Астероиды - космические лилипуты
Лилипуты
Хронология
Малые тела Солнечной системы
Космические лилипуты

Особая миссия - астероид (обзор)

Астероид Матильда
Эрос
Hayabusa
Посадка NEAR

Ида и дактиль
Аннафранк и Брайль
Гаспра
Деймос и Фобос
Звездные раны: Многочисленная семья астероидов несет в себе одновременно и угрозу всему живому на Земле, и важнейшую информацию о формировании Солнечной системы, поскольку сохранила в первозданном виде ту материю, из которой возникли планеты. Поэтому не исключено, что когда-нибудь именно астероидам суждено стать богатейшей «сырьевой базой» человечества.
Матильда и Эрос
1) Астероид Матильда (253), открытый в 1885 году. Это один из наиболее темных объектов в Солнечной системе (отражает лишь 3% падающего на него света), поэтому, когда станция NEAR в 1997 году впервые сфотографировала поверхность этого астероида, то кратерам на нем дали названия, связанные с местами добычи угля на Земле (например, польский Люблин, сибирский Кузнецк, французская Лотарингия, немецкий Ахен). Диаметр Матильды - 52 км. Это крупнейший из астероидов, изученных автоматическими станциями. А вот средняя плотность его мала - всего на 30% больше, чем у воды, что может свидетельствовать о большой пористости каменного материала, из которого состоит этот астероид, либо о наличии в его недрах льда.
2) Астероид Эрос (433): для американской станции NEAR «встреча» с астероидом (433) Эрос была главной целью полета, попутно же станция прошла еще и возле астероида Матильда диаметром 52 км - крупнейшего из астероидов, исследованных с помощью космических станций. О цели полета говорило уже само название этой станции - сокращение от «Near Earth Asteгoid Rendezvous» («Встреча с околоземным астероидом»). Сначала станция пролетела вблизи Эроса, что позволило точнее определить параметры его орбиты и при следующей встрече с Эросом год спустя затормозиться и стать первым в мире искусственным спутником астероида. Уже во время полета станции было присвоено имя недавно погибшего в экспедиции по поиску метеоритов в австралийской пустыне американского планетолога Юджина Шумейкера - пионера геологических исследований Луны и планет, ученого, внесшего в последние годы громадный вклад в поиски околоземных астероидов. Станция стала на зываться NEAR-Shoemaker. После успешно проведённого очень детального фотографирования и получения глобальной карты поверхности Эроса было решено попытаться посадить станцию на астероид, хотя ни программа полета, ни конструкция самой станции этого не предусматривали. При плавном сближении станции с астероидом были получены уникальные снимки, показывающие, как выглядит поверхность этого малого небесного тела вблизи - различались детали размером до 1 см! Правда, ничего особенного там не оказалось - кратеры, камни и мелкозернистый грунт между ними, то есть примерно, как на Луне. Сев на поверхность Эроса, сила тяжести на котором в 1 500 раз меньше земной, станция NEAR-Shoemаkег впервые провела исследования химического состава непосредственно на астероиде - были получены гамма-спектры, показывающие, какие химические элементы вносят основной вклад в состав грунта на Эросе.
3) Посадка на астероид: (1) - Зонд NEAR начинает торможение, развернувшись двигателем "вперед" на орбите вокруг Эроса на высоте 35 км от астероида. (2) - После торможения скорость зонда снижается до 11 км/ч относительно Эроса. (3) - После второго включения двигателя относительная скорость снижается до 3 км/ч. (4) - NEAR совершает управляемую мягкую посадку на астероид.
Выстрел "Hayabusa"
4) Зонд "Hayabusa": - чтобы взять образец вещества астероида и доставить его на Землю, требуется совершить довольно длительный космический полет. Поскольку и любой астероид, и Земля постоянно движутся по своим орбитам, то необходимо так рассчитать путь космической станции, чтобы она смогла встретиться с астероидом, взять образец грунта, а затем выйти на траекторию полета к Земле. Первая такая станция - "Hayabusa" («Сокол») - уже почти заканчивает свой путь, она отправилась в полет 9 мая 2003 года с японского космодрома Кагосима на острове Кюсю. Японская автоматическая станция должна впервые доставить на Землю образцы грунта с астероида. В качестве цели выбран открытый в 1998 году крошечный, диаметром около 0,5 км, астероид Итокава 25143, орбита которого расположена недалеко от орбиты Земли. Станция подлетела к астероиду в начале сентября 2005 года и начала его изучение (см. Новости), находясь в параллельном полете на расстоянии 20 км. Через 3 месяца, собрав достаточное количество сведений об астероиде, станция начнет сближение с ним. Затем «Hayabusa» зависнет в 1 метре над поверхностью, не садясь на астероид, и выстрелит в него пулей массой несколько граммов. От выстрела частицы грунта будут выброшены вверх и попадут в раструб специального устройства, которое втянет их в расположенный внутри станции контейнер. В нем образцы грунта из разных районов и должны будут опустится на парашюте при возвращении на Землю. При каждом «выстреле» (длительность касания - около 1 секунды) станция будет приближаться к астероиду, а затем вновь удалятся от него на прежнее расстояние. В конце 2005 года «Hayabusa» должна взять обратный курс к Земле. Посадка небольшого, диаметром 50 см, контейнера с образцами намечена на 2007 год - в пустынной южной части Австралии, на полигоне Вумера, где находится космодром.
    Зонд "Фобос - Грунт": не исключено также, что в "скоро" на Землю будут доставлены образцы грунта и еще одного малого небесного тела, которое в прошлом, скорее всего, было астероидом, а теперь вращается вокруг Марса. Это один из марсианских спутников - Фобос. В задачу проекта космического полета по маршруту Земля-Фобос-3емля, разработанного Российской Академией наук, НПО им. С.А. Лавочкина и Научно-исследовательским центром им. Г.Н. Бабакина, входит доставка образца грунта с Фобоса. Запуск этого проекта, получившего название «Фобос-Грунт», предполагается осуществить в 2009 году. После посадки на Фобос и закрепления на нем с помощью «сухопутного якоря» (устройства, напоминающего гарпун) намечено получить телевизионную панораму местности и по ней выбрать участок, откуда манипулятор возьмет образец грунта, что-бы поместить его в возвращаемую ракетy, которая должна будет прибыть на Землю в 2012 году. Закрепляться требуется, чтобы от толчков при работе грунтоотборного устройства случайно не улететь с Фобоса - ведь сила тяжести на нем почти в 1 200 раз меньше, чем на Земле.
