Девятнадцать месяцев спустя после третьей кампании по исследованию Венеры, вновь принесшей разочарования, советские ученые и инженеры подготовили еще
три космических станции к окну запуска, открывавшемуся в конце 1965 года. Планомерный штурм Венеры начался с февраля 1961 года, и при каждой новой возможности предпринимались
попытки исследовать эту во многом загадочную планету, но после семи запусков и одного испытательного полета цель так и не была достигнута. Лишь две из семи космических станций
избежали гибели при запусках ракет-носителей, но они довольно быстро вышли из строя на трассе полета. Но инженеры были уверены, что проблемы, погубившие «Зонд-1», найдены и
устранены, а успешный полет «Зонда-З» к Луне и его последующая длительная работа в межпланетном пространстве подкрепляли эту уверенность. Естественно поэтому было ожидать успеха
при подготовке следующего этапа исследований Венеры с использованием космических станций ЗМВ.
|
Художественное представление миссии "Венера-3"
|
ВЕНЕРА-2 и ВЕНЕРА-3
|
Несколько станций ЗМВ остались с ноября 1964 года от кампании полетов на Марс, поскольку только одна станция была использована в окне запуска и названа
«Зондом-2». Еще одна станция была запущена в испытательный полет на расстояние до Марса вне окна запуска в июле 1965 года под названием «Зонд-З». Оставалось еще три космические
станции ЗМВ, первоначально планировавшиеся для полета к Марсу, одна из которых несла на себе спускаемый аппарат (ЗМВ-З №1), а две другие предназначались для пролетных исследований
(ЗМВ-4 №4 и №6). Все они были модифицированы для старта в окне запуска на Венеру в 1965 году, а их первоначальное назначение сохранилось только в ранее присвоенных порядковых
номерах (табл.). Две из этих станций были успешно запущены к цели. «Венера-2» и «Венера-3» достигли планеты и стали первыми аппаратами, осуществившими успешный межпланетный
перелет с того момента, когда Королев начал запускать планетные станции в 1960 году. Этот успех укрепил веру в то, что космические станции ЗМВ способны совершать длительные
межпланетные полеты. Тем сильнее было разочарование, что они вышли из строя непосредственно у пункта назначения и не передали научной информации. Еще одна космическая станция
осталась незапущенной до закрытия окна.
Космические станции, запущенные на Венеру в 1965 году
|
1-я космическая станция |
«Венера-2» (ЗМВ-4 №4) |
Назначение станции
Страна /Производитель
Ракета-носитель
Дата/Космодром
Дата окончание программы
Дата сближения
Результат
|
Пролетные исследования Венеры
СССР/ОКБ-1
«Молния-М»
12 ноября 1965 г./05:02:00 (Байконур)
10 февраля 1966 г.
27 февраля 1966 г.
Отказ в полете, потеря связи
|
2-я космическая станция |
«Венера-3» (ЗМВ-З № 1) |
Назначение станции
Страна /Производитель
Ракета-носитель
Дата/Космодром
Дата окончания программы
Дата сближения
Результат
|
Венера, зонд для исследования атмосферы и поверхности
СССР/ОКБ-1
«Молния-М»
16 ноября 1965 г./04:19:00 (Байконур)
16 февраля 1966 г.
1 марта 1966 г.
Отказ в полете, потеря связи
|
3-я космическая станция |
«Космос-96» (ЗМВ-4 №6) |
Назначение станции
Страна /Производитель
Ракета-носитель
Дата/Космодром
Результат
|
Венера, пролетная космическая станция
СССР/ОКБ-1
«Молния-М»
23 ноября 1965 г./03:22:00 (Байконур)
Аппарат остался на околоземной орбите
|
Космические станции, запущенные на Венеру в 1965 году
|
«Венера-2» и «Венера-3» стали последними планетными космическими станциями, созданными и запущенными ОКБ-1. В конце 1965 года Королев передал
программу автоматических лунных и планетных исследований в НПО имени Лавочкина. Следующую космическую станцию «Венера», старт которой был намечен на окно запуска 1967 года,
должен был изготовить и запустить коллектив под руководством Георгия Бабакина.
