 ноября Hayabusa возобновил разгон еще раз.
Никто не знал, долго ли продержится «комбинированный» двигатель, и на всякий случай японцы просчитали запасной варианте возвращением к Земле в 2013 г. Однако ЭРД тянул... К 13 января 2010 г.
расстояние между аппаратом и Землей сократилось до 60 млн км, а промах траектории КА относительно Земли - до 1.4 млн км; она «зацепила» сферу Хилла, в которой земная гравитация сильнее
солнечной. К 8 февраля промах сократился до 0.75 млн км, к 18 февраля - до 0.47 млн км, а 1 марта составлял 0.31 млн км.
5 марта операторы отключили «комбинированный» двигатель на несколько суток, чтобы точно измерить параметры орбиты собственными средствами и привлеченными станциями NASA. Оказалось, траектория
проходит в 130 тыс км от Земли с дневной стороны планеты. 12 марта двигатель запустили вновь, а 27 марта в 15:17 JST выключили совсем. Проработав на последнем этапе свыше 2000 часов, он вывел
станцию на траекторию пролета над ночной стороной Земли на высоте порядка 20000 км.
Суммарная наработка двигателей КА Hayabusa за все время полета составила около 39000 часов, в том числе D - 15 ООО часов, В и С - по 12000 часов. Из начального запаса в 65 кг ксенона было
израсходовано 44 кг.
Ночная посадка
От родной планеты «Хаябусу» еще отделяли 27 млн км. Расчеты показали, что станция достигнет Земли и войдет в ее атмосферу 13 июня около 23:00 JST (14:00 UTC). Но чтобы это произошло в заданном
месте, в расчетное время и под правильным углом, нужна была тонкая подстройка траектории в соответствии с текущими измерениями ее параметров. Для этого в плане полета стояли пять коррекций -
начальная ТСМ-0 на дальности 24 млн км и при геоцентрической скорости подлета аппарата около 5 км/с и четыре последующих: ТСМ-1 (39 суток до посадки, расстояние 17 млн км), ТСМ-2 (Т-15 сут,
9 млн км), ТСМ-3 (Т-7 сут, 4 млн км) и ТСМ-4 (Т-3 сут, 2 млн км). Маневры ТСМ-1 и ТСМ-2 должны были вывести аппарат на пролет на высоте порядка 200 км над краем Земли, ТСМ-3 обеспечивал вход
в атмосферу и попадание в район полигона Вумера, а ТСМ-4 ликвидировал последние отклонения от оптимальной траектории.
Планирование и осуществление плана очень осложнялось отсутствием на борту КА работающих ЖРД. Все эти маневры нужно было провести с помощью ЭРД с его еле заметной тягой, и каждая коррекция
требовала нескольких десятков часов работы двигателя! Так, целых двое суток с 4 по б апреля 2010 г. ушли на то, чтобы успешно выполнить коррекцию ТСМ-0.
|
Траектория подлета KA Hayabusa к району посадки.
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
С приближением к Земле и к перигелию орбиты возросло солнечное давление, и в середине месяца пришлось потратить три дня на разгрузку последнего маховика. Если бы он вышел из строя, управляемый
полет станции сразу прекратился бы. Однако маховик Z проработал на пять лет больше, чем его отказавшие собратья, и все-таки дотянул до Земли.
16 апреля JAXA получило от правительства Австралии разрешение на посадку «Хаябусы» на полигоне Вумера в пределах расчетного эллипса длиной 200 км и шириной 20 км. Аппарат должен был подходить
с северо-запада, со стороны Индии и Мальдивских островов, и соответственно был ориентирован посадочный эллипс.
1 мая в 20:00 JST на расстоянии 17.5 млн км от Земли японская станция начала маневр ТСМ-1. Двигатель был выключен 4 мая в 11:57 на расстоянии 16.6 млн км.
12 мая с расстояния 13.5 млн км аппарат сфотографировал на ПЗС-матрицу звездного датчика Землю и Луну на границе созвездий Стрельца и Козерога. Луна получилась как светило - 4.6т, а звездная
величина Земли составила - 8.3т, и ее яркое пятно дало мощный вертикальный смаз.
|
Вертикальный смаз Земли
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
23 мая в 07:00 Hayabusa начал коррекцию ТСМ-2. Чтобы дать аппарату приращение скорости всего в 5 м/с, двигатель проработал около четырех суток (!) и выключился 27 мая в 03:38 на расстоянии 7.6
млн км от Земли. Двигаясь дальше по инерции, аппарат прошел на высоте 630 км над Землей вместо 200 км по первоначальному плану - так оказалось удобнее спланировать дальнейшие маневры с учетом
ограничений на ориентацию.