Новая заря - "Dawn" и Веста
 6) Зонд "Dawn": изучение астероидов, расположенных в их «родном доме» - в главном поясе между Марсом и Юпитером, - планируется NASA в рамках программы «Discovery», предусматривающей полеты сравнительно небольших и недорогих космических зондов. Весьма интересным обещает быть полет станции «Dawn» («Заря»), в ходе которого впервые будут исследоваться крупнейшие астероиды - Церера и Веста. Эти два астероида должны существенно различаться по своему составу, поскольку плотность Весты 4 г/см3, а Церерылишь 2 г/см3. Такие величины дают основания предполагать, что Веста целиком каменная (ее плотность чуть больше, чем у Луны), а Церера состоит из смеси каменных пород и льда в равных пропорциях. Запуск станции «Dawn» предполагается произвести в 2006 году. Она должна прибыть к Весте в 2010-м и в течение года проводить исследования с орбиты вокруг этого астероида. Затем планируется перелет внутри пояса астероидов - к Церере, который займет еще около 3 лет. Выйдя на орбиту искусственного спутника Цереры, станция должна будет на протяжении года заниматься изучением этого астероида, после чего в середине 2015 года миссия ее будет считаться эавершенной.
 5) Астероид Веста: карта высот поверхности Весты по данным съемки космическим телескопом «Хаббл» («Hublе»). Глубина огромного кратера в южном полушарии -12 км (черные и синие тона), а максимальные высоты в других областях достигают +12 км (красные и белые тона). Амплитyда рельефа в 24 км представляет очень большую величину для астероида, диаметр которого равен 530 км.
В поисках защиты от "лилипутов"
 7) Изменить траекторию полета астероида, может быть, удастся путем нагрева его солнечными лучами, сфокусированными огромным, диаметром в несколько километров, параболическим зеркалом, развернутым в космосе. Испарение вещества с поверхности будет действовать подобно струе из реактивного двигателя и сместит астероид с первоначального пути.
    В 1947 году Международный астрономический союз учредил специальную организацию - Центр малых планет, в задачу которого входят концентрация и распространение данных обо всех астероидах, ведение их учета и присвоение им сначала временных обозначений, а после точного определения орбиты - постоянных порядковых номеров, а иногда и собственных названий. Сейчас этот Центр находится при Гарвардском университете в городе Кембридже (штат Массачусетс, США). С 1979 года американские астрономы и планетологи Элеанор Хелин, а также супруги Юджин и Кэролайн Шумейкер начали систематический поиск так называемых «околоземных объектов» (ОЗО)-комет и астероидов, пересекающих земную орбиту или проходящих вблизи Земли. Поиск ими проводился путем фотографирования участков неба через телескоп и сравнением полученных в разные дни снимков с той целью, чтобы на фоне неподвижных звезд обнаружить перемещающиеся объекты. В настоящее время создано уже несколько автоматизированных астрономических сетей для поиска новых астероидов, с помощью которых удалось обнаружить много неизвестных ранее небольших объектов. В последнее время ученые разных стран стали разрабатывать методы защиты Земли от угрозы возможной астероидной бомбардировки. В большинстве своем они сводятся к различного рода взрывным воздействиям на небесное тело с тем, чтобы разрушить его или изменить орбиту.
Звездные раны и последствия
 8) Астероид: в начале июля 2002 года астрономы, наблюдавшие астероид 2002 NT7, пришли к выводу, что 1 февраля 2019 года он столкнется с Землей. Уже через несколько недель, проведя более тщательные расчеты, ученые опровергли первоначальный прогноз, не исключив, однако, такое столкновение н отдалённом будушем.
Астероид 2002 NT7 имеет диаметр 2030 метров. Объем 4,4 куб км. Масса - около 11 млрд. тонн. Скорость - 26,24 км/с. Период обращения вокруг Солнца - 837 дня. Энергия - эквивалентна взрыву 1 млн. мегатонн тротила.
Предположим, что такой астероид врезается в Землю, какие последствия нас ждут? На картинке изображены радиусы разрушений: Центральный желтый круг (радиус - 250 км) - полное разрушение, 400 км - ветер со скоростью 500 км/ч, 600 км - область сплошных пожаров, 1000 км - землетрясения, ураганы, цунами. Глобальные последствия: снижение температуры на 8 °С в течение нескольких недель, гибель сельскохозяйственных посевов, повреждения озонового слоя.
    Полезные ископаемые: в местах падения небесных тел на Землю нередко образуются разнообразные месторождения полезных ископаемых - алмазов, свинца, ртути, меди... Так, около половины произведенного в мире никеля связано с месторождением Садбери в канадской провинции Онтарио. Овальную в плане геологическую структуру размером 60х25 км, в которой ведется добыча, в последние годы стали считать «обязанной» своим происхождением падению в далеком прошлом небольшого астероида (такие структуры геологи называют астроблемами, или "звездными ранами"). Если данные металлы действительно попали на Землю с астероидом, то это указывает на перспективность полетов к ним с целью добычи и доставки на Землю металлического сырья. По имеющимся оценкам, лишь один совсем небольшой, диаметром 2 км, астероид типа М (то есть состоящий, как предполагается, преимущественно из неокисленного железа и никеля) может содержать больше металла, чем извлечено из руд на Земле за всю историю цивилизации. Гораздо более крупным, чем Садбери, следом столкновения астероида с 3емлей может также являться недавно отнесенная к предполагаемым астроблемам Среднеуральская кольцевая структура (диаметром 550 км).
"Неправильные" спутники