Космическая станция
|
Космические станции «Венера-2» (слева) и «Венера-3» (справа)
|
ВЕНЕРА-2 и ВЕНЕРА-3
|
«Венера-2» и «Венера-3» были в основном аналогичны «Зонду-2» и «Зонду-З», но подверглись модификации в связи с новыми задачами. Спускаемый аппарат
«Венеры-3» был практически идентичен тому, который находился на «Зонде-1». Хотя, как отмечалось, к моменту запуска имелись веские основания полагать, что поверхность Венеры
горячая и ее температура может достигать 400 °С. Давление атмосферы на поверхности оставалось неопределенным, но было очевидно, что условия на планете существенно отличались
от тех, на которые был рассчитан зонд (77 °С, 5 бар). Поскольку что-либо менять было уже поздно, «Венеру-3» запустили с полным осознанием того, что зонд может передать только
данные об атмосфере и не выживет на поверхности.
Стартовая масса:
«Венера-2» — 963 кг,
«Венера-3» — 958 кг,
«Космос-96» — 950 кг.
Масса спускаемого аппарата: 337 кг.
Полезная нагрузка
«Венера-2», орбитальный аппарат:
1. Спектрометр на линии кислорода и водорода в Лайман-альфа.
2. Трехосный феррозондовый магнитометр.
3. Детектор микрометеоритов.
4. Детекторы заряженных частиц.
5. Газоразрядный и твердотельный детекторы космических лучей.
6. Приемники космического радиоизлучения в диапазоне от 20 до 2200 кГц.
7. Детектор солнечной плазмы в дециметровом радиодиапазоне.
Детекторы космических лучей были двух типов и состояли из газоразрядных счетчиков и твердотельных кремниевых детекторов. Параболическая антенна
радиометра дециметрового диапазона монтировалась на кольце между отсеком системы управления и приборным отсеком.
«Венера-2», пролетный приборный отсек:
1. Факсимильная система фотосъемки и передачи изображений.
2. Ультрафиолетовый спектрометр в диапазоне от 285 до 355 нм, встроенный в фотосистему.
3. Ультрафиолетовый спектрометр для обнаружения озона в диапазоне от 190 до 275 нм.
4. Инфракрасный спектрометр в диапазонах от 7 до 20 мкм и от 14 до 38 мкм.
Фотосистема и ультрафиолетовые спектрометры были идентичны летавшим на «Зонде-2» и «Зонде-З». Фотокамера была оснащена 200-миллиметровым объективом.
Инфракрасный спектрометр был аналогичен установленному на «Марсе-1», но был сконструирован таким образом, чтобы измерять тепловое излучение атмосферы и облаков. Он захватывал
два диапазона, каждый из которых разбивался на 150 интервалов, причем для измерений в первом диапазоне применялся приемник из In As, а во втором из LiF. Масса прибора была в
пределах 13-15 кг, его характерный размер составлял 50 см. Прибор монтировался с внешней стороны приборного отсека соосно с системой фотосъемки и включал в себя также фотометр
видимого диапазона в качестве источника опорного сигнала. Инфракрасный спектрометр мог также осуществить пространственное сканирование планеты на двух длинах волн: 9,5 и 18,5 мкм.
|
Космическая станция «Венера-3»
|
ВЕНЕРА-2 и ВЕНЕРА-3
|
«Венера-3», орбитальный аппарат:
1. Детектор атомарного водорода в линии Лайман-альфа.
2. Трехосный феррозондовый магнитометр.
3. Детекторы заряженных частиц.
4. Газоразрядный и твердотельный детекторы космических лучей.
5. Детектор солнечной плазмы в дециметровом радиодиапазоне.
Прибор для измерения космических лучей на «Венере-3» оснащался дополнительным газоразрядным счетчиком, в то время как детектор микрометеоритов и
приемник радиоизлучения были исключены из состава научной аппаратуры.
«Венера-3», посадочный аппарат:
1. Датчики температуры, давления и плотности.
2. Приборы для определения состава атмосферы, кислотности и электропроводности.
3. Гамма-лучевой детектор для определения состава грунта и детектор космических лучей.
4. Фотометр для измерений собственного свечения атмосферы.
5. Устройство для определения наклона аппарата по измерению уровня ртути.
|
Посадочный аппарат «Венера-3»
|
ВЕНЕРА-2 и ВЕНЕРА-3
|
Как видим, приборы спускаемого аппарата сохранились от кампании 1964 года. Фотометр был снова включен в список приборов, поскольку «Венера-3» должна
была совершить посадку на ночной стороне планеты. Как и во всех предыдущих полетах аппаратов ЗМВ, на нем были металлические вымпелы с изображением герба Советского Союза.
