Сатурн - Властелин Колец

Сатурн: Властелин колец

Космические исследователи

Лабиринт на Титане
Отдельная страница/ссылка на новость: Лабиринт на Титане
Краткое описание картинки: Очередное радиолокационное изображение поверхности Титана было получено космическим аппаратом Кассини во время его Т120 близкой встречи с этой луной Сатурна 7 июня 2016 года. На этот раз Кассини пролетал над южными широтами Титана. Центр снимка с координатами 47 градусов ю.ш. и 153 з.д. Изображение охватывает область размером 140*120 км. Разрешение 400 метров на пиксель. Область на снимке продемонстрировала ученым чрезвычайно запутанный лабиринт, к формированию которого, возможно, приложили усилия метановые потоки или даже реки. Для примера справа приведено подобное образование на Земле (юг Явы, регион Gunung Kidul), которое было сформировано водными потоками.
     Лабиринт на Титане
29.07.2016

Кольца Сатурна
Отдельная страница/ссылка на новость: Кольца Сатурна
Краткое описание картинки: Главные кольца Сатурна вместе с его лунами намного ярче любой звезды. В результате короткое время выдержки снимков, в данном случае 10 миллисекунд, достаточно для формирования их изображения, но практически не позволяет увидеть звезды. Для фотографирования звезд необходимо увеличивать время выдержки. Кассини удавалось запечатлеть звезды во время съемки затененных лун. Так что в представленном кадре запечатлены две луны, а не луна со звездой. Диона (в диаметре 1123 км) расположилась слева, а Эпиметей (в поперечнике 113 км) справа. Обзор демонстрирует освещённую сторону колец Сатурна и получен в 3 градусах выше их плоскости. Снимок сделан в видимом свете широкоугольной камерой Кассини 2 апреля 2016 года с расстояния в 413000 км от Сатурна.
     Кольца Сатурна
18.07.2016

Не виновен!
Отдельная страница/ссылка на новость: Не виновен!
Краткое описание картинки: Яркая лопасть в узком кольце F Сатурна, возможно, образовалась совсем недавно. Это образование не могло сформироваться при пролете луны Пандора (в поперечнике 81 км), которая хорошо просматривается на снимке в нижнем правом углу. Скорее всего лопасть образовалась при взаимодействии небольшого объекта, входящего в кольцо, с веществом, формирующим сердцевину этого же кольца. Ученые иногда такие образования называют струями. Поскольку эти объекты небольшие их трудно обнаружить камерами Кассини, но можно увидеть следы их деятельности в виде таких вот струй. Обзор демонстрирует освещенную сторону колец Сатурна и сделан в 15 градусах выше их плоскости. Снимок получен в видимом свете узкоугольной камерой Кассини 8 апреля 2016 года. Расстояние на момент съемки составляло 2,2 млн км от Сатурна, а фазовый угол съемки Солнце-Сатурн-КА 105 градусов. Разрешение изображения 13 км на пиксель.
     Не виновен!
13.06.2016

Янус и Мимас
Отдельная страница/ссылка на новость: Янус и Мимас
Краткое описание картинки: Спутники Сатурна Янус и Мимас попали в поле зрения камер космического аппарата Кассини в тот момент, когда они находились на большом удалении от планеты за внешней границей колец системы. На снимке Янус практически в центре, а Мимас справа. Благодаря своей неправильной формы линия дня и ночи на Янусе неровная и демонстрирует многочисленные кратеры на его поверхности, в то время как ровный терминатор Мимаса свидетельствует о его правильной сферической форме и большом размере. Снимок сделан узкоугольной камерой Кассини 27 октября 2015 года. Космический аппарат в момент съемки располагался в 963000 км от Януса (разрешение 5,8 км на пиксель), а фазовый угол Солнце-Янус-КА составлял 86 градусов. Расстояние до Мимаса составляло 1,1 млн км, а разрешение 6,6 км на пиксель.
     Янус и Мимас
30.05.2016

Полюс Сатурна
Отдельная страница/ссылка на новость: Полюс Сатурна
Краткое описание картинки: Большую часть 2015 года космический аппарат Кассини летал по орбите вокруг Сатурна в плоскости колец, что позволяло регулярно встречаться с его многочисленным семейством лун, но не позволяло увидеть кольца планеты-гиганта под большими углами, а также были невидимы полюса Сатурна. Но в начале 2016 года космический аппарат начал увеличивать наклон своей орбиты, поднимаясь все выше над полюсами в рамках подготовки к завершению миссии в 2017 году. Обзор демонстрирует освещённую сторону колец Сатурна и сделан в 16 градусах выше их плоскости. Снимок получен широкоугольной камерой Кассини 26 февраля 2016 года с расстояния 2,8 млн км от Сатурна. Разрешение изображения 165 км на пиксель.
     Полюс Сатурна
23.05.2016

