Затерянный мир: Плутон и Харон
Плутон и Харон
Новые Горизонты около Плутона

Пролет Плутона

Публикация: 17 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Новым Горизонтам спустя 1,5 часа после максимально сближения удалось наблюдать у Плутона холодный плазменный хвост. Это молекулярный азот (которому хватает энергии для преодоления слабой гравитации карликовой планеты), ионизируемый ультрафиолетовым излучением Солнца. В пространстве около Плутона солнечный ветер сталкивается с такими ионами и замедляет свое движение, а также, возможно, формирует ударную волну (на рисунке отмечена красным цветом) и плазменный хвост (синяя область) карликовой планеты.

Ученые определили скорость потери материи Плутоном - примерно 500 тонн в час. Марс, к примеру, теряет только тонну в час. Прибор SWAP проводил наблюдения на расстояниях от 68 тысяч до 77 километров до поверхности Плутона, в пределах которых обнаружил содержащую ионы азота область.
    Также Новые Горизонты обнаружил у Плутона гигантскую атмосферу, однако не нашел признаков магнитосферы. Толщина атмосферы Плутона превышает 1000 миль (1,6 тыс. километров). В ее верхних слоях преобладает молекулярный азот, в низких — метан и более сложные углеводороды. Информацию получили примерно через час после максимально сближения с Плутоном. В этот момент аппарат находился в тени карликовой планеты, а его спектрограф фиксировал изменение поглощения ультрафиолетового излучения молекулярным азотом в зависимости от освещенности Солнцем атмосферы Плутона.

Было обнаружено, что из двух моделей атмосферы - турбулентной и спокойной, скорее всего, действительности соответствует вторая. Полученные данные свидетельствуют, что скорость ветра у поверхности Плутона — 1-2 метра в секунду. Этого достаточно для того, чтобы перемещать мельчайшие частицы льда. Ветер наверняка способствует эрозии на поверхности Плутона.

Публикация: 17 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Освещенная сторона Плутона. Показаны закат (к югу от "сердца" Плутона, аппарат на расстоянии 48200 км) и восход (на север от "хвоста" Кита, расстояние 57 000 км) на Плутоне.

Публикация: 17 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Регион «Томбо» (западная часть "сердца" Плутона). Район «Томбо» покрыт тонким слоем (от одного сантиметра) льда из угарного газа.

Публикация: 17 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Плато Спутник (в северной части «сердца» Плутона), названо в честь первого искусственного спутника Земли. Многочисленные загадочные особенности очень сильно заинтересовали ученых на Земле. Поверхность ледяного плато по-видимому, можно разделить на сегменты неправильной формы, которые окружены узкими впадинами, дно некоторых из них более темное чем окружающая местность. Просматриваются многочисленные бугристые холмы, провалы и каналы, разграничивающие ледяные равнины. Сегменты достигают 20 километров в поперечнике и окружены многоугольными образованиями. Некоторые из впадин представляют собой неглубокие канавы, тогда как другие имеют темный цвет и образуют невысокие холмы. На лато ученые не увидели кратеров, что, по их мнению, свидетельствует об активных геологических процессах на карликовой планете.
    Особое внимание привлекли пятнистые темные полосы на льду - возможные следы криовулканизма, извержения гейзеров, такие же, какие наблюдались в 1989 году на спутнике Нептуна - Тритоне. Пока неясна природа многоугольных каналов, ограничивающих сегменты ледяного плато. Они могли возникнуть вследствие остывания и последующего сжатия или образоваться в результате конвекции вещества из недр карликовой планеты в ее атмосферу. Ученые также с удивлением обнаружили, что плато покрыто слоем льда из угарного газа. Точная его толщина неизвестна, однако, по имеющимся данным, явно больше одного сантиметра. Если ненамного больше, то, скорее всего, это аналог водяного снега. Однако необязательно он падал сверху. Ученые не исключают, что попасть на плато «снег» мог и из недр планеты, в частности, из гейзеров. Ветер мог разнести вещество из гейзеров равномерно по плато.