Описание миссии
«Венера-2» была успешно запущена 12 ноября 1965 года. Согласно программе полета, она должна была пролететь перед освещенным полушарием Венеры и
сфотографировать его с расстояния, не превышающего 40000 км. Станция была выведена на траекторию перелета настолько точно, что маневры по ее коррекции на промежуточном участке
не требовались. Система терморегулирования работала не очень хорошо, и с приближением к цели космическая станция начала перегреваться, вследствие чего возникли проблемы в системе
связи. Предположительно причина крылась в неправильном покрытии радиационных полусферических радиаторов. 10 февраля, когда был намечен финальный сеанс связи, температура резко
возросла, качество связи значительно снизилось и команды с Земли по запуску пролетных наблюдений не получили подтверждения об их прохождении. Вслед за этим пролетная станция
«Венера-2» не отреагировала на команду на загрузку пролетных данных и 4 марта было объявлено, что станция потеряна. С большой вероятностью она прекрасно выполнила задание при
пролете планеты, включая получение изображений, но была не в состоянии передать результаты на Землю. Ближайшая к планете точка была достигнута 27 февраля 1966 года в 02:52 по
Гринвичу и находилась на расстоянии 23 950 км от Венеры.
|
Вымпелы СССР на борту АМС "Венера-3"
|
ВЕНЕРА-2 и ВЕНЕРА-3
|
«Венера-3» была успешно запущена 16 ноября 1965 года. Она вполне удовлетворительно функционировала в ходе полета. 26 декабря была осуществлена
коррекция траектории, и станция вышла на траекторию столкновения с планетой на расстоянии 800 км от ее центра. Однако 16 февраля, за 17 дней до прибытия, система связи вышла из
строя. Космическая станция могла автоматически отделить спускаемый аппарат 1 марта 1966 года в 06:56 по Гринвичу, но это не было подтверждено данными телеметрии. В любом случае
спускаемый аппарат «Венеры 3» стал первым творением человечества, достигшим другой планеты. Он оказался на ночной стороне Венеры вблизи терминатора между 20° южной и 20° северной
широты, и между 60° и 80° восточной долготы.
Проведенный послеполетный анализ причин потери «Венеры-2» и «Венеры-3» выявил проблемы в системе терморегулирования в обеих космических станциях,
которые и привели к перегреву и выходу из строя системы связи.
Третья космическая станция ЗМВ-4 №6 была запущена к Венере 23 ноября 1965 года. Неполадки в трубопроводе подачи топлива привели к взрыву в одной
из камер сгорания третьей ступени незадолго до момента ее отключения, что дестабилизировало четвертую ступень. Станция вместе с четвертой ступенью смогла достичь заданной орбиты,
но из-за кувыркания двигатель повторно не запустился и вторая космическая скорость не была достигнута. Она вошла в историю, как «Космос-96», который вернулся в атмосферу и прекратил
существование 9 декабря 1965 года.
Четвертая из подготовленных к запуску на Венеру космических станций (ЗМВ-З №2) должна была стартовать в самом конце пускового окна 26 ноября 1965 года,
но была снята со стартовой позиции, когда в процессе предполетной подготовки обнаружились проблемы с ракетой-носителем. Запуск был отменен, поскольку устранить неполадки в
ракете-носителе до закрытия окна запуска не представлялось возможным.
Такова была судьба последних автоматических межпланетных станций, созданных и запущенных ОКБ-1. Из 39 попыток запуска на протяжении семи с небольшим
лет полностью выполнили задание только «Луна-1», «Луна-2» и «Зонд-З». Из двадцати попыток полетов на Луну восемь запусков прошли успешно, из них три были успешны во всех
отношениях. Из одиннадцати попыток запуска на Венеру четыре запуска прошли успешно, но, к сожалению, ни одна из этих космических станций не выполнила научных исследований. Из
шести попыток запуска на Марс благополучно закончились две, но обе космические станции вышли из строя до прилета к Марсу. Оказались неудачными и два испытательных полета
космических станций.
Результаты
|
Марка выпущенная в честь миссии "Венера-3"
|
ВЕНЕРА-2 и ВЕНЕРА-3
|
Кампания запусков к Венере 1965 года в целом прошла успешно, но, к сожалению, не позволила получить научных данных с Венеры. Были опубликованы
лишь некоторые результаты по микрометеоритам, межпланетным магнитным полям, космическим лучам, низкоэнергетическим заряженным частицам, потокам плазмы солнечного ветра и их
энергетическим спектрам, полученные в ходе межпланетного полета.
ИСТОЧНИК:
М.Я. МАРОВ и У.Т.ХАНТРЕСС,
"Советские роботы в Солнечной системе"
РКК «Энергия»