Наше место в этом мире

Статьи раздела:

Название статьи / Описание статьи
Раздел:
Дата

Астрономия - зрелый период науки XXI в: "Как будто не все пересчитаны звезды, как будто наш мир не открыт до конца".

Научный взгляд на сотворение Вселенной
29/01/2006
    Вопрос о происхождении Вселенной со всеми ее известными и пока неведомыми свойствами испокон веков волнует человека. Что такое "Большой Взрыв", расширение и эволюция Вселенной. Вопрос инфляции и открытие реликтового излучения.
      Будущее  Вселенной. Или что нас ждет?
30/01/2006
    Совпадение хорошо знакомого нам экономического термина "инфляция" (лат. inflatio inflation - вздутие) с названием процесса зарождения Вселенной не случайно. В первые мгновения мир расширялся, охватывая все большую область пространства.
      Образование галактик и эволюция типов
29/01/2006
    19 марта 2003 года группа японских исследователей, возглавляемая Кейчи Кодиарой, Нобунари Касикавой и Есиаки Танигучи, объявила, что в созвездии Волосы Вероники ими с помощью телескопа «Субару» обнаружена самая удаленная для нас галактика.
      Темная материя, столкновение галактик
03/03/2007
    В 50-х годах прошлого века астрономы стали пристально изучать галактики, расположенные близко друг к другу, выяснилось, что многие из них имеют весьма необычный, или, как говорят, пекулярный, вид. Часто они как бы протягивают друг другу руки...
      Основные типы галактик  (по Э. Хабблу)
23/12/2005
    Галактики - это большие звездные системы, в которых звезды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют галактики, включающие триллионы звезд. Наша Галактика - Млечный Путь - также достаточно велика: в ней более 200 млрд звезд.
      'Ненужное' открытие  далеких Квазаров
12/12/2005
    В 1960 году астрономы Т. Мэттьюз и А. Сендидж, работая на 5-метровом телескопе, расположенном на горе Паломар в Калифорнии, обнаружили ничем не примечательную, еле заметную в любительский телескоп звездочку 13-й звездной величины.
      Невидимая и тяжелая 'темная материя'
15/12/2005
    Сейчас уже понятно, что обычной материи, из которой состоят звезды и межзвездный газ, всего около 4% во Вселенной. 25% приходится на скрытую массу, остальные же примерно 71% - на темную энергию. О составе скрытой массы мнения разделились.

Газовые туманности,  образование звезд
19/12/2005
    Пространство между звездами, за исключением отдельных туманностей, выглядит пустым. На самом же деле все межзвездное пространство заполнено веществом. К такому заключению ученые пришли после открытий в начале XX в. Роберта Трюмплера.
      Жизненный цыкл звезды, круговорот газа
22/12/2005
    Солнце, Луна, планеты и звезды известны людям с древнейших времен. Но осознать тот факт, что звезды более или менее похожи на Солнце, только значительно дальше отстоят от Земли, удалось лишь благодаря тысячелетнему развитию науки.
      'Рождение звезд'  и  молекулярные облака
03/01/2009
    Звезды без малейшего преувеличения можно назвать фундаментальнейшей вселенской структурной единицей. Практически все, что мы видим вокруг нас — это либо сами звезды, либо то, что ими освещено и синтезировано в их недрах...
      Газо-пылевые  диски  и "чужие" планеты
22/12/2005
    На 2005 год в нашей Галактике было открыто более 150 планет подобных Юпитеру. Некоторые могут задуматься почему же так мало открыто или почему открыты только большие планеты? Неужели только наша Солнечная система такая особенная? Нет.
      Сверхновая  вспышка (SN I  и SN II типы)
20/12/2005
     Первоначально все звезды, блеск которых внезапно увеличивался более чем в 1 000 раз, называли новыми. Вспыхивая, такие звезды неожиданно появлялись на небе, нарушая привычную конфигурацию созвездия, и увеличивали свой блеск в максимуме.
      Нейтронные  звезды - на  "кончике  пера"
29/01/2006
    Нейтронные звезды, которые часто называют «мертвыми», являются удивительнейшими объектами. Их изучение в последние десятилетия превратилось в одну из самых увлекательных, богатых и интересных открытиями областей астрофизики.
      Черные дыры или  "триумф" гравитации
30/01/2006
    К числу явлений, оказавшихся в центре внимания современной науки, относятся и черные дыры - объекты невидимки, полностью поглощающие любые излучение и ничего не излучающие сами. Приглядимся внимательно к той природной силе.
      Мир 'черных дыр' - от теории к практике
17/03/2007
    Научное мышление подчас конструирует объекты со столь парадоксальными свойствами, что даже самые проницательные ученые поначалу отказывают им в признании. Самый наглядный пример в истории новейшей физики – отсутствие интереса.

