В 1967 году «Венера-4» отработала так хорошо, как только можно было ожидать в неизвестных условиях атмосферы Венеры. В это окно
запуска США осуществили только пролетное исследование Венеры, тогда как первая успешная советская планетная программа блестяще ответила на технологический
вызов по созданию спускаемого аппарата и передаче принципиально важных данных об атмосфере. Зная, что США не планируют возвращаться на Венеру, поскольку
хотят сосредоточиться на Марсе, СССР продолжил развивать это направление, став безусловным лидером в исследованиях Венеры.
|
|
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
Для окна запуска 1969 года НПО имени Лавочкина изготовило две новые космические станции серии ЗМВ. Поскольку «Венера-4» выдержала
93 минуты спуска и разрушилась, находясь все еще на большой высоте, из-за высокого атмосферного давления, было решено, что новые спускаемые аппараты должны быть
прочнее и опускаться быстрее, чтобы за время работы аккумуляторов достичь более глубоких слоев атмосферы. Аппараты были в целом аналогичны «Венере-4», но
рассчитаны на несколько более высокое давление окружающей среды и оснащены парашютом меньшей площади для скорейшего спуска.
Кроме того, были внесены изменения в конструкцию самих станций, чтобы они могли выдерживать более высокие скорости входа в
атмосферу.
|
|
Подготовка к старту миссии "Венера-5"
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
На основе всестороннего анализа всей совокупности данных прямых измерений «Венеры-4» и радиозатменных измерений «Маринера-5», а
также наземных радиолокационных измерений радиуса Венеры был сделан вывод, что давление атмосферы Венеры на момент прекращения связи с «Венерой-4» значительно
превосходило прочностные характеристики спускаемого аппарата и что температура и давление на поверхности значительно выше последних измеренных значений, с чем
хорошо согласовывались и данные о радиояркостной температуре планеты. Этому выводу предшествовали почти двухлетние дискуссии ученых о том, достигла ли
«Венера-4» поверхности. В марте 1968 года советские и американские ученые впервые встретились в Тусане, США, затем в мае того же года на конференции COSPAR в
Токио и в третий раз в октябре на лунно-планетном симпозиуме в Киеве. В итоге пришли к общему согласию в том, что температура на поверхности Венеры составляет
472 °С, а давление 90 бар. Но результат этих продолжительных дискуссий, как и небольшой промежуток времени между окнами запуска, уже не могли повлиять на
конструкцию спускаемых аппаратов, подготовленных к запуску в 1969 году. И хотя было ясно, что давление атмосферы сильно превышает 18 бар, НПО имени Лавочкина,
не имея времени на принципиальные усовершенствования, смогло увеличить прочность спускаемого аппарата только до 25 бар.
|
Космические станции, запущенные на Венеру в 1969 году
|
1-я космическая станция |
«Венера-5» (2В № 330) |
Назначение станции |
Зонд для исследования атмосферы и поверхности Венеры |
Страна/Производитель |
СССР/НПО имени Лавочкина |
Ракета-носитель |
«Молния-М» |
Дата/Космодром |
5 января 1969 г./06:28:08 (Байконур) |
Дата сближения |
16 мая 1969 г. |
Результат |
Успех |
2-я космическая станция |
«Венера-6» (2В №331) |
Назначение станции |
Зонд для исследования атмосферы и поверхности Венеры |
Страна/Производитель |
СССР/НПО имени Лавочкина |
Ракета-носитель |
«Молния-М» |
Дата/Космодром |
10 января 1969 г./05:51:52 (Байконур) |
Дата сближения |
17 мая 1969 г. |
Результат |
Успех |
|
Космические станции, запущенные на Венеру в 1969 году
|
Запуски «Венеры-5» и «Венеры-6» было решено, таким образом, использовать просто как возможность получить данные об атмосфере
с помощью более точных приборов, а уже для следующего окна запуска создать новую конструкцию, рассчитанную на большие давления.
Обе космические станции успешно совершили спуск в атмосфере до момента их разрушения при давлении выше 25 бар. В советских
средствах массовой информации было объективно сказано о том, что посадки в условиях глубокой атмосферы Венеры не ожидалось, но что «Венера-5» и «Венера-6»
стали на данной стадии исследований необходимым этапом для достижения поверхности планеты. Подобно «Венере-4», это был 100 %-й успех в чреде многократных
планетных запусков и 100 %-й успех выполнения научной программы в многочисленной серии космических станций.
