Затерянный мир: Плутон и Харон
Исследование Солнечной Системы - Плутон и Харон
 Исследователи
Страница: "New Horizons", Старт к Плутону, Около Юпитера, Плутон все ближе, Видим цель!, Пролет Плутона, Итоги встречи (Part #1, Part #2), Плутон и Харон (Part #1, Part #2, Part #3), Фотогалерея Плутона;
  Космический апарат "NEW HORIZONS"
Плутон и Харон
Новые Горизонты около Плутона

Дымка на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Дымка на Плутоне
Ученые миссии космического аппарата «Новые Горизонты» представили еще один снимок слоистой структуры дымки окружающей Плутон. Снимок сделан камерой MVIC. В кадр попало до 20 слоев в атмосфере Плутона. В общей сложности они простираются на сотни километров вокруг Плутона, но они не строго параллельны его поверхности. Например, белыми стрелками отмечен слой дымки на высоте 5 километров, который справа ближе к поверхности карликовой планеты. Cлоистая структура атмосферы Плутона объясняется гидродинамическими гравитационными волнами. Яркость и плотность газовой оболочки в зависимости от высоты над поверхностью карликовой планеты сохраняются постоянным для каждого из слоев и обусловлены потоками газов над неоднородностями рельефа карликовой планеты. Аналогичное явление наблюдается на Земле и Марсе.
     Дымка на Плутоне

Горы, кратеры и равнины на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Горы, кратеры и равнины на Плутоне
Сверху равнина Спутник (Sputnik Planum) на Плутоне, а внизу Vulcan Planum на Хароне. Оба изображения охватывают область размером 32 км. Солнце освещает поверхность слева на обоих снимках. Снимок равнины Спутник с центром в точке 11 градусов с.ш. и 180 градусов в.д. демонстрирует ячеистую конвективную структуру. Ячейки на равнине отделены друг от друга сетью взаимосвязанных впадин, которые разделяют всю эту равнину из азотного льда. Справа, на верхнем изображении, конвективная структура на равнине Спутник уступает место обычной изрытой ямками области. Снимок равнины Спутник сделан камерой MVIC с разрешением 320 метров на пиксель. Центр нижнего снимка поверхности Харона имеет координаты 4 градуса ю.ш. и 4 градуса в.д. Снимок Харона сосредоточен на горе Кларка (чуть выше центра снимка) и показывает разделение на две области с разным рельефом. Слева на снимке Харона видны равнины богатые водяным льдом с рифленой формой рельефа, а справа доминирует бугристый рельеф с многочисленными ямками/впадинами. Снимок сделан камерой LORRI с разрешением 160 метров на пиксель.
     Горы, кратеры и равнины на Плутоне

Многообразие на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Многообразие на Плутоне
Цветное изображение поверхности Плутона было создано путем объединения снимков с камеры MVIC (цветные, 650 метров на пиксель) и LORRI (ч/б, 230 метров на пиксель). В нижнем правом углу мозаики древняя поверхность демонстрирует впечатляющий набор кратеров, а сама область покрыта темно-красными отложениями соединений толинов. В верхнем правом углу виден край равнины Спутник, для которой характерна большая концентрация азотного льда. Древний рельеф отделен от молодой равнины многочисленными угловатыми горными образованиями. Азотный лед также заполняет несколько близлежащих глубоких кратеров. В некоторых областях видны следы возгонки азотного льда, в результате чего образовались небольшие ямки и впадины. Слева серо-белые пятна на горных вершинах и гребнях, на северных склонах и ободах кратеров представляют собой отложения метанового льда. Область на изображении размером 420 х 225 км. Север в левом верхнем углу.
     Многообразие на Плутоне

Что "гложет" Плутон?
Отдельная страница/ссылка на новость: Что "гложет" Плутон?
Ученые миссии космического аппарата «Новые Горизонты» обнаружили на снимках Плутона гигантский след от «укуса» на поверхности. След обнаружен на западном полушарии карликовой планеты в области, так называемой равнины Пири (Piri Planitia). Учёные полагают, что эти образования сформировались в результате сублимации, или испарения метанового льда. В ходе данного процесса на поверхность вышли пласты водного льда. На вставке в искусственных цветах зоны сосредоточения метанового льда показаны пурпурным цветом, а водяного льда - синим. Исследователи считают, что сублимация (возгонка, то есть переход материи из твердой фазы в газообразную) приводит к тому, что вещество равнины подвергается эрозии. Возгоняясь, метан открывает скрывающийся под ним водяной лед, заставляет отступать скалы на юг и увеличивает равнину. Оригинальный снимок был получен станцией «Новые Горизонты» 14 июля 2015 года с расстояния около 33 900 км до поверхности Плутона, за 45 минут до максимального сближения с карликовой планетой. Для сбора данных применялся инструмент Ralph/LEISA (Linear Etalon Imaging Spectral Array), который работает в видимом и инфракрасном диапазонах длин волн.
     Что "гложет" Плутон?
10.03.2016

