Марс - Красная Звезда
Исследование Солнечной Системы - Марс
 Исследователи
Марсоход Curiosity
Страница: Начало миссии Curiosity (Part #1, Part #2), Посадка на Марс (Part #1, Part #2, Part #3, Part #4, Part #5), Curiosity на Марсе (Part #1, Part #2, Part #3, Part #4, Part #5), Грунт на Марсе (Part #1, Part #2), Маршрут (Part #1, Part #2, Part #3), Органика на Марсе, 1000 дней на Марсе (Part #1, Part #2, Part #3), Галерея миссии Curiosity;
Марсоход "Curiosity"

Хронология первых дней на Марсе

4 день (9 августа)

В течение четвертого дня нахождения на Красной планете ровер передал на Землю первые результаты работы основной камеры Mastcam, а также в тестовом режиме запустил научные приборы — химический анализатор CheMin, устройство для сбора образцов грунта SAM, российский нейтронный анализатор DAN, а также спектрометр APSX. По сообщениям официальных представителей NASA, все тесты прошли успешно.
    Что касается камеры Mastcam, то с нее были получены 130 миниатюрных цветных снимков, из которых составлена первая круговая панорама.

Это первая 360 градусная цветная панорама кратера Гейл и места посадки ровера Curiosity. Ученые хотят подробнее изучить серые пятна на переднем плане. Это место где ракетные двигатели посадочной ступени взрыхлили верхний слой поверхности Марса. Цветной обзор местности позволил выявить дополнительные оттенки красновато-коричневого цвета дюн что, вероятно, указывает на различие текстур или пород. Снимки сделаны 8 августа PDT (9 августа EDT). Сама панорама составлена из 130 снимков разрешением 144х144 пикселя.
МАРСОХОД CURIOSITY

Спешим сообщить, что данная панорама, а также другие цветные фотографии, сделанные с борта Curiosity, выполнены в натуральных цветах. Также при помощи камеры Navcam, предназначенной для определения положения ровера, была сделана другая круговая панорама — «автопортрет», также составленный из миниатюр.

7 день (12 августа)

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Специалистов Национального аэрокосмического агентства США (NASA) трудно упрекнуть в стремлении упростить себе работу, даже когда речь идет о выполнении сложнейших проектов за пределами Земли. Но, как показывает практика, выбор более сложных путей решения задачи приносит свои плоды. Взять хотя бы разработанную и опробованную многоступенчатую схему посадки марсохода Curiosity, в которой нашлось место и парашютам со спускаемой капсулой, и реактивным двигателям с «воздушным краном». Применение такого подхода позволило без малейшей угрозы научному оборудованию и работоспособности ровера в целом, осуществить мягкую посадку на марсианскую поверхность.
    Не обошлось без внедрения комплексных решений и в программной части Curiosity: на каждом этапе работы марсохода предусматривается полное обновление ПО в соответствии с текущими задачами. К примеру, во время полета и первых нескольких дней на Красной планете, марсоход использовал программы, «заточенные» именно под посадку и развертывание, с наименьшим присутствием софта, который отвечает за перемещение по поверхности. В течение первых выходных на Марсе оба основных компьютера MSL получили загруженное еще во время перелета обновление ПО, которое отныне максимально настроено для решения научных задач. В частности, без участия инженеров с Земли марсоход сможет во время движения идентифицировать препятствия и выбирать оптимальные пути их преодоления с коррекцией всего маршрута. Также был установлен другой важный набор обновлений, предназначенных для полнофункционального использования роботизированной руки-манипулятора.

МАРСОХОД CURIOSITY

В течение ближайших нескольких недель будет принято решение о том, куда отправить ровер по окончании периода проверки и настройки оборудования. Для этого специалисты изучают переданные марсоходом снимки окрестностей.

