Юпитер - грозный гигант
1 - 2 - 3 - 4
КА "Galileo" и Юпитер

Изменения на Ио около Воланда
PIA01071

Детали изменений, произошедших на Ио в районе Воланд (Volund), можно рассмотреть при сравнении снимков, сделанных Вояджером 1 в апреле 1979 года (слева), и Галилео в сентябре 1996 года (справа). Север сверху изображения. Область покрытия примерно 600 на 600 км. Хорошо заметна линейная структура, которая может быть вулканической расщелиной, протянувшейся на восток от южного конца Воланда. Темный материал лежит к западу от трещины, а также видно кольцо из светлого материала, с центром около середины расщелины. Этот материал, скорее всего, является осадком SO2 от извержения.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA01071

Изменения около вулкана Прометей на Ио
PIA01070

Детали изменений около отдушины в 650 км к северу от вулкана Прометей (Prometheus) на спутнике Юпитера Ио видны на этом изображении. Снимок слева получен в апреле 1979 года Вояджером 1, справа - снимок, сделанный Галилео 7 сентября 1996 года. Смещение темных и светлых радиальных областей могут произойти в результате извержения. Север сверху снимков. Площадь покрытия около 400 км2.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA01070

Изменения в вулканах Ио
PIA00495

Вулканы Ио можно изучать при помощи сравнения снимков Галилео, а также тех, которые были получены Вояджером еще в 1979 году. Вулкан Прометей расположен на снимках вверху (яркое кольцо). Он был первым активным вулканом, обнаруженным Вояджером, и, как видно на снимках, до сих пор извергается. Небольшое извержение было найдено около вулкана Куланн (Culann Patera) с помощью Галилео. Его можно заметить в виде темной структуре внизу слева. У Прометея остались все те же характеристике в форме, размере и яркости. Однако, можно все же заметить некоторые интересные различия. Появился новый поток лавы, выдающийся из жерла Прометея. К тому же, извержение теперь находится в 75 км к западу от того места, которое зафиксировал Вояджер. Пока до конца еще не известно, это новый источник извержения, или все тот же. Как бы там ни было, изучая снимки Галилео, ученые обнаружили множество изменений на Ио, произошедших с 1979 года. Снимок Галилео сделан с расстояния 487,000 км от Ио. Снимок Вояджера получен с дистанции в 800,000 км.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA00495

Извержения в цепочке Тваштара
PIA02584

Эта пара изображений получена с помощью Галилео. На них зафиксировано извержение в области Тваштара, где находится цепочка вулканов (Tvashtar Catena). На снимках видно изменение в местонахождении горячий лавы в течение несколько месяцев с 1999 года по 2000 год. Снимок слева объединен из данных, полученных 26 ноября и 3 июля 1999 год, с разрешением около 183 м и 1.3 км на пиксель. Красная и желтая лава является иллюстрацией, которая получена на основе снимков. Снимок справа - это композиция из пяти цветных наблюдений, проведенных 22 февраля 2000 года, с разрешением около 315 м на пиксель. Эти исследования являются случайными в наблюдениях Галилео, так как стиль подобных вулканов непредсказуем, и они достаточно короткоживущие для планирования исследований. Кратковременные вспышки вулканической активности были зафиксированы на Ио ранее с помощью наземных наблюдений, но интерпретировать стиль этой активности с низким разрешением не удавалось. Исследования Галилео подтверждают гипотезу, что сначала на поверхность вырываются лавовые фонтаны. Высокое разрешение снимков также подтвердили многие другие гипотезы. Среди них медленное течение лавы у Прометея (Prometeus) и Амирани (Amirani), а также лавовые озера у Пеле (Pele). Таким образом, исследователи теперь более уверены в том, что они наблюдают с помощью земной аппаратуры. Как бы там ни было, этих данных пока все еще недостаточно для построения точной и качественной модели вулканов, как земных, так и на Ио. На этих снимках также можно разглядеть геологические особенности Ио, такие как резкие границы плато к северо-востоку от активной лавы. Эти края могли образоваться постепенно в результате процессов, которые ассоциируются у нас с течением ручьев. Жидкий оксид серы (SO2) может быть ответственен за такие вещи на Ио. Похожие процессы с участием оксида углерода (CO2) происходят и на Марсе, поэтому они так волнуют ученых.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02584