Метановый снег на горах Плутона
Отдельная страница/ссылка на новость: Метановый снег на горах Плутона
Цепь заснеженных гор простирается на темной глади Плутона в области Ктулху (Cthulhu Regio). Область Ктулху размером примерно 3000 х 750 км. Она охватывает почти половину экватора карликовой планеты Плутон, а ее площадь 1,8 млн. кв. км. Регион очень темный, так как, по мнению ученых, покрыт слоем темных толинов - сложных органических молекул, которые образуются, когда метан подвергается воздействию солнечной радиации. Геология области Ктулху очень разнообразная, она демонстрирует горные и равнинные пейзажи, встречаются кратеры и разломы. На вставке показан горный хребет, расположенный на юго-востоке Ктулху. Протяжённость этого хребта приблизительно 420 км. Вершины горных пиков покрыты ярким белым веществом, которое резко контрастирует с окружающими территориями. Учёные полагают, что эти «снежные шапки» состоят из метанового льда, который сконденсировался из атмосферы Плутона. Метан на карликовой планете играет туже роль, что и вода на Земле. Соответственно на большой высоте метан выпадает в виде инея. Снимок получен станцией New Horizons с расстояния около 33 900 км до Плутона 14 июля 2015 года, примерно за 45 минут до максимального сближения с карликовой планетой. Разрешение изображения составляет 680 метров на пиксель.
     Метановый снег на горах Плутона
03.03.2016

Ледяные каньоны на северном полюсе Плутона
Отдельная страница/ссылка на новость: Ледяные каньоны на северном полюсе Плутона
На представленном изображении запечатлён регион Лоуэлла (Lowell Regio, неофициально), названный так в честь Персиваля Лоуэлла - американского бизнесмена, дипломата и астронома, основавшего крупнейшую частную обсерваторию в США. Снимок получен камерой MVIC (Ralph/Multispectral Visible Imaging Camera). На изображении (цвета усилены) хорошо просматриваются ледяные каньоны в области северного полюса Плутона. Ширина самого большого каньона достигает 75 км (вблизи северного полюса, подсвечен желтым цветом), параллельно ему протянулись каньоны спутники шириной до 10 км (выделены зеленым цветом). Деградировавшие стенки каньонов говорят об их почтительном возрасте. По мнению учёных, эти образования являются свидетельством тектонической активности в далёком прошлом карликовой планеты. Узкая извилистая долина (синий цвет) проходит по всей длине каньона. Кроме того, запечатлены огромные впадины (красный цвет) размером до 70 км в поперечнике и глубиной до 4 км. Эти гигантские ямы могли сформироваться в результате таяния или сублимации подповерхностного льда. Цвет деталей рельефа также является необычным. Возвышенности в основном желтых оттенков, которые не наблюдаются в других районах Плутона, а низменности серо-голубого цвета. Инфракрасные снимки региона демонстрируют доминирование метановых льдов в регионе Лоуэлла, при этом очень мало азотного льда. Есть предположение, что желтый цвет соответствует старым метановым льдам, которые подверглись длительному воздействию солнечной радиации. Снимок получен 14 июля 2015 года с расстояния примерно 33 900 км до поверхности Плутона, за 45 минут до максимального сближения станции «Новые Горизонты» с карликовой планетой. Разрешение составляет 680 метров на пиксель. Нижний край изображения охватывает 1200 км.
     Ледяные каньоны на северном полюсе Плутона
26.02.2016

Древний океан на Хароне?
Отдельная страница/ссылка на новость: Древний океан на Хароне?
Ученые NASA полагают, что в далёком прошлом на Хароне мог существовать обширный подповерхностный океан. О возможном существовании в древности океана Харона говорят снимки, переданные на Землю космическим аппаратом «Новые Горизонты». Дело в том, что спутник Плутона испещрён расщелинами, обрывами и выступами. Так, неподалёку от экваториальной зоны Харона располагается полоса каньонов протяжённостью около 1800 км и глубиной до 7,5 км. Во время своей молодости луна была более теплой из-за радиоактивного распада и излучения внутреннего тепла Харона. Ученые пришли к выводу, что по мере охлаждения и замерзания океана происходило расширение льдов, в результате чего поверхность в этой области покрылась тектоническими разломами и разошлась, сформировав масштабную сеть каньонов. Часть пород приподнялась, образовав гребни, уступы и расщелины глубиной до 6,5 км. Приповерхностный слой на Хароне представляет собой в основном водяной лед. Врезка в мозаике сосредоточена на участке каньона неофициально названного Серенити (Serenity Chasma), снизу продемонстрирован рельеф этой области (цветом обозначено изменение высоты). Форма и структура этого каньона подтверждает, что в прошлом вода на Хароне существовала в жидком виде. Снимки получены камерой LORRI. Север сверху. Разрешение изображения 394 метра на пиксель. Врезка размером 386 х 175 км. Снимок сделан с расстояния в 78 700 км от Харона, примерно за 1 час и 40 минут до максимального сближения с Хароном.
     Древний океан на Хароне?
19.02.2016