Двигаясь по круговой орбите высоко над марсианской поверхностью, орбитальный аппарат НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) следил за зоной посадки марсохода с самого начала, с момента его приземления. Для осуществления съемки использовалась и используется камера High-Resolution Imaging Science Experiment (HiRISE) аппарата MRO, с помощью которой осуществляется съемка марсианской поверхности в высоком разрешении. И вот на одном из последних снимков аппарата MRO, сделанных камерой HiRISE, можно увидеть собственно марсоход Curiosity, окруженный породами синеватого оттенка. Марсианский север находится вверху изображения, а конечная цель марсохода, гора Шарп, располагается на северо-восток от марсохода.
    Естественно, команда, обрабатывающая снимки с камеры HiRISE, "поколдовала" и над этим снимком тоже. Это было сделано для увеличения цветности и контрастности снимка, благодаря чему на нем можно разобрать даже достаточно мелкие подробности. В действительность все цвета, включая синеватый цвет пород в месте приземления, смещены в сторону серого цвета. А синеватое "окружение" марсохода является ничем иным, как следом реактивных двигателей посадочной системы "Sky Crane", которые все же достали до поверхности и сдули всю пыль с верхнего каменистого слоя.

13 день (19 августа)

В предыдущие дни для испытаний анализатора ChemCam была выбрана первая мишень - небольшой камень, которому присвоили номер N165.
    "Камень N165, 7-сантиметровый обломок марсианской породы, находится на поверхности на расстоянии около 3 метров относительно текущей позиции марсохода Curiosity. Из за его относительно больших габаритов этот камень стал первой целью для лазерного оружия марсохода" - рассказывает Роджер Винс (Roger Wiens), ученый-планетолог из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, который возглавляет группу ученых, работающих с инструментом ChemCam, марсохода Curiosity.
    Каждый выстрел лазера ChemCam имеет энергию 14 миллиджоулей, что эквивалентно энергии света от миллиона лампочек, сфокусированной на площади острия булавочной иголки. Свет лазера, попавший на поверхность камня, вызовет испарение части материала и превращения его в плазму. Следующая вспышка лазера заставит эту плазму переизлучить свет, который будет захвачен оптической системой инструмента ChemCam и передан по оптоволоконному кабелю к спектрометру космического аппарата. Разложив полученный свет на спектральные составляющие, ученые смогут достаточно точно определить состав материала, испаренного лазерным импульсом.

МАРСОХОД CURIOSITY

И вот 19 августа Марсоход Curiosity успешно "убил" первый марсианский камень, используя свое лазерное оружие ChemCam во имя науки. Во время учебных "стрельб" марсоход Curiosity произвел залп из 30 импульсов лазерного света в течение 10 секунд времени, проделав в лежащем неподалеку камне крошечное отверстие.
    Все подробности проведения тестовых испытаний опубликованы в пресс-релизе НАСА. Камень, который выступил в качестве мишени, имеет размер, сопоставимы с размерами кулака, и получил полушутливое название "Coronation", хотя до этого он имел лишь порядковый номер N165. Согласно заявлению НАСА, "Этот камень является первым образцом пород на чужой планете, который был исследован с помощью лазерной системы".

МАРСОХОД CURIOSITY

"Каждый импульс лазера доставил к поверхности камня более миллиона ватт энергии в течение пяти миллиардных долей секунды. Эта энергия лазерного света возбудила атомы материала камня, превратив их в ионизированную светящуюся плазму". Снимок, демонстрирующий камень N165 и отверстие, проделанное в нем лазером марсохода Curiosity В то время, как проведенный эксперимент является больше испытаниями лазерной системы, представители НАСА утверждают, что результаты этих лазерных "стрельб" представляют собой немалую научную ценность, раскрывая особенности строения и состава марсианских горных пород.
    Специалисты NASA также сообщили, что им удалось получить данные о химическом составе "выжженного" участка поверхности, на которой сел посадочный модуль. Анализ данных лазерного спектрометра ChemCam показал, что состав этого участка не отличается от базальтовых пород, изученных ранее при помощи устройства. Спектрометр также нашел на поверхности планеты следы магния, титана и атомов водорода.