Эпиметей спутник Сатурна
Отдельная страница/ссылка на новость: Эпиметей спутник Сатурна
Краткое описание картинки: Жизнь маленькой луны трудна. Эмиметей, на фоне Сатурна, является обломком/скалой, деформированным под действием соударений с другими такими же (но меньшего размера) булыжниками. Бомбардировка метеоритами сильно побила поверхность этой старой луны. Эпиметей в диаметре примерно 113 км и он слишком мал, чтобы под действием своей гравитации принять сферическую форму, а также он не имеет внутреннего тепла для поддержания действующей геологической активности. Таким образом, его избитая поверхность хорошо иллюстрирует историю его жизни. Север на Эпиметее сверху и повернут на 5 градусов влево. Снимок сделан в видимом свете узкоугольной камерой Кассини 6 декабря 2015 года с расстояния в 2690 км от Эпиметея. Разрешение изображения 160 метров на пиксель.
     Эпиметей спутник Сатурна
09.05.2016

Перекрещивание колец и теней Сатурна
Отдельная страница/ссылка на новость: Перекрещивание колец и теней Сатурна
Краткое описание картинки: На первый взгляд на этом снимке кольца Сатурна, каким-то чудесным образом пресекают друг друга. В действительности на снимке кольца располагаются спереди, а пересекают их собственные тени, которые падают на переднюю часть атмосферы Сатурна. Поскольку кольца не являются полностью не прозрачными, то диск Сатурна и их тени хорошо просматриваются непосредственно через сами кольца. Кольца Сатурна имеют сложную структуру, они разделены на отдельные локоны и колечки. В некоторых случаях причиной разрывов и локонов являются небольшие луны планеты-гиганта. Например, в центре изображения хорошо видна крохотная луна Пан (28 км в поперечнике), которая является причиной возникновения щели Энке. Но есть щели и локоны причины формирования, которых до сих пор неизвестны. Обзор демонстрирует освещенную сторону колец Сатурна и сделан в 14 градусах выше их плоскости. Снимок получен в видимом свете 11 февраля 2016 года с расстояния в 1,9 млн км от луны Пан. Фазовый угол Солнце-Сатурн-КА составил 85 градусов. Разрешение снимка 10 км на пиксель.
     Перекрещивание колец и теней Сатурна
25.04.2016

Разлом к северу от южного полюса Энцелада
Отдельная страница/ссылка на новость: Разлом к северу от южного полюса Энцелада
Краткое описание картинки: Извилистый разлом к северу от южного полюса Энцелада имеет форму буквы Y. Образование, простирающееся от линии терминатора в центре изображения в сторону верхнего левого угла, на самом деле имеет тектоническую природу, созданное напряжением в ледяной коре Энцелада. Геологи называют такие образования, как на Энцеладе, Y-образным разломом. Считается, что разлом возник в тот момент, когда происходило смещение поверхностных слоев в северном направлении. Отсутствие ударных кратеров в этой области указывает на то, что подобные процессы происходили на Энцеладе относительно недавно по геологическим меркам. Обзор демонстрирует заднее полушарие Энцелада. Север сверху. Снимок сделан узкоугольной камерой Кассини 15 февраля 2016 года с расстояния в 100000 км от ледяной луны. Разрешение снимка 580 метров на пиксель.
     Разлом к северу от южного полюса Энцелада
18.04.2016

Деление Кассини в кольцах Сатурна
Отдельная страница/ссылка на новость: Деление Кассини в кольцах Сатурна
Краткое описание картинки: Трудно ощутить масштаб при просмотре снимков колец Сатурна, но к примеру Деление Кассини, видимое здесь между ярким кольцом B и кольцом A по ширине почти равно диаметру Меркурия. Оно достигает 4800 км. Как полагают ученые Деление Кассини сформировалось под влиянием Мимаса. Гравитационное влияние луны формирует внешний край кольца B. Обзор демонстрирует неосвещённую сторону колец Сатурна и сделан в 4 градусах выше их плоскости. Снимок получен в видимом спектре узкоугольной камерой Кассини 28 января 2016 года с расстояния в 1,2 млн км от Сатурна. Фазовый угол Солнце-Сатурн-КА на момент съемки составлял 76 градусов. Разрешение снимка 7 км на пиксель.
     Деление Кассини в кольцах Сатурна
11.04.2016

Темные луны и темные кольца
Отдельная страница/ссылка на новость: Темные луны и темные кольца
Краткое описание картинки: Во время съемки в направлениях, противоположных от Солнца, большинство объектов выглядят темными. Удивительно то, что некоторые из колец Сатурна становятся при этом даже более яркими. Части главных колец Сатурна кажутся темными с подсветкой, прежде всего это касается плотного кольца B. Тем не менее, некоторые кольца, которые сравнительно более разреженные, состоят из частиц пыли, рассеивающих свет, как правило, примерно в том же направлении куда он и шел. Это называется «рассеяние вперед». Из-за такого эффекта, например, кольцо F, которое окружает все основные кольца Сатурна, на данном снимке выглядит очень ярко при довольно большом угле обзора. В кадр над кольцами попали две луны. Энцелад (в диаметре 504 км) слева и Янус (в поперечнике 179 км) справа. Обзор демонстрирует неосвещенную сторону колец и сделан в 0,5 градуса ниже их плоскости. Снимок получен в видимом свете узкоугольной камерой Кассини 21 декабря 2015 года с расстояния в 1,2 млн км от Сатурна. Фазовый угол Солнце-Сатурн-КА во время съемки составлял 136 градусов. Яркость Януса была увеличена в 2 раза, чтобы улучшить обзор.
     Темные луны и темные кольца
28.03.2016