Извержение Тваштар на Ио
PIA02545

Это вулканическое извержение было снято 25 ноября 1999 года. Это цепочка кальдер называется Тваштар (Tvashtar). Цветовая гамма немного усилена. Для получения этой картинки использованы снимки разрешения 1.3 км, полученные 3 июля 1999 года, и черно-белые более высокого - 180 м на пиксель, полученные в ноябре. Расплавленная лава достаточно горячая, и поэтому очень яркая и сильно засвечена. Это видно на оригинале в правом нижнем углу. Исследователи основывались на своих знаниях о возможностях камеры, чтобы восстановить цветовые характеристики лавовых фонтанов. Эти фонтаны достигают высоты в 1.5 км над поверхностью. Несколько других потоков можно заметить на основании кальдер. Темные потоки являются более старыми. Продолговатая кальдера в центре снимка окружена выступающей на 1 км поверхностью. Есть места, где края этой структуры разрушены, что характерно для эрозионных процессов. Это происходит, когда основа утесов подмывается жидкими потоками, вызывая разрушение стен. На Земле такие эффекты происходят в результате подмывания водой. Также и на Марсе можно найти следы таких событий, что говорит нам о влажном прошлом красной планеты. На Ио жидким должен быть оксид серы (SO2), который затем практически сразу испаряется в окружающем вакууме, подрывая основу утесов. Север сверху изображения. Солнце освещает поверхность снизу слева. Черно-белое изображение было получено с расстояния 17,000 км.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02545

Продолжающееся извержение Тваштара
PIA02550

22 февраля 2000 года Галилео сделал этот снимок, на котором можно видеть активное извержение. Цепочка вулканов Тваштар находится на 60° с.ш. и 120° з.д. Прежде извержение здесь было зафиксировано в ноябре 1999 года. Темный поток в виде буквы "L" слева от центра отмечает собой извержение, которое было зафиксировано в то время. Белая и оранжевая область по левой стороне снимка указывает на новый горячий лавовый поток. Два маленький ярких пятна являются следствием свечением от расплавления породы на пути лавы. Большая оранжево-желтая лента является другим потоком, который растянулся на 60 км. Темное вещество, окружающее активные течения, не было выявлено на ранних снимках от ноября 1999 года. Цветовая мозаика была создана при комбинировании снимков, полученных в около-инфракрасном спектре, а также через основной и фиолетовый фильтры камеры Галилео. Интервал волн почти совпадает с ощущением человеческого глаза. Вариации оранжевого, желтого и белого в активных зонах представляет собой температурную разницу материала. Оранжевый относится к более холодным местам, белый, соответственно, к более горячим. Покрываемая область около 250 км. Север находится сверху. Солнце освещает поверхность слева.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02550

Взгляд на Тваштар
PIA03529

Эта мозаика из снимков цепочки вулканов Тваштар (Tvashtar) на Ио, полученных Галилео 16 октября 2001года, представляет серию изменений, произошедших за 2 года. Полосы светлых и темных отложений выступающих из центрального вулканического кратера, или так называемой патеры, являются остатками от высокого извержения, которое было видно на ранних снимках. Этот снимок, как и другие, полученные в ноябре 1999 года, феврале и декабре 2000 года, а так же в августе 2001 года, необходимы для изучения характеристик постоянно изменяющихся вулканических областей Ио. Тваштар сфотографирован через 10 месяцев после того, как Галелео и Кассини наблюдали здесь мощное извержение. Фонтан выдавался на 385 км над поверхностью и извергающийся материал покрывал территорию, удаленную на 700 км от его центра. Тваштар проявлял свою активность в совершенно различных стилях в течении двух лет:
    1. лавовая стена длиной в 50 км в центре патеры;
    2. огромный поток лавы или целое лавовое озеро слева от жерла;
    3. мощное высокое извержение.
    Исследователи считали, что после таких событий края патеры Тваштара должны были резко измениться. Однако, серия наблюдений показала, что произошли совсем небольшие изменения, указывая на то, что интенсивное извержение ограничивается переменами в локальной топографии. Север сверху, покрывается территория около 300 км, разрешение около 200 м на пиксель.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA03529

