Несмотря на сложность проекта и обширную кооперацию предприятий космические аппараты были
подготовлены к моменту открытия "стартового окна". 15 декабря 1984 года с космодрома Байконур стартовала четырехступенчатая
ракета-носитель "Протон-К", которая вывела на траекторию полета к Венере автоматическую станцию "Вега-1". Впервые запуск
советской межпланетной станции был показан по телевидению, и впервые о нем было известно заранее. Станция
"Вега-2" была запущена 21 декабря 1984 года.
|
Дорога к Венере была уже хорошо освоена многими советскими межпланетными станциями, начиная с
"Венеры-2" и кончая "Венерой-16". Поэтому и полет обеих станций "Вега" проходил практически без осложнений. На трассе
перелета проводились научные исследования, включающие в себя изучение межпланетных магнитных полей, солнечных и космических
лучей, рентгеновского излучения в космосе, распределение компонент нейтрального газа, а также регистрацию пылевых частиц.
Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции "Вега-1" 178 суток, а для "Веги-2" - 176 суток.
За двое суток до подлета от автоматической станции "Вега-1" был отделен спускаемый аппарат, при
этом сам космический аппарат ушел на пролетную траекторию. В отличие от аналогичных маневров, проведенных на станциях
"Венера-11" - "Венера-14", эта коррекция являлась неотъемлемой частью гравитационного маневра, необходимого для последующего
полета к комете Галлея. 11 июня 1985 года спускаемый аппарат станции "Вега-1" вошел в атмосферу Венеры на ночной стороне.
После отделения от него верхней полусферы, в которой в сложенном состоянии находился аэростатный зонд, каждая часть
совершала автономный спуск. Через несколько минут началось наполнение аэростата гелием. По мере прогрева гелия зонд всплыл
на расчетную высоту (53-55 км).
|
Дорога к Венере была уже хорошо освоена многими советскими межпланетными станциями, начиная с "Венеры-2" и кончая "Венерой-16". Поэтому и полет
обеих станций "Вега" проходил практически без осложнений. Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции "Вега-1" 178 суток.
За двое суток до подлета от автоматической станции "Вега-1" был отделен спускаемый аппарат, при этом сам космический
аппарат ушел на пролетную траекторию. В отличие от аналогичных маневров, проведенных на станциях "Венера-11-14", эта
коррекция являлась частью маневров.
|
Результаты работы космической станции ВЕГА |
В это же время посадочный аппарат также совершал спуск на парашюте и одновременно передавал
научную информацию на космический аппарат "Вега-1" с последующей ретрансляцией информации на Землю. Через 10 минут после
входа в атмосферу на высоте 46 км произошел сброс тормозного парашюта, после чего спуск проходил уже на аэродинамическом
тормозном щитке. А на высоте 17 км атмосфера Венеры преподнесла сюрприз: сработал сигнализатор посадки. Возможно, виной
всему стала сильная турбулентность атмосферы на высотах 10-20 км. Последующие расчеты показали, что причиной
преждевременного срабатывания сигнализатора посадки мог послужить внезапный вихревой поток скоростью более 30 м/с. Но
главное, что по этому сигнализатору запустилась циклограмма работы приборов на поверхности планеты, в том числе
грунтозаборного устройства (ГЗУ). Получилось, что бур сверлил воздух, а вовсе не грунт Венеры.
После 63 минут спуска посадочный аппарат опустился на поверхность планеты в низменную часть
равнины Русалки северного полушария. Хотя от ГЗУ пользы уже не было никакой, зато другие научные приборы все-таки передали
ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата после посадки составила 20 минут. Однако не
посадочный аппарат привлекал всеобщее внимание. Все ждали появления сигнала с аэростатного зонда. После выхода на высоту
дрейфа включился передатчик, и радиотелескопы всего мира начали прием сигнала. Для обеспечения приема научной информации от
аэростатного зонда были созданы две сети радиотелескопов: советская, координируемая ИКИ АН СССР, и международная,
координируемая CNES (Франция). Советская сеть включала радиотелескопы в Евпатории, Уссурийске, Медвежьих озерах, Пущино,
Симеизе и Улан-Удэ. Международная сеть включала антенны DSN в Голдстоне (США), Канберреа (Австралия) и Мадриде (Испания), а
также радиотелескопы Грин-Бэнк (США), Аресибо (Пуэрто-Рико), Форт-Дейвис (США), Пентиктон (Канада), Атибая (Бразилия),
Эффельсберг (ФРГ), Онсала (Швеция), Хартбестек (ЮАР) и Паркс (Австралия). Французский национальный центр космических
исследований (CNES) координировал международную сеть радиотелескопов.