3 июня в 12:00 японский зонд начал и 5 июня в 13:44 закончил на расстоянии 3.6 млн км от Земли коррекцию ТСМ-3. Это был наиболее важный маневр прицеливания в расчетный район посадки; если бы
его не удалось завершить и возникла бы угроза падения вне пределов отведенной зоны, пришлось бы стравливать остатки ксенона, чтобы вновь уйти на пролетную траекторию.
9 июня с 12:30 до 15:00 была проведена совсем маленькая заключительная коррекция ТСМ-4. До Земли оставалось лишь 1.9 млн км.
12 июня нагреватели КА были включены для подогрева возвращаемой капсулы, установленной на панели - X станции, со стороны, противоположной соплам ЭРД.
И вот наконец настал решающий день - 13 июня. В полночь по токийскому времени Hayabusa был всего в 282110 км от Земли в созвездии Рака.
В 19:51 JST (10:51 UTC), точно по графику, на высоте 60000 км прошло отделение возвращаемой капсулы от основного КА с относительной скоростью 10 см/с и с закруткой до 12 об/мин. Увод «Хаябусы»
не предусматривался - аппарат должен был войти в атмосферу вслед за капсулой и сгореть.
|
Вскрытие капсулы
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
Возвращаемая капсула - по существу небольшой самостоятельный КА - имела диаметр 40 см при длине 25 см и массе 17 кг. Лобовая абляционная теплозащита толщиной 3 см должна была предохранить ее
при торможении в атмосфере с перегрузками до 60g. По таймеру через 150 сек после начала перегрузок на высоте 10 км инициировалось разделение частей капсулы и ввод парашютной системы. Кроме
того, должен был включиться поисковый радиомаяк со 100-ваттным передатчиком на частоте 242 МГц.
Работа капсулы зависела, однако, от того, сохранила ли заряд аккумуляторная батарея, рассчитанная, вообще-то, на четыре года полета, а не на семь. Так как возможности подзарядить ее не было,
операторы не стали и проверять состояние батареи, тем более что сама проверка отобрала бы часть заряда.
В 22:05 JST закончился прием информации с основного аппарата на станции DSN-54 под Мадридом. Дальше обе половинки «Хаябусы» шли к Земле молча, а японским участникам проекта оставалось только
ждать.
Три радиолокационные станции и поисковые вертолеты австралийских Вооруженных сил должны были контролировать возвращение капсулы. На подступах к району посадки был установлен телескоп, передающий
изображение ночного неба в сеть Интернет. Кроме того, JAXA договорилось с NASA о привлечении летающей обсерватории на базе самолета DC-8 для наблюдения входа капсулы и самого КА в атмосферу
Земли. Еще 8 июня эта лаборатория перебазировалась из Калифорнии в Австралию.
В 22:51 JST Hayabusa и капсула вошли в атмосферу на геоцентрической скорости 12 км/с под углом 12° к горизонту. А уже в 22:53 на черной ночной картинке с австралийского телескопа появилась
разгорающаяся точка, которая вышла из-за слоя облаков и двигалась слева направо. Вспышка продолжалась лишь 15-20 секунд, но в максимуме была значительно ярче Венеры. Уже после посадки, когда
была опубликована более качественная видеозапись, стало ясно, что камера «взяла» горящий в атмосфере основной аппарат и рядом - маленькую яркую точку раскаленной до 3000°С теплозащиты капсулы.
|
Контейнер с образцами
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
Еще несколько минут напряженного ожидания и - есть сигнал радиомаяка на спуске! А в 23:56, когда капсула уже наверняка приземлилась, вертолет поисковиков вновь услышал ее сигналы. Это
означало, что парашютная система сработала штатно и посадка прошла успешно!
Утром 14 июня группа поиска нашла приземлившийся объект всего в 1100 м (!) от расчетной точки. Интересная деталь: место посадки у австралийских аборигенов считалось священным. Поэтому туда
был доставлен полномочный представитель племени, который выслушал объяснения чиновников правительства Австралии о значении этого события и дал разрешение на эвакуацию.