Карта гор на Титане, 2016 год
Отдельная страница/ссылка на новость: Карта гор на Титане, 2016 год
Краткое описание картинки: Карта луны Сатурна Титана показывает расположение гор, которые уже получили свои собственные имена в Международном Астрономическом Союзе (MAC). Карта представляет собой обновление предыдущей версии от 2012 года и включает в себя дополнительную горную область Мория (Moria Montes), наряду с несколькими холмистыми образованиями (Colles). По соглашению горы на Титане получают свои имена от гор Средиземья, вымышленной области из книг Толкиена. Карта объединяет данные, собранные спектрометром VIMS и радаром Кассини.
     Карта гор на Титане, 2016 год
24.03.2016

Горы Митрим на Титане, спутнике Сатурна
Отдельная страница/ссылка на новость: Горы Митрим на Титане, спутнике Сатурна
Краткое описание картинки: Три горные гряды на Титане, известные как горы Митрим, являются родиной самого высокого пика на этой луне Сатурна. Гора в высоту достигает 3337 меров и расположена на нижней гряде данного радиолокационного снимка. Радиолокационные снимки не показывают местность в том виде, в котором увидел бы их человек в видимом свете. Для съемки поверхности Титана используются только радиоволны, так как его атмосфера полностью не прозрачна. На таких снимках яркие области указывают на породы, которые довольно грубые и хорошо рассеивают луч. Темные области являются относительно гладкими или иным образом поглощающими радиолокационные волны. Побочный эффект такой съемки представляет собой зернистый узор, называемый «спекл», который обычно часто встречается на радиолокационных снимках Титана. Данное изображение подверглось дополнительной пост обработки, которая позволила максимально избавиться от таких шумов. Первоначально снимок был сделан 12 мая 2008 года. Область с координатами 2 градуса ю.ш. и 127 градусов з.д. Угол падения луча 34 градуса.
     Горы Митрим на Титане, спутнике Сатурна
24.03.2016

Полумрак на Дионе
Отдельная страница/ссылка на новость: Полумрак на Дионе
Краткое описание картинки: Кассини запечатлел дуэт кратеров на поверхности спутника Сатурна Дионы, которые образовались позднее двух старых линейных разломов/борозд. Верхний кратер называется Italus, он перекрыл древний разлом под названием Petelia Fossae. Нижний кратер Caieta перекрывает разлом Helorus Fossa. Ученые уверены, что Helorus Fossa очень старый разлом, так как его верхнюю часть перекрывает огромный кратер, в свою очередь дно которого усеяно множеством более мелких кратеров и его стенки уже приняли нечеткие очертания. Разломы или борозды на Дионе (диаметр луны 1123 км), такие как Helorus Fossa, это тектонические образования. Центр с координатами 22 градуса ю.ш. и 73 градуса з.д. Снимок сделан в видимом свете космическим аппаратом Кассини 30 сентября 2015 года с расстояния в 41000 км от Дионы. Фазовый угол Солнце-Диона-КА на момент съемки составлял 64 градуса. Разрешение изображения 245 метров на пиксель.
     Полумрак на Дионе
21.03.2016

Косой терминатор Энцелада
Отдельная страница/ссылка на новость: Косой терминатор Энцелада
Краткое описание картинки: Снимок с борта космического аппарата Кассини демонстрирует морщинистые равнины геологически молодой поверхности Энцелада, на что указывает практически полное отсутствие кратеров на его поверхности. На обзоре север сверху. Линия смены дня и ночи (терминатор) делит Энцелад по диагонали, в то время как Сатурн приближается к своему северному летнему солнцестоянию. Большая часть солнечного света на Сатурне, как и на всех его лунах, теперь поступает на северное полушарие. Эти сезонные изменения в сочетании с новой орбитой КА Кассини позволяют нам заглянуть на ранее неисследованные области. Обзор демонстрирует ведущее полушарие Энцелада. Снимок сделан 14 января 2016 года. Расстояние в момент съемки составляло 79000 км от Энцелада. Разрешение 470 метров на пиксель.
     Косой терминатор Энцелада
14.03.2016

Тайны моря Лигеи на Титане
Отдельная страница/ссылка на новость: Тайны моря Лигеи на Титане
Краткое описание картинки: Изображения получены с помощью радара Кассини и показывают нам эволюцию одного из прибрежных участков углеводородного Моря Лигеи (Ligeia Mare) на Титане. Наиболее правдоподобным объяснением этих изменений с течением времени являются волны. Ученые считают, что приливы или изменения уровня моря не могли привести к таким просветлениям морского дна. Подобные изменения наблюдались ранее и в другом море на Титане, в море Кракена (Kraken Mare).
     Тайны моря Лигеи на Титане