В течение 46 часов они вели прием. За это время аэростатный зонд под действием ветра преодолел
вдоль экватора расстояние 11500 км со средней скоростью 69 м/с, измеряя вдоль трассы полета температуру, давление,
вертикальные порывы ветра и среднюю освещенность. Полет зонда начался из района середины ночи, а закончил он свою работу на
дневной стороне. Для определения координат и скорости АЗ (методом дифференциальной интерферометрии с большой базой) на
пролетном аппарате все это время работал передатчик, работающий в том же диапазоне (18 см), что и передатчик аэростатного
зонда. Только завершилась работа с первым аэростатным зондом, а к Венере уже подлетала следующая межпланетная станция -
"Вега-2". 13 июня 1985 года произошло разделение её спускаемого и пролетного аппаратов, с уводом последнего с помощью
собственной двигательной установки на пролетную траекторию.
15 июня 1985 года, как под копирку, прошли операции по входу спускаемого аппарата в атмосферу
Венеры и приему информации с него, вплоть до посадки, отделения аэростатного зонда и выхода его на высоту дрейфа.
Единственным отличием стало своевременное срабатывание сигнализатора посадки в момент касания поверхности. В результате,
грунтозаборное устройство отработало штатно, что позволило провести анализ грунта в месте посадки, расположенном в
предгорьях земли Афродиты (южное полушарие) в 1600 км от места посадки СА "Вега-1".
Второй аэростатный зонд также дрейфовал на высоте 54 км и за 46 часов преодолел путь в 11 тыс.
км. Подводя промежуточный итог результатам полета советских межпланетных станций "Вега-1" и "Вега-2", можно сказать, что
удалось сделать качественно новый шаг в освоении Венеры. С помощью малых аэростатных зондов, разработанных и изготовленных
в НПО имени С.А. Лавочкина, была изучена циркуляция атмосферы планеты на высоте 54-55 км, где давление составляет 0,5
атмосферы, а температура 40°С. Эта высота соответствует наиболее плотной части облачного слоя Венеры, в которой, как
предполагалось, более отчетливо должно проявиться действие механизмов, поддерживающих быстрое вращение атмосферы с востока
на запад вокруг планеты - так называемую суперротацию атмосферы.
Свидание с кометой Галлея
Вскоре после пролета Венеры автоматическими станциями "Вега-1" и "Вега-2" и окончания работы с
аэростатным зондом были проведены коррекции траектории (25 и 29 июня 1985 года соответственно), с помощью которых аппараты
были направлены к комете Галлея. Обычно межпланетные станции, доставлявшие спускаемые аппараты в атмосферу Венеры,
продолжали полет по гелиоцентрической орбите, выполняя факультативную научную программу. На сей раз требовалось обеспечить
свидание с кометой Галлея в заданное время в условленном месте. Поэтому, начиная с момента обнаружения кометы наземными
телескопами, проводились ее наблюдения обсерваториями и астрономами всего мира. Кроме того, регулярно проводились
интерферометрические измерения не только для определения траектории самих аппаратов, но и для прокладки курса европейской
межпланетной станции "Джотто", у которой свидание с кометой должно было состояться на 8 суток позже, в рамках проекта
"Лоцман".
По мере приближения к цели уточнялись взаимное положение аппаратов и кометы. 10 февраля 1986
года была проведена коррекция траектории станции "Вега-1". Что касается второй станции, то отклонение от заданной
траектории оказалось в пределах допустимого, и от последней коррекции решили отказаться. После проведения коррекции была
раскрыта и выведена из транспортного положения платформа АСП-Г (12 февраля на "Веге-1" и 15 февраля на "Веге-2") и прошли
калибровки телевизионной системы и АСП-Г по Юпитеру. В оставшиеся до встречи с кометой дни проверялось функционирование
АСП-Г и всей научной аппаратуры.
4 марта 1986 года, когда расстояние от станции "Вега-1" до кометы Галлея составило 14 млн. км,
состоялся первый "кометный" сеанс. После наведения платформы на ядро кометы была проведена её съемка узгоугольной камерой.
При следущем включении 5 марта расстояние до ядра кометы составило уже 7 млн. км. Однако кульминация экспедиция наступила
6 марта 1986 года. За 3 часа до максимального сближения с кометой были включены научные приборы для ее исследования. В этот
момент расстояние до кометы составляло почти 760 тыс. км. Впервые космический аппарат находился на столь близком расстоянии
от кометы. Однако это был не предел, поскольку "Вега-1" стремительно приближалась к цели своего путешествия. После
наведения АСП-Г на ядро кометы началась съемка в режиме слежения по информации с телевизионной системы, а также изучение
ядра кометы и газопылевой оболочки, окружающей ее, с помощью всего комплекса научной аппаратуры. Вся информация передавалась
на Землю в режиме реального времени со скоростью 65 кбод. Поступающие изображения кометы тут же обрабатывались и выводились
на экраны в Центре управления полетом и Институте космических исследований. По этим снимкам можно было оценить размер ядра
кометы, его форму и отражающую способность и наблюдать сложные процессы внутри газовой и пылевой комы. Максимальное
сближение станции "Вега-1" с кометой составило 8879 км.