ВИДЕОЗАПИСЬ

Через некоторое время после успешного приземления марсохода Curiosity на поверхность Марса, которое произошло 6 августа 2012 года, НАСА опубликовало первую видеозапись процесса спуска и приземления. К сожалению, качество этого видео было настолько плохим, что на нем разобрать что-либо было можно лишь с превеликим трудом. И вот в этот же день (19 августа), представители НАСА решили исправить свою оплошность, опубликовав видео процесса спуска и посадки марсохода Curiosity в высоком качестве и разрешении. И хотя это видео не является первым, это - самый высококачественный видеоматериал, доступный на сегодняшний день.
    Задержка в выпуске высококачественного видео объясняется тем, что в самом начале на Землю были переданы уменьшенные копии снятых изображений, небольшого разрешения и объема, из которых был смонтирован первый видеоролик. Но за прошедшее с момента посадки время на Землю были переданы снимки с полным разрешением, имеющие значительный объем данных, которые стали основой второго, более высококачественного видео.

МАРСОХОД CURIOSITY

Из-за того, что оборудование марсохода Curiosity и системы Mars Descent Imager делало снимки с частотой всего четыре кадра в секунду, видеоизображение выглядит немного "рваным". Но, несмотря на это, на новом видеоролике уже можно рассмотреть даже мелкие детали марсианского ландшафта и он вполне дает нам представление о том, на что именно была похожа посадка на поверхность Марса.

17 день (22 августа)

Через 2 недели после посадки Марсоход MSL Curiosity успешно прошел первый тест-драйв на поверхности Марса. Аппарат проехал несколько метров и развернулся на 90 градусов. По словам Мэтта Хэвэрли (Matt Heverley), руководителя команды управления марсоходом, двигательная система аппарата полностью исправна.

МАРСОХОД CURIOSITY

Кроме того, на конференции Лаборатории реактивного движения NASA, прошедшей также 22 августа, было принято решение присвоить месту посадки марсохода название Bradbury Landing - в честь фантаста Рэя Брэдбери, автора "Марсианских хроник", которому в этот день исполнилось бы 92 года. "Он первым представил возможность существования жизни на Марсе", - прокомментировал решение команды директор научной программы MSL Майкл Майер (Michael Meyer).
    Свежие изображения, выложенные на веб-портале миссии Mars Science Laboratory, демонстрируют следы колес марсохода, оставленные им во время совершения маневров и начала движения. Дальность первого "путешествия" марсохода Curiosity составила всего несколько метров, тем не менее, это является первым шагом выполнения двухлетней миссии этого аппарата, обошедшейся в сумму 2.5 миллиарда долларов.

МАРСОХОД CURIOSITY

Ожидается, что за все время пребывания на Марсе марсоход Curiosity пройдет расстояние минимум в 20 километров и исследует подножье горы Шарп, высотой 5 километров, которая располагается почти в самом центре кратера Гейла, диаметр которого составляет 154 километра.

МАРСОХОД CURIOSITY

Начиная с момента приземления марсоход Curiosity проходил серию испытаний, тестов оборудования и узлов аппарата, все это время камеры марсохода снимали окружающую аппарат местность. Тестирование показало, что почти все системы и научные приборы марсохода находятся в норме и работают в штатном режиме.
    Ранее успешные испытания прошли лазерный спектрометр ChemCam, цветная камера Mastcam, спектрометр APXS, химический анализатор CheMin, прибор для анализа образцов грунта SAM и российский нейтронный анализатор DAN.
    Прибор DAN российского производства обнаружил, что грунт в месте посадки аппарата содержит порядка 1,5 процента воды (или гидратированных минералов).
    Об этом СООБЩИЛ научнй сотрудник Института космических исследований РАН Максим Литвак. По словам Литвака, это предварительные данные. "Мы еще сличаем численные модели и результаты измерений. Можно сказать, находимся в процессе летных калибровок", - приводит агентство слова российского ученого. "Мы еще в начале пути", - добавил Литвак. Примечательно, что согласно расчетам в месте посадки марсохода в кратере Гейла должно быть 5,6-6,5 процента воды в грунте, то есть обнаруженный показатель заметно ниже расчетного.
    Прибор DAN (Динамическое альбедо нейтронов) предназначен для измерения так называемого нейтронного альбедо марсианской поверхности. Для этого он облучает поверхность высокоэнергетическими нейтронами, регистрируя вторичные частицы, рожденные в результате этого процесса. Анализ ответного сигнала позволяет обнаружить водород - то есть прибор ищет не воду, а водород, поэтому, вообще говоря, сразу не может отличить H2O от гидратированных минералов.