Снимок сделан 14 июля 2015 г., с расстояния в 77000 км.

Публикация: 16 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Горы Харона. На вставке крупным планом в левом верхнем углу показана удивительная впадина с горой в центре. Изображение во вставке охватывает сверху до низу 390 км. В поле зрения попало несколько кратеров. Изображение сильно ужато для быстрой пересылки на Землю, позднее более качественный снимок будет передан на Землю. Снимок сделан в 6:30 утра EDT 14 июля 2015 г., за 1,5 часа до пролета Плутона, с расстояния в 79000 км.

Публикация: 15 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Ледяные горы Плутона. Космическое агентство НАСА опубликовало первое фото поверхности Плутона крупным планом. Область на фотографии находится вблизи экватора. Первым сюрпризом для ученых на изображении явились горы. Горы в этой области возвышаются на высоту в 3500 метров над поверхностью. Они, вероятно, образовались не более 100 миллионов лет назад, можно сказать они совсем молодые по отношению к возрасту Солнечной системы (4,56 млрд. лет). Скорее всего они все еще в процессе своего формирования. Область на изображении занимает менее 1% от всей поверхности Плутона. Выводы о возрасте гор ученые делают на основе отсутствия кратеров на просматриваемой поверхности. Как и все тела в Солнечной системе поверхность Плутона за миллиарды лет должна быть усеяна многочисленными кратерами, но их отсутствие говорит о геологической активности в недавнем прошлом этой карликовой планеты или эта активность может все еще действовать и влиять на поверхность Плутона. Это делает Плутон обладателем одной из самых молодых поверхностей в Солнечной системе. В отличие от ледяных лун планет-гигантов Плутон не может разогреваться под влиянием гравитационных взаимодействий с телом гораздо большего размера, а значит за обновление поверхности ответственны несколько другие процессы.
    Хотя метановые и азотные льды и покрывают большую часть поверхности Плутона они не могли сформировать увиденные на снимке горы, не хватило бы прочности. Скорее всего в формировании этих горных образований принял водяной лед. При температурном режиме на Плутоне водяной лед ведет себя подобно горным породам на Земле.
    Снимок сделан за 1,5 часа до максимального сближения аппарата Новые Горизонты с Плутоном с расстояния в 77 000 км от поверхности планеты.

ПЛУТОН

Харон (снизу) имеет удивительно разнообразный молодой рельеф поверхности. Снимок сделан 13 июля 2015 г. с расстояния в 466 000 км от Харона, разрешение 5 км на пиксель. Для ускорения передачи на Землю изображение было сжато на борту аппарата, поэтому многие детали сгладились. Фотография в несжатом виде все еще хранится в компьютере космического аппарата и будет передана на Землю позднее. Цепь скал и впадин, простирающаяся на 1000 км слева направо, предполагает широкомасштабное растрескивание коры Харона, вероятно в результате влияния внутренних процессов. В правом верхнем углу около самой кромки просматривается огромный каньон, глубиной достигающий от 7 до 9 км. Удивительным фактом является отсутствие кратеров на поверхности Харона. Южная сторона Харона за экватором освещена солнечными лучами под небольшим углом к поверхности, создавая тени, которые делают рельеф более контрастным. Но даже здесь просматривается относительно малое количество кратеров. Все это показатель геологической молодости поверхности Харона.
    северный полюс Харона покрыт слоем темной пыли. Этот район назвали «Мордор» в честь «черной страны» из романа «Властелин колец» британского автора Джона Толкина.

ХАРОН

Гидра выходит из тени. С момента своего открытия в 2005 г. Гидра была известна только в виде нечеткой точки неопределенной формы и размера. Изображения, полученные аппаратом Новые Горизонты во время исторического пролета около Плутона, окончательно поставили точку в обсуждении формы этой луны Плутона. Гидра это тело с неправильной формой, характеризующееся значительными колебаниями яркости на ее поверхности. Снимок сделан с разрешением 3 км на пиксель, Гидра - это тело в форме картофелины с размерами 43 на 33 км. Как и поверхность Харона, Гидра, вероятно, покрыта водяным льдом. Темное пятно на поверхности Гидры является кольцевой структурой диаметром 10 км. Коэффициент отражения света от поверхности Гидры занимает промежуточное значение между показателями Плутона и Харона.

