Сатурн - Властелин Колец

Космические исследователи

Работа аппарата на орбите Сатурна

На Фебе получили имена 24 крупных кратера
Феба
Международный астрономический союз официально утвердил новые названия космических объектов. Это названия 24 самых крупных Феба кратеров, оставшихся от ударов астероидов на поверхности Фебы. Феба - это один из дальних спутников Сатурна, его диаметр составляет около 220 км. Он был открыт американским астрономом У.Пикерингом в 1898 г. Феба движется вокруг Сатурна по ретроградной орбите, то есть в противоположную сторону относительно направления вращения Сатурна вокруг собственной оси. Радиус этой орбиты составляет около 12,95 млн км, полный оборот вокруг Сатурна Феба делает за 550,4 суток. Астрономы считают, что Феба образовалась более 4 млрд лет назад на периферии солнечной системы, а потом она была захвачена гравитационным полем Сатурна. В июне 2004 г. Cassini пролетел на расстоянии 2068 км от поверхности Фебы и провел подробную съемку этого спутника. На основе этих снимков ученые сделали вывод о том, что Феба состоит главным образом изо льда, а ее поверхность покрыта слоем какого-то более темного материала толщиной 300-500 м. Эти снимки также показали, что поверхность Феба буквально испещрена многочисленными кратерами. Двадцати четырем самым крупным кратерам решили присвоить собственные имена.
      Феба прилетела к Сатурну с периферии
Феба
В номере журнала Nature от 5 мая 2005 опубликована статья, посвященная Фебе, одному из небольших спутников Сатурна, который был открыт в 1898 г. Диаметр Фебы составляет около 220 км, а радиус ее орбиты - около 12,95 млн км. Феба Этот спутник движется вокруг Сатурна по ретроградной орбите (в противоположную сторону относительно направления вращения Сатурна вокруг собственной оси) и делает оборот за 550,4 суток. Астрономы уже давно полагали, что Феба образовалась на периферии солнечной системы более 4 млрд лет назад, и только потом этот астероид был захвачен гравитационным полем Сатурна и стал его спутником. Недавно с помощью зонда Cassini были найдены новые подтверждения этой гипотезе. В частности, благодаря снимкам Фебы, сделанным зондом Cassini, удалось достаточно точно определить объем этого спутника и, следовательно, вычислить его плотность. По этому параметру Феба сильно отличается от других спутников Сатурна, имеющих ледяную поверхность. В первую очередь Феба отличается соотношением льда и камня в своем составе. По своей плотности Феба сходна только с астероидами пояса Койпера (во всяком случае, с теми, плотность которых известна), орбиты которых располагаются за пределами орбиты Нептуна. Плотность Фебы составляет около 1,6 грамм на куб.см. Это намного меньше, чем плотность камня, но больше, чем плотность чистого льда (0,93 г/см3). То есть, можно предположить, что содержание льда и камня в Фебе примерно такое же, как в Плутоне (самой дальней планеты солнечной системе) и в Тритоне (Нептун).
      Огромный кратер
Феба
Третий самый подробный снимок сделан с расстояния 11'918 км. Здесь разрешение составляет 18,5 м на пиксел. На этом фото Феба хорошо виден кратер, диаметр которого составляет 13 км. Его дно покрыто обломками, образовавшимися при ударах о поверхность различных космических тел. Размер некоторых из этих "булыжников" составляет от 50 до 300 м. Рядом с "центральным" кратером видны фрагменты соседних кратеров (сверху и слева), так что бомбардировка Фебы была, судя по всему, очень интенсивной. Но в этом кратере никакой слоистой структуры поверхности не просматривается. Феба - это один из дальних спутников Сатурна. Средний радиус ее орбиты составляет около 13 млн км. Размер Фебы в поперечнике - 220 км. Она делает полный оборот вокруг собственной оси за 9 часов 16 минут, а полный виток вокруг Сатурна она совершает за 18 месяцев. 30 известных спутников Сатурна вращаются вокруг своей планеты в одну сторону, а Феба - в противоположную. Кроме того, плоскость ее орбиты наклонена под углом 30 градусов к плоскости экватора Сатурна, вблизи которой располагаются плоскости орбит почти всех остальных спутников. Так что по всем признакам Феба образовалась где-то далеко от Сатурна, и когда-то была астероидом или кометой, но в один прекрасный день она была захвачена гравитационным полем Сатурна и поневоле стала его спутником.
      Спутник Сатурна Феба - ледяная глыба
Феба
Исследовательский зонд Cassini, который подлетает сейчас к Сатурну, в субботу 12 июня 2004 совершил облет Фебы, одного из дальних спутников Сатурна. Он пролетел на расстоянии около 2000 км над поверхностью Феба этого спутника и прислал очень подробные его фотографии. Судя по этим фотографиям поверхность Фебы испещрена большими и маленькими кратерами, оставшимися после ударов других космических тел. Фрагмент внутреннего склона одного из больших кратеров показан на первом снимке. Его диаметр составляет около 100 км, а глубина - около 20 км. Фотография была сделана с расстояния около 12 тыс. км. На этих снимках также видно, что поверхность Фебы покрыта каким-то темным материалом толщиной от 300 до 500 м, а под ним находится более светлая порода, в которой, по мнению специалистов, должно быть большое содержание льда. Это еще раз подтверждает гипотезу о том, что Феба, скорее всего, образовалась во внешней части солнечной системы и когда-то она была ядром кометы или астероидом из пояса Койпера, но в какой-то момент времени она оказалась в окрестностях Сатурна и была притянута его гравитационным полем. Окончательный вывод о происхождении Фебы, как предполагается, будет сделан после исследования всех данных, полученных с помощью 11 приборов, установленных на зонде Cassini. Этот фрагмент самого подробного снимка поверхности Фебы, сделанного с расстояния 2365 км. На нем виден пустынный ландшафт с массой маленьких кратеров. Разрешение полученного изображения составило 14 метров на пиксел.