Космическая станция
Орбитальный аппарат «Венеры-5» и «Венеры-6» был практически такой же, как у «Венеры-4», а спускаемый аппарат был усилен, с тем
чтобы на больших, по сравнению с полетами 1969 года, скоростях выдержать перегрузку 450g и давление 25 бар. При этом был исчерпан запас устойчивости,
обусловленный распределением массы, при входе и спуске в атмосфере. Для момента раскрытия вытяжного парашюта была установлена более низкая скорость,
210 м/с, а основные парашюты были уменьшены для скорейшего спуска с целью проведения измерений ближе к поверхности до того, как или разрядятся аккумуляторы,
или температура внутри аппарата достигнет предельного значения. Площадь вытяжного парашюта уменьшилась с 2,2 до 1,9 м
2, а основного парашюта -
с 55 всего до 12 м
2. На рис. снизу (справа) показана космическая станция «Венера-6» в стартовой конфигурации. Система входа в атмосферу расположена
в нижней части и покрыта темным теплозащитным (абляционным) материалом. Большинство фотографий ЗМВ снято с аппаратом, окрашенным в белый цвет, с надписью
«СССР». Антенна и солнечные батареи сложены, чтобы вписаться под обтекатель ракеты-носителя; спиральные трубки газовой системы охлаждения хорошо видны на
фоне параболической антенны с высоким коэффициентом усиления, которая направлена в противоположную сторону от солнечных батарей и сама играет также роль
радиатора. Космические станции «Венера-5» и «Венера-6» были идентичны.
Стартовая масса: 1138 кг (спускаемый аппарат 405 кг).
|
|
«Венера-5» на этапе сборки (слева) и «Венера-6», подготовленная к запуску (справа)
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
Полезная нагрузка
|
|
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
Орбитальный аппарат:
1. Детектор заряженных частиц солнечного ветра.
2. Фотометры атомарного водорода в линии Лайман-альфа и атомарного кислорода.
3. Твердотельные и газоразрядные детекторы космических лучей.
Эти научные приборы были такими же, как на «Венере-4».
|
|
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
Спускаемый/посадочный аппарат:
1. Датчики температуры, давления и плотности.
2. Атмосферные химические газоанализаторы.
3. Оптический фотометр для измерения собственного свечения атмосферы.
4. Радиовысотомер.
Плотность верхней атмосферы измерялась во время входа в атмосферу при помощи акселерометров и путем измерений доплеровского
сдвига несущей частоты радиопередатчика. Для определения структуры атмосферы в ходе спуска на парашюте проводились измерения температуры, давления и
плотности. Соответствующие приборы были усовершенствованы по сравнению с «Венерой-4» за счет применения трех платиновых термометров сопротивления и мостовой
схемы для повышения точности, двух дублированных комплектов барометров-анероидов на диапазоны давлений от 0,13 до 6,6 бар, от 0,66 до 26 бар и от 1 до 39 бар,
а также камертонного денситометра с более широким диапазоном от 0,0005 до 0,040 г/см
3. Химические газоанализаторы атмосферы были улучшены и
перенастроены с учетом опыта «Венеры-4». Был добавлен анализатор инертных газов и молекулярного азота, улучшена методика измерения молекулярного кислорода
и воды. Точность измерений была повышена за счет передачи данных о давлении одновременно с данными анализа состава. «Венера-5» должна была проводить измерения
состава на больших высотах, а «Венера-6» на меньших высотах.
Был усовершенствован радиовысотомер, чтобы избежать проблем кратности отсчетов на «Венере-4»; в новом варианте обеспечивалась
выдача трех контрольных сигналов на высотах 45, 35 и 25 км с точностью около 1,3 км. Несмотря на ночное время посадки, в комплект приборов был включен фотометр
видимого диапазона для измерения освещенности во время спуска, поскольку, как было известно, на темном полушарии планеты наблюдалось явление свечения атмосферы,
источник которого был неизвестен.