18 день (23 августа)

За время своего присутствия на поверхности Красной планеты марсоход Curiosity отправил на Землю огромное количество данных для научных исследований. Представители NASA отметили, что объем информации, переданной Curiosity, уже превысил тот, который был получен от всех других разработанных организацией марсоходов, вместе взятых.

МАРСОХОД CURIOSITY

На панорамном снимке выше можно увидеть подножие горы Sharp, которая по своей структуре напоминает Большой Каньон, расположенный на территории Соединенных Штатов. Изображение было снято 23 августа 2012 года при помощи системы Mast Camera, расположенной на марсоходе Curiosity, а после обработано специалистами NASA с целью упрощения анализа местности, запечатленной на снимке. По информации агентства, "острый курган", расположенный в центре снимка, имеет диаметр около 300 метров, а его высота приблизительно равна 100 метрам.

МАРСОХОД CURIOSITY

Еще одно изображение, снятое той же камерой MastCam марсохода Curiosity, имеет большую научную ценность благодаря тому, что на ней видно детали геологического строения горы Шарп. Специалисты НАСА утверждают, что геологические слои, расположенные выше и ниже ряда белых точек, сильно различаются по строению и имеют высокую неоднородность.
    "Слои, лежащие выше линии белых точек, имеют сильный наклон (опускаются слева направо), относительно нижних основных слоев, к сожалению, такие геологические особенности совершенно не видны с орбиты. Это является доказательством того, что линия белых точек является границей основных пород и пород, сформированных процессом осадочных отложений".
    Напомним, что гора Шарп (Mount Sharp или Aeolis Mons) является возвышением, высотой 5.5 километров, находящимся почти в самом центре кратера Гейла. Главной целью научной миссии марсохода Curiosity является проведение исследований района подножия горы Шарп и выяснения того, существовали ли в этом районе условия, благоприятные для возникновения и поддержания жизни в любых формах.

24 день (29 августа)

МАРСОХОД CURIOSITY

Представители НАСА объявили о том, что марсоход Curiosity, в среду 29 августа 2012 года, наконец покинул место посадки, названное Брэдбери Лэндинг (Bradbury Landing), то место, где он приземлился на поверхность Марса 6 августа 2012 года, и совершил перемещение, длиной 16 метров. Марсоход начал движение в восточном направлении, направляясь к пятну под названием Гленэльг (Glenelg), к точке на поверхности Марса, где в одном месте соединяются три разных типа марсианского ландшафта. Научные исследования, которые будет проводить марсоход в районе пятна Гленэльг, станут первым этапом выполнения его глобальной миссии.

МАРСОХОД CURIOSITY

До последнего перемещения марсоход уже совершал два коротких перемещения, которые были тестами его двигательной системы и переместили марсоход для изучения участка марсианской поверхности, подвергшейся воздействию струи двигателей посадочной системы "Sky Crane".
    "Это перемещение знаменует собой начало движения к первой научной цели, к пятну Гленэльг. И нам приятно видеть следы марсианского грунта на колесах марсохода Curiosity" - рассказал Артур Амадор (Arthur Amador), руководитель миссии со стороны Лаборатории НАСА по изучению реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory). - "Поездка прошла замечательно, в точности совпадая с прогнозами разработчиков, конструировавших марсоход".

МАРСОХОД CURIOSITY

Пятно Гленэльг находится на удалении 400 метров от места посадки марсохода Curiosity, поэтому марсоходу потребуется некоторое время для того, что бы добраться туда. Тем более, что исследователи планируют сделать несколько остановок по пути. "Мы планируем оставаться в текущем местоположении около одного дня, но на следующей неделе марсоход совершит более длинное перемещение, за которой последует более длительная остановка" - сообщили представители НАСА.

25 день (30 августа)

Новое изображение, опубликованное НАСА, демонстрирует вид, открывающийся взгляду камер марсохода Curiosity. Марсоход сделал серию снимков своей навигационной камерой, охвативших угол обзора в 360 градусов, а специалисты из Лаборатории НАСА по изучению реактивного движения "сшили" эти снимки в одно панорамное изображение, показывающее откуда прибыл марсоход, где он находится сейчас и куда он направляется.