      Феба продолжает удивлять ученых
Феба
Американское аэрокосмическое агентство опубликовало новые результаты анализа информации, Феба собранной межпланетной станцией Cassini о спутнике Сатурна Фебе. И действительно, измерения показали, что плотность Фебы составляет примерно 1,6 г/см3. Это значительно меньше, нежели у скал, но вместе с тем, почти вдвое больше, чем у замерзшей воды. Таким образом, можно с достаточно высокой вероятностью утверждать, что Феба, преимущественно, состоит из смеси льда и камня. Кстати, аналогичный состав, по имеющимся данным, у Плутона и спутника Нептуна Тритона. Необычно и то, что Феба, по некоторым химическим показателям, родственна кометам. Это, впрочем, подтверждает гипотезу, согласно которой спутник образовался в поясе Койпера. В целом же, на Фебе присутствуют углекислый газ, примитивные органические вещества, глина, а также некие пока не идентифицированные "вкрапления". Данные, снятые инфракрасным спектрометром, позволяют судить о температуре на поверхности спутника Сатурна. Как оказалось, на Фебе очень холодно - минус 163 градуса Цельсия. А на темной стороне этого объекта "столбик термометра" падает еще ниже.
      Южный полюс Фебы
Феба
На этом снимке показана та область поверхности Фебы, которая находится в Феба окрестностях ее южного полюса. Эта фотография была сделана вскоре после пролета Фебы с расстояния около 13 тыс. км. Здесь также видны светлые участки, которые, по всей видимости, являются выступами льда, и кратеры разных размеров (глубина самых больших из них составляет порядка 4 км). Теперь ученые склоняются к мнению, что в глубокой древности Феба была кометой, пришедшей, возможно, даже из-за пределов Солнечной системы. Исследования Cassini позволят пролить свет на древнюю историю космического тела, погруженного в вечный холод. Если все пройдет без срывов, Cassini пройдет всего в 2000 километрах от Фебы и сделает подробные снимки поверхности спутника. Качество снимков, как ожидают ученые, будет более чем в тысячу раз лучше, чем размытые снимки 1981 года, сделанные аппаратом Voyager, и позволит рассмотреть предметы вплоть до 15 метров в диаметре. Затем Cassini промчится дальше к Сатурну и другим его спутникам. Хотя основная миссия аппарата продлится еще 4 года, он уже никогда не вернется к Фебе.
      Вид Фебы при пролете
Феба
11 июня 2004 исследовательский зонд Cassini, который уже находится на финишной Феба прямой на пути к Сатурну, совершил облет Фебы, одного из дальних спутников этой планеты. Cassini пролетел на расстоянии около 2068 км от поверхности этого спутника и сделал очень подробные ее снимки. Вот эта фотография была сделана на подлете к Фебе. В этот момент угол, образуемый Солнцем, Фебой и Cassini составлял 84 градуса. Разрешение снимка составляло около 190 м на пиксел. По словам специалистов, по этой фотографии уже можно сказать, что Феба, скорее всего, по большей части состоит из льда, но на ее поверхности находится тонкий слой темного материала. Небольшие светлые кратеры выглядят как довольно молодые образования. Аналогичные кратеры можно увидеть и на других ледяных спутниках, например, на Ганимеде, спутнике Юпитера. Космические тела, сталкивавшиеся с Фебой, выбивали с ее поверхности верхний темный слой, под которым находится относительно светлый материал, возможно, лед. Через некоторое время на основе полученных данных ученые смогут определить плотность Фебы, и тогда станет ясно, какую ее часть составляет лед.
      Феба из далека
Феба
В пятницу в 22:30 по московскому времени (11 июня 2004) Cassini на своем долгом пути к Титану приблизится к Фебе и проведет первое исследование системы спутников Сатурна с относительно близкого расстояния. Феба - уникальный спутник, Феба подлинный древний "ледяной мир", некогда захваченный гигантской силой притяжения Сатурна из отдаленных районов Солнечной системы, а возможно, и из-за ее пределов. Расстояние от Фебы до Сатурна составляет почти 13 млн км, что в четыре раза больше, чем расстояние от предыдущего спутника до планеты, пишет New Scientist. Кроме того, Феба вращается вокруг Сатурна в ином направлении, чем все остальные спутники планеты, что также подтверждает внешнее происхождение Фебы - все остальные спутники сформировались из материи уже непосредственно вокруг гигантской планеты и все вместе вращаются в "правильном" направлении. "Мы считаем, что Феба сформировалась не в системе Сатурна", - заявила Каролина Порко из университета Аризоны, одна из руководителей проекта. Исследователь пояснила, что, по-видимому, этот небольшое космическое тело, диаметр которого составляет 220 километров, было притянуто из внешних районов Солнечной системы гравитацией Сатурна. Первоначально астрономы считали, что Феба - обычный астероид, но пять лет назад на спутнике удалось обнаружить шапки льда.

"Cassini" - спутники Сатурна - загадочная темная Феба