ГИДРА

Инструмент Ralph на борту аппарата Новые Горизонты выявил обилие метанового льда, но он распределен поразительно неравномерно на поверхности Плутона. По полученным спектрам видно, что на северной полярной шапке метановый лед присутствует в залежах азотного льда, в то время как на экваторе замечены области, где концентрация метанового льда значительно выше. Это первое качественное изображение по данным спектрометра LEISA (часть системы инструмента Ralph). Наблюдения проводились на трех длинах волн инфракрасного диапазона. На изображении голубой цвет соответствует каналу с длиной волны 1,62-1,70 мкм, и показывает среднее поглощение света метановым льдом, зеленый (1,97-2,05 мкм) - метанового льда очень мало, и свет в этой области почти не поглощается в этом канале, красный (2,30-2,33 мкм) - сильное поглощение света метановыми льдами, означает повышенную его концентрацию в этой области.

Публикация: 15 июля 2015 г. (фото от 14 июля 2015 г.)
    Автоматический межпланетный зонд Новые Горизонты в 20:55 EDT 14 июля 2015 г. (03:55 по Москве, 15 июля 2015 г.) "позвонил домой". Звонок свидетельствует об успешном пролете мимо Плутона и его спутников, а также завершении основной части исследовательской миссии. Во время максимального сближения с Плутоном в течение 30 минут Новые Горизонты провел около 150 научных измерений, но в течение последующих 9 часов не отправлял информацию на Землю. Приняв сигнал с зонда, ученые убедились в успешном выполнении им своей основной миссии. Запрограммированный звонок - это 15 минутная серия сообщений о состоянии аппарата. С передачей этого звонка закончился очень тревожный 21 часовой период ожидания. Новые Горизонты в автоматическом режиме все это время собирал как можно больше информации о системе Плутона, общение с Землей отложили.

Операционный Центр Полетов, Лаборатория прикладной физики, университет Джона Хопкинса (APL), Мэриленд. Команда ученых получила сигнал от зонда Новые Горизонты.
    "Я точно знаю, что сегодня мы вдохновили новое поколение исследователей этим большим успехом, и мы с нетерпением ожидаем открытий, которые еще будут.", - так прокомментировал это событие Чарльз Болден, администратор NASA. "Это историческая победа науки. Мы действительно, в очередной раз подняли планку человеческого потенциала".
    Плутон это первый объект пояса Койпера, который посетил земной аппарат. Новые Горизонты продолжит полет к новой цели в Поясе, где находятся тысячи подобных ледяных объектов с подсказками о том, как формировалась Солнечная система.

Публикация: 14 июля 2015 г. (фото от 13 июля 2015 г.)
    Изображение получено в 3:38 утра EDT 13 июля 2015 г. Плутон и Харон в ложных цветах. Легко различимы детали на поверхности обоих тел, а также отличие Харона от Плутона. Изображение составлено из фотографий инструмента Ralph, полученных с помощью трех цветовых фильтров прибора. Плутон и Харон сложные миры. Такое цветное представление поможет ученым понять молекулярный состав льдов на поверхности Плутона и Харона, а также узнать возраст геологических особенностей, к примеру кратеров. Различие оттенков также может указывать на влияние космической погоды (излучение/радиация и пр.). В таком цветовом представлении видно, что так называемое "сердце" Плутона на самом деле состоит из 2х различных по своему составу регионов.
    Изменённые цвета на Хароне позволяют определить, что красноватая поверхность на темном фоне полярной области соответствует углеводородам и другим молекулам класса химический соединений, называемых толинами (органические вещества, линии поглощения которых обнаружены в спектрах многих ледяных тел внешней Солнечной системы). Пестрые цвета на более низких широтах указывают на разнообразие ландшафта Харона.
    На изображении расстояние между Плутоном и Хароном уменьшено для наглядного сравнения двух тел.
    Из-за расстояния в 3 миллиарда миль до Плутона, данные с борта аппарата Новые Горизонты передаются с задержкой в 4,5 часа, даже со скоростью света. Передача всей информации, полученной за время пролета аппарата около Плутона, займет 16 месяцев, а изучаться она будет еще в течении следующих десятилетий.