На снимках капсула выглядела столь чистой, как будто она не вернулась из космоса, а кто-то просто забыл блестящий предмет среди песков! Но все объяснялось просто: с вводом парашюта был
отстрелен теплозащитный экран, который также нашли на территории Вумеры около 14:00 в 5 км от капсулы, и хвостовой конус. Что же касается возвращаемой капсулы, то в 16:08 она была эвакуирована
с места приземления.
17-18 июня капсула и теплозащитный экран «Хаябусы» были доставлены в институт ISAS в Сагамихаре, где аппарат был изготовлен и где был сооружен специальный комплекс для извлечения образцов и их
исследования. На следующий день капсулу «просветили» рентгеновской установкой на предмет отсутствия повреждений и не обнаружили в контейнере ничего крупнее 3-5 мм.
22 июня специалисты приступили к вскрытию капсулы и внешнего контейнера с образцами - и первый сюрприз: под крышкой внешнего контейнера были найдены следы газовой атмосферы очень низкого
давления.
24 июня трое исследователей и пять техников приемной лаборатории в присутствии представителя NASA и других ученых начали вскрывать приемный контейнер. Операция была рассчитана на неделю, но
лишь 5 июля JAXA опубликовало фотографии и объявило, что найдены несколько маленьких частиц.
|
Место посадки капсулы на Землю
|
Астероид Итокава и аппарат Хаябуса |
Понять, что именно было найдено и где, оказалось чрезвычайно трудно, так как даже в японских источниках после пресс-конференции 5 июля царила дикая путаница. Лишь через несколько дней
удалось составить более или менее непротиворечивую картину.
Внешний контейнер изначально был составной частью капсулы и имел приемное гнездо, в которое 17-18 января 2007 г. был вставлен внутренний контейнер диаметром 5 см и высотой 6 см, являвшийся
частью грунтозаборного устройства основного аппарата. В составе внутреннего контейнера имелись две ловушки: ловушка А была открыта при попытке забора грунта 26 ноября, а ловушка В - при
аварийной посадке 20 ноября 2005 г.
К 5 июля из контейнера было извлечено лишь содержимое ловушки А. Внутри ее были найдены две частицы размером около 10 мкм; с помощью тонкой наэлектризованной иглы они были перенесены в
специальные сосуды для хранения. Там же было найдено до 1000 еще более мелких частиц - размером от 10 до 1 мкм.
ОНИ ОБЕСПЕЧИЛИ УСПЕХ |
Дзюнъитиро Кавагути (Jun'ichiroh Kawaguchi) - доктор технических наук, профессор исследовательского отделения космических систем ISAS, технический руководитель проекта
Макото Йосикава (Makoto Yoshikawa) - доктор наук, доцент кафедры космической информатики и энергетики ISAS, научный руководитель проекта
Хитоси Кунинака (Hitoshi Kuninaka) - доктор технических наук, профессор кафедры космических транспортных систем, руководитель разработки электрореактивной ДУ
Хадзиме Яно (Hajime Yano) - доктор философии (космические науки), ассистент кафедры планетарных исследований ISAS, руководитель разработки грунтозаборного устройства
Дзюн Сайто (Jun Saito) - доктор наук, научный сотрудник Технической школы Университета Токаи, разработчик камер КА Hayabusa
Масанао Абэ (Masanao Abe) - доктор наук, научный сотрудник кафедры планетарных исследований ISAS, разработчик спектрометра ближнего ИК-диапазона NIRS
Сюдзиро Саваи (Shujiro Sawai) - доктор технических наук, ассистент исследовательского отделения космических систем ISAS, руководитель разработки посадочной мишени
Тецуо Йосимицу (Tetsuo Yoshimitsu) - доктор технических наук, ассистент кафедры космической информатики и энергетики ISAS, руководитель разработки спускаемого аппарата Minerva
|
ОНИ ОБЕСПЕЧИЛИ УСПЕХ |
Кроме того, после извлечения приемного контейнера на дне гнезда и под крышкой были найдены не менее десятка крупных частиц - размером 1 мм и более.
До подробного и всестороннего исследования, которое займет несколько месяцев, JAXA отказывается подтвердить, что частицы действительно доставлены с астероида и что они не могли попасть
в контейнер на Земле. Образцы планируется отправить для изучения в 10 университетов нескольких стран мира.
Хотелось бы, чтобы это были действительно песчинки с Итокавы. Японцы это заслужили.