Отдельная страница/ссылка на новость: Геологическая карта Плутона
11.02.2016

Отдельная страница/ссылка на новость: Геологическая карта Плутона
Геологическая карта охватывает участок поверхности Плутона размером 2070 км по вертикали, она включает в себя обширную азотно-ледяную равнину Спутник (Sputnik Planum) и окружающие ее регионы. Различные рельефные образования выделены цветом. Основа карты получена путём совмещения 12 изображений, сделанных станцией «Новые Горизонты» с расстояния примерно 77 300 км до Плутона. Съёмка осуществлялась 14 июля 2015 года примерно за 1 час и 40 минут до максимального сближения с планетой. Разрешение снимков составляет около 390 метров на пиксель. Голубые и зеленоватые тона на карте отмечают регион равнины Спутник и ее ячеистую структуру, границы ячеек обозначены черными линиями. Фиолетовым цветом подсвечены области горных хребтов на западе равнины, а розовым отмечены «плавающие»/дрейфующие (подробнее смотрите на предыдущих снимках) ледяные глыбы на востоке. Красным цветом выделен возможный криовулкан Райт (нижний правый угол). Темно-коричневым цветом показана высокогорная часть области Ктулху на западе от равнины Спутник. Желтыми кружками отображены кратеры на поверхности Плутона. Плутон состоит в основном из камня и льда. При этом поверхность планеты очень неоднородна, что хорошо видно на снимках, полученных от аппарата «Новые Горизонты». В частности, присутствуют и обледеневшие равнины, и гористые регионы, и кратеры разного размера.
11.02.2016

Дрейфующие горы на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Дрейфующие горы на Плутоне
На изображении запечатлено Плато (равнина) Спутник (Sputnik Planum) - обледеневшая область на поверхности Плутона. Съёмка осуществлялась при помощи прибора Ralph/Multispectral Visual Imaging Camera (MVIC), который работает в видимом и инфракрасном диапазонах длин волн. Фото охватывает площадь размером приблизительно 500х340 км, разрешение 320 метров на пиксель. Снимок получен 14 июля 2015 года с расстояния около 16 000 км до Плутона, за 12 минут до максимального сближения аппарата с карликовой планетой. Исследователи полагают, что запечатлённые холмы - это гигантские глыбы водяного льда. Они скользят по поверхности из замороженного азота подобно тому, как на Земле айсберги дрейфуют в Северном Ледовитом океане. Водяной лед менее плотный, чем азотный, поэтому глыбы как бы плывут в море из замороженного азота. Холмы, скорее всего, представляют собой фрагменты отколовшихся скалистых образований, которые образовали цепочки при дрейфе под действием движения азотных ледников. Попав в "открытое море" Плато Спутник они приняли участие в конвективном движении азотного льда и постепенно выталкивались к границам ячеек, где и были замечены скопления холмов. На изображении выделено несколько областей с дрейфующими ледниками. Наиболее крупная область - зона Челленджер (60х35 км), названная так в честь многоразового транспортного корабля NASA, потерпевшего катастрофу в январе 1986 года. Размер айсбергов на Плутоне достигает нескольких километров в поперечнике.
     Дрейфующие горы на Плутоне
04.02.2016

Ночная сторона Харона
Отдельная страница/ссылка на новость: Ночная сторона Харона
После близкого пролета около Плутона в июле 2015 года космический аппарат «Новые Горизонты» сделал прощальный снимок Харона. Во время съемки на данной стороне Харона царила ночь, но, не смотря на отсутствие солнечного света, большая часть поверхности подсвечена слабым, отраженным от Плутона, светом. Подобные снимки помогают ученым увидеть хоть какие-то детали на Хароне, которые не попали в объективы камер во время пролета. Снимок включает в себя южный полюс Харона (сверху), на котором наступила полярная ночь в 1989 году. В этом регионе ночь продлится до 2107 года. В течении этой длинной зимней ночи температура на полюсе опустится практически до абсолютного нуля. Снимок сделан с 16 секундной экспозицией камерой LORRI в 2:30 UT 17 июля 2015 года, почти через 3 дня после максимального сближения с системой Плутона. Расстояние на момент съемки составляло 3,1 млн км.
     Ночная сторона Харона
29.01.2016