Несколько лет назад было обнаружено, что Земля движется по своей орбите вокруг Солнца, сопровождаемая не только Луной, но и еще по крайней мере четырьмя маленькими спутниками, которые даже во время минимального сближения с Землей расположены гораздо дальше, чем Луна, и видны только в очень сильные телескопы. Первым из таких объектов, названных квазиспутниками (то есть похожими на спутники, поскольку они совершают свои обороты не вокруг самой Земли, а вокруг земной орбиты), стал астероид (3753) Круинье, который движется вокруг Солнца по одной орбите с Землей, но по спирали, описывая протяженные «пируэты» вокруг Земли. Плоскость его орбиты сильно наклонена к земной, поэтому столкновение с ним нам не угрожает - в моменты пересечения с орбитой Земли он находится либо выше, либо ниже нее. Минимальное расстояние между Круинье и Землей составляет 15 млн. км, что в 40 раз больше, чем расстояние до Луны. Этот астероид движется по обширному пространству между орбитами Меркурия и Марса, но «осью» его перемещений в космосе служит орбита Земли, вокруг которой он делает один виток в год и постепенно, за десятилетия проходит путь в виде спирали, «намотанной» вокруг орбиты Земли. За последние 5 лет были открыты еще три астероида, находящиеся в подобном же динамическом резонансе с Землей. Полагают, что из-за близости к Земле и движения по орбитам, сходным с земной, такие «неправильные» спутники могут стать первыми кандидатами для полетов с целью добычи на них полезных ископаемых, если, конечно, они там окажутся.

При изучении астероидов нельзя не "упомянуть" радиолокационный метод исследовая: «портрет» этого околоземного астероида, имеющего в поперечнике 500 м, был получен в 1995 году путем радиолокации из трех центров дальней космической связи - Голдстоун (Калифорния), Евпатория (Украина и Россия) и Касима (Япония). Из первых слогов их названий было составлено имя для этого нового астероида - Голевка (6489). Это первое столь подробное изображение астероида размером менее 1 км. Цветами показана величина уклонов поверхности.
Портрет околоземного астероида