Публикация: 14 июля 2015 г.
    14 июля 2015 г. в 7:49:57 EDT (14:49:57, Москва) автоматический космический аппарат Новые Горизонты (New Horizons) пролетел на минимальном расстоянии от Плутона (примерно 12500 км). Цель миссии, длящейся 9,5 лет, достигнута! Информация об успешном выполнении программы пролета начнет поступать на Землю позднее (+ задержка передачи чуть более 4х часов). Во время пролета камера LORRI по программе проводила съемку с разрешением до 50 м, а мультиспектральная камера видимого диапазона MVIC получила цветные изображения с 1.6-километровым разрешением.

Исторический момент позади. А тем временем космический аппарат Новые Горизонты продолжил полет к будущим возможным целям. На изображении продемонстрирована траектория аппарата при пролете системы Плутона. На схеме справа показаны области Плутона отснятые во время пролета.

Публикация: 14 июля 2015 г. (фото от 13 июля 2015 г.)
    Плутон все ближе! Остались считанные минуты до встречи!

Фотография сделана 13 июля 2015 г., за 16 часов до пролета аппарата Новые Горизонты около Плутона. Расстояние между карликовой планетой и зондом в момент съемки составляло 766 000 км.

Публикация: 13 июля 2015 г. (фото от 11/12 июля 2015 г.)
    Плутон и Харон в сравнении. Поражают различия в цвете, яркости и контрасте между Плутоном и Хароном на этом изображении, составленном из фотографий, полученных космическим аппаратом Новые Горизонты 11 июля 2015 г.

Новые фотоматериалы и данные о Плутоне, полученные на подлете космическим аппаратом Новые Горизонты, позволили уточнить диаметр Плутона. Он оказался больше чем значения, полученные при предыдущих оценках. Теперь эта величина известна достоверно точно и составляет 2370 км.
    "Споры о диаметре Плутона велись с 1930х годов, с самого момента его открытия. Мы рады, наконец, закончить эти споры и отправиться на отдых", так прокомментировал эти данные Билл МакКинон, ученый из Вашингтонского университета, Сент-Луис.
    Новые оценки диаметра Плутона означают, что его плотность немного ниже, чем считалось ранее, а доля льда в его составе выше. Кроме того, нижний слой атмосферы Плутона, называемый тропосферой, тоньше, чем считалось ранее. Задача оценки диаметра Плутона осложнялась наличием атмосферы на Плутоне. На Хароне, спутнике Плутона, атмосферы нет, поэтому определить его диаметр с Земли было легче. Космический аппарат Новые Горизонты только подтвердил предыдущие оценки диаметра Харона в 1208 км.

"Сердце" Плутона в поле зрения аппарата Новые Горизонты 12 июля 2015 г. Расстояние в момент съемки 1,6 млн. миль (2,5 млн. км) до Плутона. Загадочная кольцеобразная структура справа, неофициально названная "бычий глаз", уходит из поля зрения и к сожалению не будет видна во время максимального сближения аппарата с карликовой планетой. Этот снимок последняя возможность для ученых рассмотреть эту сторону Плутона.

Недавно обнаруженный каньон на поверхности Харона по размерам больше, чем известный Гранд-Каньон на Земле. На снимке Харона от 12 июля 2015 г. в поле зрения космического аппарата находится этот каньон, а так же большой экваториальный кратер, который окружён яркими лучами выбросов подповерхностного вещества.