ИК, УФ, X-ray, "видимые"  обсерватории
23/11/2005
    Огромный объём информации о космосе целиком остаётся за пределами земной атмосферы. Большая часть инфракрасного и ультрафиолетового диапазона, а также рентгеновские и гамма-лучи космического происхождения недоступны для наблюдений.
      Список космических обсерваторий в мире
23/11/2005
    Все научные открытия связанные далекими галактиками, звездами, туманностями и другими интересными объектами были бы невозможны без ниже перечисленных космических аппаратов - обсерваторий (даже само открытие космических объектов).
      Телескопы из прошлого и до наших времен
23/11/2005
    История телескопов - это история их соперничества, начавшаяся почти 400 лет назад. В августе 1609 года профессор математики Галилео Галилей, узнав об изобретении голланскими мастерами зрительной линзовой трубы, изготовил первый в мире телескоп.
      Телескопы  Субару, Салт, БТА, VLT, Keck
10/08/2006
     История телескопов - это история их соперничества, начавшаяся почти 400 лет назад. В августе 1609 года итальянский профессор Галилей, узнав об изобретении голланскими мастерами зрительной линзовой трубы изготовил телескоп.
      Радиотелескопы и "апертурный синтез"
20/07/2006
    На раннем этапе развития радиоастрономии прием космического радиоизлучения производился при помощи самых разнообразных антенн. Под многие из них были приспособлены радиолокационные и коммуникационные устройства.
      HST  ("Хаббл"),  CGRO,  Chandra и Spitzer
      ИК, УФ, X-лучевая и "видимая" Вселенная
26/11/2005
    В 1800 г. Уильям Гершель проделал эксперимент, который открыл "эру невидимого" в астрономии. Ученый решил проверить, одинаково ли греют лучи разных частей спектра. Пропустив пучек солнечного света через призму, он разложил вдоль...

"Млечный путь" - астрономия Галактики
26/11/2005
    Солнечная система погружена в огромную звездную систему - Галактику, насчитывающую сотни миллиардов звезд самой разной светимости и цвета. Свойства разных типов звезд Галактики астрономам достаточно хорошо известны.
      Галактика  и окраина  звездной провинции
16/12/2005
    Осознать связь Млечного Пути, перекинувшегося через ночной небосвод, с понятием "наш дом" довольно трудно. В век, электрических огней, Млечный Путь для жителей городов недоступен. Увидеть его можно только вдали от городских огней.
      Образование планет в Солнечной системе
16/12/2005
    Ещё в XVI в. Джордано Бруно предположил, что звезды, подобно Солнцу, окружены свитой планет и эти миры непрерывно рождаются, развиваются и умирают. Два века спустя зародилась космогония - наука о происхождении небесных тел.
      Солнце - как рядовая  звезда (ее  строение)
18/12/2005
    Нельзя смотреть на Солнце невооруженным глазом, а тем более в телескоп без специальных, очень темных светофильтров или других устройств, ослабляющих свет. Пренебрегая этим запретом, наблюдатель рискует получить сильнейший ожог глаз.
      Строение и видимая  поверхность Солнца
12/07/2006
    Большинство физических параметров звезд не измеряется, а рассчитывается теоретически с помощью компьютеров. Исходными данными для таких вычислений служат лишь некоторые общие характеристики звезды, например ее масса, радиус.
      Фотографии Солнца, активности от 'КА'
29/12/2006
      'STEREO': Обзор нашего Солнца в 2D и 3D
29/02/2011
      Обсерватория 'SDO': Миссия КА к Солнцу New
26/02/2012
    11 февраля 2010 г. в 10:23:00 EST (15:23:00 UTC) со стартовой площадки SLC-41 станции ВВС CША «Мыс Канаверал» стартовыми командами компании United Launch Alliance осуществлен пуск PH Atlas V (№AV-021) с научным спутником...
      Обсерватория 'SDO':  Торнадо  на  Солнце New
26/02/2012
    На снятых зондом SDO кадрах отчетливо различимы характерные для земной атмосферы вертикальные воронки, также именуемые смерчами и торнадо. Однако на поверхности нашего светила торнадо носят иную природу.
      Солнечная "погода" и ее влияние на Землю
18/12/2005
    Звезды целиком состоят из газа, но их внешние слои также именуют атмосферой. При этом внешними считаются те слои, откуда хотя бы часть излучения может беспрепятственно, не поглощаясь вышележащими слоями, уйти в окружающее пространство.
      Солнечные пятна и цунами  -  активность
03/01/2009
    Судя по всему, именно пришедшая из Центральной Азии песчаная буря позволила китайским астрологам заметить солнечные пятна еще в 165 году до н.э. и впервые в истории зафиксировать этот факт в письменных документах.
      Как это было:  'Солнечная Буря 1859 года'
09/03/2009
    Повторение сильной солнечной бури 1859 г. могло бы стать «космической Катриной», приводя к повреждениям спутников, энергосистем и систем радиосвязи общей стоимостью в миллиарды долларов.
      Физика солнечных вспышек  (Б. В.  Сомов)
09/03/2009
    Во время большой вспышки поток жесткого электромагнитного излучения Солнца возрастает во много раз. В невидимых для нас ультрафиолетовых (УФ), рентгеновских и гамма-лучах наше светило становится "ярче тысячи солнц".
      Солнечный механизм - строение СОЛНЦА
05/01/2009
    Согласно общепринятым оценкам, Солнце возникло 4,59 млрд лет назад. Правда, в последнее время некоторые астрономы заговорили о том, что его возраст составляет 6–7 млрд лет, но это пока лишь гипотезы.
      Солнечные обсерватории и ор. телескопы
10/03/2007
    10 октября 1946 года с американского военного полигона Уайт-Сэндз в штате Нью-Мексико была запущена трофейная ракета «Фау-2». Ракета не несла боеголовки, зато была оснащена спектрографом, с помощью которого были впервые сделаны снимки.
      Солнечный  ветер - "вымершие изотопы"
18/12/2005
    Повышенный интерес к вопросам происхождения и эволюции Солнечной системы возник после того, как в последнее время были открыты почти 40 планетных систем. И для того, чтобы лучше понять процессы формирования планет, их лун и астероидов.
      Солнечное нейтрино - поймать невидимку
29/01/2006
    К числу наиболее ярких и вместе с тем трудных страниц в истории развития физики в XX веке принадлежит открытие нейтрино, необычным путом вошла в науку эта новая частица, удивительными оказались ее свойства, и тайны природы.

Название статьи / Описание статьи