Северные извержения Ио
PIA02592

Левая пара изображений демонстрирует гигантское вулканическое извержение на краю диска Ио. На правой паре изображений видны красные кольца, которые появляются после выпадения богатых серой осадков на поверхность. Эти изображение сделаны в результате сближения Галилео с Ио в августе 2001 года. Во время наибольшего сближения 6 августа 2001 года, Галилео пролетел прямо в том месте, где находится вулкан Тваштар, около северного полюса спутника. Для того, чтобы убедиться в том, что этот вулкан активен, исследователи взглянули на Ио, когда тот был повернут к аппарату ночной стороной и подсвечивался Солнцем. Тваштар не проявлял такой активности, как ранее, но было найдено новое горячее место, примерно в 600 км южнее. Два снимка слева показывают выступающее извержение. Яркий внутренний выброс достигает высоты около 150 км, а верхняя точка его находится на высоте в 500 км над поверхностью. Это делает это извержение самым гигантским из всех зарегистрированных. Часть извержения продлевается к северу от жерла вулкана, как видно по промежуточной яркости на снимках. На одном из цветных изображений Ио (второе справа) виден "бычий глаз", состоящий из темного и светлого материала, которые отмечают место нового извержения (41° с.ш. и 133° з.д.). Ранее здесь не наблюдалось вулканических центров. Яркий материал от нового извержения перекрывает красное кольцо, окружающее Тваштар (63° с.ш. и 123° з.д.). Впервые кольцо последнего было обнаружено в декабре 2000 года. Другое цветное изображение Ио (крайнее правое) демонстрирует еще одно извержение около северного полюса - вулкан Даждьбог (Dazhbog Patera). Красное кольцо от него достигает диаметра около 1,000 км, что говорит о том, что фонтан от него достигает высоты около 300 км. В январе 2001 года это кольцо не было замечено, а это значит, что извержение свежее. Все изображения имеют разрешение около 18-20 км.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02592

Множественные излияния в области Тваштар
PIA02594

Новые и старые течения окружают район Тваштар (Tvashtar) на поверхности Ио. На этом изображении они видны в виде температурных отметок, зафиксированных Галилео. Большое горячее пятно говорит о том, что извержение до сих пор действует, после резкого скачка активности в декабре 1999 года. Температурная карта получена при инфракрасных исследованиях, проведенных Галилео 6 августа 2001 года при сближении с Ио. Для отметки местности использовали карту, полученную в феврале 2000 года. На ней можно увидеть, что Тваштар - это чашеобразная депрессия в северном полушарии спутника. В декабре 1999 года было зафиксировано резкое повышение вулканической активности в этом регионе. Галилео обнаружил извержение в точке А, где были найдены лавовые фонтаны. Когда аппарат снова пролетел около Ио в феврале 2000 года, извержение было отмечено в точке B, где лава была похожа на хвост рыбы. Температурная карта показала, что активность достаточно распространена в этой области. Наивысшая температура помечена крестиками. Возможно, что в этих местах лава непосредственно выходит на поверхность. Показанная температура имеет маленькое разрешение и пределы. Каждый пиксель такой информации показывает разрешение около 2 км. Более мелкие детали могут нагреваться на сотни градусов выше. В августе 2001 года Галилео не сделал снимков Тваштара в видимом спектре. Но, основываясь на расположении горячего материала, вулканологи выдвинули гипотезы об изменениях, произошедших на этом участке поверхности.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA02594

Взгляд на Ио в цвете
PIA01604

Это одно из цветных изображений Ио высокого разрешения, около 3 км на пиксель. Здесь этот спутник находится на фоне верхушки юпитерианских облаков, которые выглядят голубыми. Среди самых интересных деталей, которые видны на поверхности, можно выделить зеленоватые области, немного фиолетовые центры и края ярких, богатых оксидом серы (SO2), регионов, наподобие тех, что можно увидеть в нижнем правом углу. Хорошо видны темные пятна, окруженные ярко-красными пирокластическими отложениями от вулканических выбросов. Эти места охарактеризованы текущей активностью. В основном Ио приобрел такие оттенки из-за присутствия огромного количества серных компонентов, тогда как темный материал, из которого состоят потоки лавы и кальдеры, характеризуется преобладанием кремния. Север сверху снимка. Для получения цветовых оттенков использовали фильтры на 1 мкм, зеленый и фиолетовый спектры. Снимок получен 29 марта 1998 года с расстояния 294,000 км.

Перевод документа: http://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA01604