|
|
Системы и научные приборы спускаемого аппарата КА «Венера-5» и «Венера-6»:
1 - тормозной парашют,
2 - основной парашют,
3 - крышка пиропатрона,
4 - антенна радиопередатчика,
5 - плотномер,
6 - газонаполнительный клапан,
7 - осушитель,
8 - вентилятор системы терморегулирования,
9 - клапан избыточного давления,
10 - блок коммутации,
11 - акселерометр для измерения перегрузок при входе в атмосферу,
12 - радиопередатчик,
13 - устройство для гашения колебаний,
14 - аккумулятор,
15 - резервный радиопередатчик,
16 - акселерометр для измерения перегрузок при посадке,
17 - программно-временное устройство,
18-20 - внешняя теплоизоляция,
21 - внутренняя теплоизоляция,
22 - система терморегулирования,
23 - корпус посадочного аппарата,
24 - пиропатрон,
25 - крышка парашютного отсека,
26 - антенна радиовысотомера,
27 - газоанализатор
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
Описание миссии
«Венера-5» была запущена 5 января 1969 года, 14 марта на расстоянии 15,5 млн км от Земли был проведен маневр коррекции курса, и она
достигла Венеры 16 мая. Спускаемый аппарат был отделен на расстоянии 37000 км от планеты, и в 06:01 по Всемирному времени на скорости 11,17 км/с он вошел в
атмосферу под углом атаки 65 градусов. Во время спуска на парашюте на ночной стороне на 3° ю. ш. и 18° в. д. «Венера-5» проводила в течение 53 минут прямые
измерения свойств атмосферы, передавая серии считываний показаний приборов с периодом 45 секунд. Передача прервалась на высоте около 18 км, когда давление
превысило 27 бар. В этот момент температура за бортом составляла 320 °С, а внутри аппарата она не превысила 28 °С. Было 4:12 по солнечному времени Венеры,
зенитный угол Солнца составлял 117°.
|
|
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
«Венера-6» была запущена 10 января 1969 года, 16 марта на расстоянии 15,7 млн км от Земли была проведена коррекция курса, и
17 мая, на следующий день после «Венеры 5», она приблизилась к планете. Спускаемый аппарат был отделен на расстоянии 25000 км, и он вошел в атмосферу в 06:05
по Всемирному времени. Спуск проходил на ночной стороне на 5° ю. ш. и 23° в. д. Передача данных научных измерений продолжалась 51 минуту. Сигнал пропал на
высоте около 18 км при давлении 27 бар, подтвердив таким образом данные «Венеры 5». Это произошло в 4:18 по солнечному времени Венеры, зенитный угол Солнца
составлял 115°.
Орбитальные аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» проводили измерения верхних слоев атмосферы и ионосферы, пока не разрушились при
входе в атмосферу.
Результаты
Спускаемые аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» передали данные более 70 измерений температуры и 50 измерений давления в ходе снижения
высоты от 55 до 18 км, на которой произошло разрушение. Плотность атмосферы рассчитывалась из значений температуры и давления с использованием уравнения
гидростатического равновесия при известном химическом составе атмосферы и проверялась также по характеристикам спуска аппарата на парашюте с учетом данных
радиовысотомера. Данные измерений доплеровского сдвига несущей частоты бортового передатчика обеспечивали построение высотных профилей скорости и направления
(горизонтальной и вертикальной компонент) ветра. Радиовысотомер отработал в штатном режиме, так что температура и давление, измеренные около отметок
радиовысотомера, находились в хорошем соответствии с построенной к этому времени моделью атмосферы планеты:
|
|
|
|
ВЕНЕРА-5 и ВЕНЕРА-6
|
|
|
«Венера-5»
|
«Венера-6»
|
Высота, км |
36 |
25 |
18 |
34 |
22 |
Давление, бар |
6,6 |
14,8 |
27,5 |
6,8 |
19,8 |
Температура, °С |
177 |
266 |
327 |
188 |
294 |
На каждом спускаемом аппарате было проведено по два измерения химического состава атмосферы: на 0,6 и 5 бар («Венера-5») и
на 2 и 10 бар («Венера-6»), Полученные результаты оказались взаимосогла-соваными и в полном соответствии с данными «Венеры-4»:
|
Газ
|
Содержание, объем. %
|
|
«Венера-5»
|
«Венера-6»
|
СO2 |
97+/-4 |
> 56 |
N2 и инертные газы |
< 3,5 |
< 2,5 |
Молекулярный кислород |
< 0,1 |
< 0,1 |
Водяные пары |
около 1,1% (11 мг/л) |
около 0,6% (6 мг/л) |
Ни один из фотометров не зарегистрировал никакого свечения атмосферы, хотя фотометр «Венеры-5» зарегистрировал большое значение
освещенности непосредственно перед отключением. Это могла быть вспышка молнии, но с учетом момента времени это, скорее всего, был электрический разряд,
обусловленный неизбежным разрушением аппарата.
Орбитальные аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» передали данные о солнечном ветре в окрестности Венеры и о его взаимодействии с планетой.
ИСТОЧНИК:
М.Я. МАРОВ и У.Т.ХАНТРЕСС,
"Советские роботы в Солнечной системе"
НПО им. Лавочкина