Публикация: 12 июля 2015 г. (фото от 11 июля 2015 г.)
    12 июля 2015 г. 23:23 EDT (6:23 утра 13 июля 2015 г., Москва) Космический аппарат Новые горизонты преодолел важную веху миссии, остался всего 1 млн. миль до Плутона. Позади девять лет полета и три миллиарда миль. В 7:49 EDT (14:49, Москва) 14 июля беспилотный космический аппарат Новые Горизонты пронесется около Плутона со скоростью 49600 км в час, все 7 научных инструмента аппарата будут в эти часы детально исследовать поверхность Плутона.

Плутон в деталях. Плутон "растет" день ото дня. Фото получено аппаратом Новые Горизонты 11 июля 2015 г. Уже довольно хорошо просматриваются детали поверхности, скалы и кратеры. Частично в поле зрения попал краешек образования в форме сердца, которое будет детально изучено во время максимального сближения 14 июля 2015 г.

Харон в деталях. Впадины/каньоны, кратеры и темная северо-полярная область выделяются на новых снимках Харона. На схеме выделены нулевой меридиан и экватор.

Публикация: 11 июля 2015 г. (фото от 11 июля 2015 г.)
    Три миллиарда миль от Земли до космического аппарата Новые Горизонты, и всего 2,5 миллиона миль до Плутона. 11 июля 2015 г. аппарат Новые Горизонты получил самое лучшее на данный момент изображение четырех темных пятен на поверхности Плутона. Эти пятна расположены на полушарии, которое всегда обращено в сторону Харона, и они не будут видны 14 июля во время сближения с Плутоном. Главный научный руководитель миссии Алан Стерн прокомментировал данный снимок как "последний, наилучший вид дальней стороны Плутона, на десятилетия вперед". Эти пятна связаны с темной областью/поясом на экваторе Плутона. Они очень интересуют ученых в связи с их размером и даже расстоянием между ними. В настоящее время диаметр темных областей оценен в 480 км и площадью со штат Миссури.

Публикация: 10 июля 2015 г. (фото от 9 июля 2015 г.)
    Признаки геологии. До Плутона осталось 5,4 млн. км. Снизу вставка показывает ориентацию Плутона, выделены экватор и нулевой меридиан. На снимке Плутон раскрывает первые признаки геологических особенностей. Данная область Плутона всегда смотрит в сторону Харона. На этом уголке карликовой планеты встречаются темная экваториальная область и светлые образования, в точке условно названной "хвост кита". Просматривается протяженная на 1000 миль область с группой сложных узоров.

Публикация: 9 июля 2015 г. (фото от 8 июля 2015 г.)
    Дуэт в цвете. Комбинированное изображение по данным инструментов LORRI (ч/б, высокое разрешение) и Ralph (цветное, низкое разрешение).

Сердце Плутона. В ранние утренние часы 8 июля 2015 г. ученые миссий Новые Горизонты (New Horizons) получили этот снимок поверхности Плутона. На самом деле фото было сделано 7 июля, когда космический аппарат был в 8 млн. км от Плутона. И это первый снимок Плутона после проблем, возникших 4 июля 2015 года на борту аппарата Новые Горизонты, вследствие которых он переходил в безопасный режим.

Публикация: 27 июня - 3 июля 2015 г.
    Первая карта Плутона, на основе снимков, сделанных в период с 27 июня по 3 июля 2015 г., камеры LORRI (Long Range Reconnaissance Imager, ч/б снимки с высоким разрешением) и инструмента Ralph (цветные снимки с низким разрешением). Центр карты соответствует области, которую будет детально исследовать аппарат Новые Горизонты 14 июля 2015 г. Темная область в форме кита, на экваторе Плутона, простирается на 3000 км в длину. Непосредственно перед "мордой" кита (справа) яркая область в поперечнике достигает 1600 км. Эта область, скорее всего, покрыта свежим инеем, возможно в том числе это смесь замороженного метана, азота и/или окиси углерода. Следуя по карте вправо вдоль экватора, можно увидеть четыре темных пятна, природа которых ученым не ясна. На крайне левом участке карты заметна область диаметром около 350 километров, внешне отдаленно напоминающая ландшафт кратера.