МАРСОХОД CURIOSITY

Фотоснимки, использованные для создания панорамного изображения были сняты камерой марсохода 30 августа этого года, после того, как марсоход завершил очередной марш-бросок по поверхности Красной Планеты, длиной чуть более 20 метров (70 футов). С 1 сентября марсоход совершил еще одну поездку, длиной 30 метров, которая стала самым длинным перемещением марсохода с момента его приземления, что дает нам представление о темпах его движения по поверхности Марса.
    Пятно Гленэльг расположено на расстоянии около 400 метров от места посадки марсохода. Учитывая сложившиеся темпы передвижения Curiosity, нетрудно посчитать, что для достижения места назначения марсоходу потребуется несколько недель времени

29 день (5 сентября)

5 сентября марсоход Curiosity завершил очередной этап перемещений по поверхности Красной Планеты. Пройдя в общей сложности 109 метров, марсоход с ядерной силовой установкой находится на отметке в четверть пути от места посадки до первого пункта назначения - пятна Гленэльг. Теперь, когда были выявлены и исправлены почти все ошибки в системе, обеспечивающей движение аппарата, настала очередь проверки его очередного инструмента - роботизированной руки-манипулятора. Марсоход Curiosity проведет следующие шесть-десять дней, проверяя работу 2.1-метрового манипулятора и его набора инструментов в различных режимах.

МАРСОХОД CURIOSITY

"Мы будем выполнять манипулятором все виды движения, на которые способна его конструкция. Особое внимание будет уделено точному позиционированию манипулятора в "ключевые точки", которые были заданы во время тестирования здесь, на Земле. Так же будет проверено выполнение всех операций, выполняемых с помощью манипулятора, таких как отбор проб грунта с поверхности и перемещение его в приемные порты бортовых аналитических инструментов" - рассказывает Даниэль Лимонади (Daniel Limonadi), ведущий инженер по системам отбора проб и научных инструментам марсохода Curiosity. - "Все эти действия необычайно важны для определения того, как рука-манипулятор будет функционировать после длительного полета к Марсу, после "бурной" посадки на поверхность, в условиях марсианской атмосферы и температуры".

МАРСОХОД CURIOSITY

Проверка работоспособности манипулятора требует стоянки марсохода на плоской ровной поверхности и падения лучей солнца под определенным углом для обеспечения наилучшей видимости с камер аппарата. Именно эти причины стали причинами стоянки Curiosity на том месте, где он находится сейчас. Помимо "разминки" манипулятора во время достаточно продолжительной стоянки будут проведены тесты и калибровка камеры Mars Hand Lens Imager и системы спектрометра Alpha Particle X-Ray Spectrometer, изготовленного канадскими специалистами.
    Рука-манипулятор марсохода Curiosity разработана и изготовлена подразделением Space Division компании MDA Information Systems Inc., находящейся в Пасадене, Калифорния. Манипулятор имеет пять степеней свободы и достаточно силен, что бы поднять и манипулировать 33-килограммовой рукой, которая может держать множество различных инструментов и научных приборов. В состав оборудования руки-манипулятора входят миниатюрная буровая установка, выносной спектрометр, цифровая оптическая лупа, сборщик проб и щетка для удаления пыли с места отбора проб.

МАРСОХОД CURIOSITY

"Мы до сих пор обучаемся тому, как можно управлять и использовать марсоход Curiosity. Это очень сложная машина и управление ею не менее сложное" - рассказывает Джой Грисп (Joy Crisp), один из координаторов проекта Mars Science Laboratory со стороны Лаборатории НАСА по изучению реактивного движения, который принимал непосредственное участи в разработке и создании марсохода.
    По завершению тестов манипулятора марсоход Curiosity проведет несколько следующих недель, медленно передвигаясь к месту назначения, пятну Гленэльг, со средней скоростью 4 сантиметра в секунду. Именно там марсоход начнет выполнение своей основной научной миссии, целью которой является выяснение того, существовала ли когда-нибудь и существует ли сейчас жизнь на Марсе.
Источники: www.dailytechinfo.org, www.3dnews.ru, photojournal.jpl.nasa.gov, www.lenta.ru