Водяной лед на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Водяной лед на Плутоне
Мозаика из снимков в ИК диапазоне (инструмент Leisa) демонстрирует спектральные признаки водяного льда на поверхности Плутона. Сканирование проводилось в два этапа 14 июля 2015 года с расстояния в 108 000 км и разницей в 15 минут. Слева показана первоначальная карта распределения чистого водяного льда на Плутоне по данным сканирования. К сожалению, водяной лед, представляющий «коренные породы» на поверхности Плутона, легко маскируется сезонными изменениями и покрывается замерзшими летучими соединениями. Также спектральная подпись водяного льда маскируется метановыми льдами, поэтому карта демонстрирует области богатые водяным льдом и бедные метаном. Моделирование распределения различных типов льда позволило получить более точную карту справа. Но такое моделирование также имеет свои ограничения, так как учитывает только льды, включенные в модель. Новая карта на основе данных моделирования показывает значительно более широкое распространение водяного льда на поверхности Плутона. Но, не смотря на проведенные более качественные исследования по прежнему видно, что некоторые области на Плутоне почти не содержат водяного льда, в частности Плато Спутник (западная часть «сердца» Плутона) и Lowell Regio (север Плутона). Это указывает на то, что, по крайней мере, в этих регионах, коренные породы скрыты под толстым слоем других льдов из метана, азота и окиси углерода.
     Водяной лед на Плутоне
29.01.2016

Атмосферная дымка на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Атмосферная дымка на Плутоне
Обработанное изображение с самым высоким возможным разрешением демонстрирует слои в атмосферной дымке на Плутоне. Дымка на мозаике показана приблизительно в естественном цвете. Изображение составлено из 4х снимков камер LORRI (ч/б) и Ralph/MVIC (цветные), полученных 14 июля 2015 года. Разрешение мозаики 1 км на пиксель. Солнце подсвечивает атмосферу Плутона справа. Ученые полагают, что дымка представляет собой фотохимический смог, образующийся при воздействии солнечного света на метан и другие молекулы в атмосфере Плутона, производя сложную смесь углеводородов, таких как ацетилен и этилен. Эти углеводороды скапливаются на мелких частицах, размером доли микрометра, которые затем рассеивают солнечный свет, придавая атмосфере Плутона голубоватые тона. Дымка простирается на высоту в 200 км над поверхностью Плутона, образуя многочисленные горизонтальные слои. Справа в положении на 4 часа хорошо просматриваются силуэты гор на Плутоне.
     Атмосферная дымка на Плутоне
20.01.2016

Гора Райт на Плутоне
Отдельная страница/ссылка на новость: Гора Райт на Плутоне
Гора Райт (неофициальное название) 150 километров в поперечнике и примерно 4 километра в высоту. По мнению исследователей – это криовулкан. Если предположение ученых окажется верным, обнаруженная структура станет самым масштабным из известных вулканов во внешней области Солнечной системы. В пользу этого говорит наличие только одного заметного кратера и довольно необычное распределение красноватого материала на поверхности. Учёные полагают, что ледяной вулкан в области горы Райт мог действовать в поздней истории Плутона. Мозаика включает в себя снимки, сделанные камерами LORRI (ч/б съемка) с расстояния в 48 000 км и разрешением 450 метров на пиксель, и MVIC (цветная съемка) с расстояния 34 000 км и разрешением 650 метров на пиксель. Съемка велась примерно за 20 минут до максимального сближения с Плутоном. Вся сцена на мозаике охватывает область в поперечнике 230 км.
     Гора Райт на Плутоне
14.01.2016

Ледяные равнины Плутона
Отдельная страница/ссылка на новость: Ледяные равнины Плутона
Космический аппарат "Новые Горизонты" продолжает передавать подробные снимки Плутона, полученные им во время сближения 14 июля 2015 года. Данная мозаика, полученная на Земле 24 декабря 2015 года, демонстрирует участок поверхности Плутона на равнине (Плато) Спутник (Sputnik Planum). Изображение является частью серии снимков сделанных с разрешением 77-85 метров на пиксель. Полоса (в ширину 80 км, а в длину более 700 км) охватывает северо-западную часть Плато. Мозаика демонстрирует полигональную структуру (или ячеистую) Плато, которая, как считают исследователи, стала результатом конвективных процессов в глубоких слоях твердого, но подвижного азотного льда. На севере рельеф Плато Спутник более темный, возможно, вследствие изменения состава или структуры льдов. Случайные темные вкрапления и глыбы по краям ячеек, вероятно, представляют собой "айсберги" грязного водяного льда в окружении льда азотного. Снимки для мозаики сделаны камерой LORRI с расстояния в 17 000 км от поверхности Плутона в течение минуты 11:36 UT 14 июля 2015 за 15 минут до максимального сближения. Данное изображение в 5 раз более качественное, чем снимки Тритона, полученные Вояджером-2 в 1989 году.
     Ледяные равнины Плутона