|
Вскоре после пролета Венеры автоматическими станциями "Вега-1" и "Вега-2" и окончания работы с аэростатным зондом были
проведены коррекции траектории (25 и 29 июня 1985 года), с помощью которых аппараты были направлены к комете
Галлея.
|
Космический аппарат "ВЕГА" (Венера-Галлей) |
Общая продолжительность пролетного сеанса составила 4 часа 50 минут. В ходе пролета космический
аппарат подвергся очень сильному воздействию кометных частиц при скорости столкновения 78 км/сек. В результате такой
"пескоструйной" обработки мощность солнечной батареи упала почти на 45%, а в конце сеанса произошел еще и сбой трехосной
ориентации аппарата. К 7 марта трехосная ориентация была восстановлена, что позволило провести еще один цикл изучения
кометы Галлея, но уже с другой стороны. В принципе, планировалось провести два сеанса изучения кометы станцией "ВЕГА-1" на
отлете, но последний из них проводить не стали, чтобы не мешать второму аппарату.
Работа со вторым аппаратом проходила по аналогичной схеме. Первый "кометный" сеанс был проведен
7 марта и прошел без замечаний. В этот день комету изучали сразу двумя аппаратами, но с разного расстояния. А вот во втором
сеансе, проводившимся в Международный женский день 8 марта, из-за ошибки наведения изображений кометы получено не было. Не
обошлось без приключений и в ходе пролетного сеанса 9 марта. Начинался он так же, как и пролетный сеанс "Веги-1". Однако за
полчаса до максимального сближения, которое составило 8045 км, произошел отказ в системе управления платформой. Ситуацию
спасло то, что было задействовано автоматическое включение резервного контура управления - программу исследования кометы
Галлея удалось выполнить полностью. Общая продолжительность пролетного сеанса "Веги-2" составила 5 часов 30 минут.
Хотя падение мощности солнечных батарей после встречи с кометой составила те же 45%, это не
помешало провести еще два сеанса изучения кометы на отлете - 10 и 11 марта. В результате исследования советскими
автоматическими станциями "Вега-1" и "Вега-2" кометы Галлея были получены уникальные научные результаты, в том числе около
1500 снимков. Впервые космические аппараты прошли на столь близком расстоянии от кометы. Впервые удалось посмотреть с
близкого расстояния на одно из самых загадочных тел в Солнечной системе. Впрочем, не только этим исчерпывался вклад
станций "Вега-1" и "Вега-2" в международную программу изучения кометы Галлея. Во время полета станций, вплоть до их
максимального сближения с кометой, в рамках проекта "Лоцман" проводились интерферометрические измерения. Это позволило
провести западноевропейскую межпланетную станцию "Джотто" на расстоянии 605 км от ядра кометы. Правда, уже на расстоянии
1200 км в результате соударения с осколком кометы на станции вышла из строя телекамера, а сама станция потеряла ориентацию.
Тем не менее, западноевропейским ученым удалось получить уникальнейшую научную информацию.
Свой вклад в изучение кометы Галлея внесли и две японские межпланетные станции "Сусей" и
"Сакигакэ". Первая из них 8 марта совершила пролет кометы Галеея на расстоянии 150 тыс. км, а вторая прошла 10 марта на
расстоянии 7 млн. км. Блестящие результаты изучения кометы Галлея автоматическими межпланетными станциями "Вега-1",
"Вега-2", "Джотто", "Сусей" и "Сакигакэ" вызвало широкий международный общественный резонанс. В Падуе (Италия) прошла
международная конференция, посвященная результатам проекта. Его участники были приняты Папой римским Иоаном Павлом II.
Руководители советского проекта "Венера - Галлей", в том числе Генеральный конструктор НПО имени С.А. Лавочкина Вячеслав
Михайлович Ковтуненко и научный руководитель проекта, председатель Международного научно-технического комитета по проекту
"Венера - Галлей", академик Роальд Зинурович Сагдеев, были приняты в Кремле Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым.
Хотя с пролетом кометы Галлея программа полета автоматических станций "Вега-1" и "Вега-2" была
завершена, они продолжили полет по гелиоцентрической орбите, попутно исследуя метеорные потоки комет Дейнинг-Фудзикава,
Бисла, Бланпейна и все той же кометы Галлея. Последний сеанс связи со станцией "Вега-1" был проведен 30 января 1987 года.
В нем было зафиксировано полное израсходование азота в газобаллонах. Станция "Вега-2" продержалась несколько дольше.
Последний сеанс, в котором на борт проходили команды, был проведен 24 марта 1987 года. Автоматические станции "Вега",
вписавшие блестящую страницу в историю освоения космоса, стали последними советскими межпланетными аппаратами, созданными
на базе станций "Марс-71".
|