Публикация: 3 июля 2015 г.
    "Другая" Красная планета. Какого цвета поверхность карликовой планеты Плутон? Ответ был дан, когда были составлены первые карты его поверхности, сделанные на основе данных аппарата Новые Горизонты (New Horizons). Оказалось, Плутон имеет красновато-коричневые оттенки. Слева показана карта северного полушария Плутона в черно-белом виде по снимкам камеры LORRI с высоким разрешением. Справа карта в цветном виде по данным прибора Ralph. В центре комбинированное изображение на основе информации, полученной с обоих приборов.

Три обзора Плутона. Камера LORRI аппарата Новые Горизонты получила новые изображения Плутона в период с 1 по 3 июля 2015 г. Справа полушарие с белой областью, которое будет детально исследовано 14 июля во время максимального сближения аппарата Новые Горизонты с Плутоном. Это полушарие всегда обращено в противоположную сторону от Харона. Отчетливо просматривается темная область на экваторе Плутона, которая простирается между меридианами 40° и 160°. 3 июля Новые Горизонты был уже на расстоянии в 12,5 млн. км от Плутона.

Публикация: 27 июня 2015 г.
    Два лика Плутона. Пара полноцветных изображений Плутона и Харона показывает нам резкие отличия полушарий карликовой планеты. На левом изображении показано та сторона Плутона, которая всегда обращена в противоположную к Харону сторону. Именно эту сторону Плутона аппарат Новые Горизонты детально изучит 14 июля 2015 г. На этом полушарии доминирует очень темная область, расположенная вдоль экватора, она краснее чем окружающая местность. Справа на изображении показано полушарие, всегда обращенное в сторону Харона. На обоих изображениях отчетливо видно, что поверхность Харона гораздо темнее чем Плутон.

Публикация: 18 июня 2015 г.
    5 июня 2015 г.: дистанция 47 млн. км до Плутона.
    18 июня 2015 г.: дистанция 31 млн. км до Плутона.

Публикация: 3 июня 2015 г.
    Серия снимков, сделанных камерой MVIC, иллюстрирует изменение яркости Плутона и Харона за период в 6,4 земных дня. В центре показаны Плутон (слева) и Харон (справа) в истинном цвете в период с 29 мая по 3 июня 2015 г.
    За этот период времени космический аппарат Новые Горизонты сократил дистанцию до Плутона с 55 до 48 млн. км.
    Под изображениями показана ориентация Плутона и Харона в момент съемки кадров анимации. Нулевой меридиан выделен желтой линией, экватор розовой линией. Пространственное разрешение снимков 1000 км на пиксель пока не позволяет рассмотреть детали на поверхности Плутона и Харона.
    Верхняя часть анимации показывает изменения яркости поверхности Плутона и Харона в красном канале (540-700 нм) камеры MVIC в зависимости от долготы.

Публикация: 2 июня 2015 г.
    Вращение Плутона 29 мая - 2 июня 2015 г.
    29 мая 2015 г.: дистанция 55 млн. км до Плутона.
    2 июня 2015 г.: дистанция 50,5 млн. км.

Публикация: 12 мая 2015 г.
    Дистанция 75 млн. км до Плутона. 63 дня до встречи.

19 января 2006 г. в 19:00:00 UTC (14:00:00 EST) со стартового комплекса SLC-41 Станции ВВС США «Мыс Канаверал» стартовыми командами компании Lockheed Martin Astronautics при поддержке боевых расчетов 45-го космического крыла ВВС осуществлен пуск РН Atlas V (модель 551, номер АV-010). Впервые в истории космонавтики американская АМС New Horizons была выведена на траекторию полета к Плутону, который традиционно считался девятой (в 2006 году Плутон потерял статус планеты) и самой далекой планетой Солнечной системы. И вот наконец в этом году состоится долгожданное событие. 14 июля 2015 года космический аппарат Новые горизонты пролетит около Плутона.